Puzzle-технология диагностики соционического типа. Пример применения PDF Печать E-mail

Прокофьев В.Г.

В статье рассмотрен пример практического применения Puzzle-технологии соционической диагностики [1]. Продемонстрированы некоторые технологические приемы используемого подхода, такие как анализ и текстовых и рисуночных материалов. Показано, как возрастает надежность выводов о соционическом типе за счет комбинации признакового и модельного подходов. В статье использованы картина и интервью художника.

 

Puzzle-технология – это научно обоснованная технология соционической диагностики.

В ее основеpuzzle2-2

  • использование комплекса методик наблюдения и регистрации информации;
  • применение признакового и модельного подходов для ее анализа;
  • выход на тип информационного метаболизма (ТИМ) испытуемого несколькими независимыми способами.

В списке ее преимуществ:

  • многократная самопроверка экспертом получаемых выводов путем обработки заведомо избыточного количества информации;
  • наличие критерия надежности диагностики [1].

В настоящий момент в своей консультативной деятельности мы используем две разновидности Puzzle-технологии:

  • структурированное диагностическое интервью;
  • групповой диагностический тренинг.

И в том и в другом случае эксперт с помощью дополняющих друг друга методик регистрирует и анализирует типологические маркеры в:

puzzle2-1

  • текстах ответов испытуемого;

     

  • проявлениях невербалики (мимика, жесты);
  • внешних данных испытуемого (пропорции тела; характер движений; вид, качество и стиль одежды);
  • результатах выполнения им проективных тестов (тестовые рисунки, мини-эссе, фантазии на темы сказочных сюжетов).

В качестве вспомогательных материалов эксперт может использовать имеющиеся в наличии видео, фото сюжеты с участием испытуемого, написанную им прозу, стихи, тексты раннее проведенных интервью, созданные им произведения изобразительного искусства, музыкальные сочинения.

В данной статье качестве иллюстрации работы Puzzle-технологии мы приведем анализ текста интервью с художником В. Ф. Орловским с его персональной выставки. А также диагностический разбор одной из его авторских работ. (Картина взята из видео-интервью с художником [2]).

Начнем с картины. Она выполнена в художественном направлении, названным живописцем «космопластицизм».

Модельный подход с наблюдением маркеров аспектов и работы функций модели А не применим для анализа картин, поэтому для ее соционического анализа используем

Признаковый подход с наблюдением маркеров признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР) и соционических малых групп (МГ) [3].

puzzle2-3

Сфокусируемся на ее центральной композиции. Остальное пространство полотна в силу максимального размытия деталей на нем играет скорее роль общего фона и может быть вынесено за пределы рассмотрения.puzzle2-4

Результаты анализа сведены таб.1.

Таблица 1. Соционический анализ картины художника

Типологические маркеры признаков

Признаки

Маркеры качества

- изображение абстрактно
- цель автора передать зрителю общую идею, а не красоту и проработанность отдельных элементов.

Интуиция [4]

Сильная

- детали не прописаны, контуры фигур размыты

- ограниченный цветовой спектр (минимум оттенков)

- ограниченный выбор форм объектов (для такого фантазийного сюжета): использованы две простые геометрические формы: прямоугольные параллелепипед и шар

- ошибки в передаче объемов и светотени: шип раковины не имеет объема и перспективы (выглядит как неровность в плоскости береговой линии), у дальнего шара отсутствует тень.

Сенсорика[4]

Слабая

- много то ли ангелов, то ли статуй, но мы не видим ни одного изображения их лиц и соответственно выражаемых ими эмоций

- тела скульптур также не передают никаких эмоций.

Этика[5]

Слабая

- на картине много правильных геометрических форм, прямых линий

- на картине нет объектов, предметов, несущих эмоциональную окраску.

Логика[5]

- на картине нет движения, фокус внимания - в неизменности объектов.

Пройдет минута, день, вечность – ничего не предполагает никаких изменений. Вечные горы, вечное море и вечные скульптуры.

Статика[6]

Сильная

В море на полном полотне то ли скалы, то ли лодки. Но разглядеть какое-либо движение не представляется возможным. Фокус внимания автора направлен именно на статичную центральную композицию.

Динамика[6]

Слабая

- много объектов в поле внимания, не связанных с автором сложившимися отношениями: горы, скалы, море, скульптуры, бесконечная набережная.

Экстраверсия[7]

Сильная

- нет намека на какие-либо взаимоотношения между ангелами.

Интроверсия[7]

Слабая

- в строгом порядке расположения повторяющихся объектов один постамент оставлен пустым.

Иррациональность[8]

- рассматривается абстрактно-уникальная ситуация некого форпоста в голой (далекой от любого жилья) пустыне.

«Рыцарь» [9]

- единственное средство защиты ангелов – меч в руке одного из них, но по виду он скорее всего в нерабочем состоянии

- в изображенной ситуации нет ни намека на какие-либо возможные угрозы. Только вечный покой и ангелы.

Рассудительность[10]

Позитивизм[11]

- в основном использованы пастельные бело-голубые цвета

I квадра [12]

Текст для дальнейшего анализа взят из интервью [13]

Для анализа авторского текста применимы и модельный и признаковый подходы к диагностике. В таблице 2 оба подхода полноценно продемонстрированы.

Таб. 2. Соционический анализ текста интервью

Фразы

Аспекты, признаки

Маркеры качества

Корреспондент (К): Вы организовали большую по объему выставку авторских работ…

ЧС [14]

 

Безусловно выставки лучший способ общения художника с миром.

Конструктивизм [15]

Сразу к делу без этики.

Позитивизм

Начал с преимуществ

БЛ [14]

Контактная (начало диалога)

ЧС [14]

Слабая (ушел от ЧС в вопросе к БЛ)

БЛ

Сильная

В моем случае композиции, космические инсталляции, архитектура, картины - это разные формы единого творческого процесса познания мира.

БЛ

Сильная, ментальная, продуктивная, мерность>2

«Исследователь» [16], Субъективизм [17], Статика

Позитивизм

Внимание к тому, что объединяет

В то же время ценность работы часто определяется не размером и формой, а идеей, ее гармонией, проникновением в суть вещей.

ЧС

Слабая (нивелируется + уход на другой аспект)

ЧИ [14]

Сильная, в ценностях, на нее переход с ЧС

Поясню свою мысль на классическом примере. Что более значимо в иерархии искусств картина Леонардо Мадонна Лита или архитектурный объект собор Св. Петра в Риме? Если рассматривать их как произведения искусства, то независимо от размера, формы и пластики они оба бесценны.

ЧС

Слабая (нивелиру-ется значение)

Логика

Сильная (если…, то)

Экстраверсия,
Статика

Поэтому я рассматриваю наряду с живописью и архитектуру как объект искусства и соответственно выставляю ее наравне с картинами.

БЛ,

Субъективизм

Сильная

ЧЛ [14]

Продуктивная

Персональная выставка – это демонстрация личного творчества, главной формы свободного выражения художника, архитектора.

Демократия

[18]

Творчество во многом таинственный, необъяснимый человеческий акт. …

ЧИ,

Процесс [19],
Иррациональность

Сильная, акцептная

Через выставки художник ведет сложный диалог с обществом о самых насущных проблемах, включая и так называемые вечные вопросы смысла и назначения человека в этом мире.

ЧЛ

Сильная, продуктивная

ЧИ, БИ [14]

Сильные

«Процесс»,

«Деловой стиль» [20]

Но непосредственное физическое присутствие на выставке в отличии от интернета позволяет увидеть и почувствовать истинный цвет, форму мазка,

ЧС

Контактная
Слабая («истинный» - крайность по ЧС)

живую эволюцию идеи по эскизам и вообще полноценно ощутить живую ауру творчества.

БИ,

ЧИ

Сильные, акцептные

Правда в плане архитектуры хорошо было бы в дополнение к выставке и одновременно увидеть архитектуру храмов в окружении природы.

ЧС,

Статика

Слабая (запрос)

В будущем я все же планирую и включение экскурсий в экспозицию выставок.

БИ+ЧЛ,

«Деловой стиль»

Ид, блок акцептной БИ и продуктивной ЧЛ (кратко,витально)

К: Выставка сложная, многоплановая. Можете Вы сформулировать некую идею как главную мысль выставки и что Вы считаете Вашим личным вкладом в искусстве.

ЧИ,
ЧЛ

 

Мой личный вклад в искусство, как мне представляется, — это созданное мною художественное направление «космопластицизм».

ЧЛ,

«Рыцарь»,

1 квадра

Искусство, как важнейшая форма творчества, является органической частью космического процесса развития цивилизации, и «космопластицизм» есть осознание этого процесса в искусстве в новых условиях развития цивилизации в ХХl веке.

БЛ, ЧИ
Статика,
Экстраверсия
Процесс

ЭГО

Я неоднократно высказывался по этому поводу.

ЧЛ

В настоящее время, как я заметил, многие коллеги уже воспринимают направление «космопластицизм», как некую свершившуюся реальность. Что уже большой прогресс.

Процесс, «Деловой стиль»

У архитекторов «космопластицизм» ассоциируется преимущественно с новым космическим масштабом пластики, но я хочу обратить внимание на важнейшую составляющую парадигмы этого явления – космическое качество во всех формах искусства.

БЛ, ЧИ

Сильные

1 квадра,

Статика

Позитивизм

Внимание к тому, что объединяет

Нужна компания … Нужно, чтобы были люди, которые имеют выход туда [жест - вверх], к тем, кто это решает. И вот пройти всю эту лестницу, собирать документы, собирать по крохам, правильно заполнить. Вот все и составляет потом…

БЭ [14]

Запрос на БЭ, блок Суперэго (нужна)

«Управленец» [16]

Слабый (Неуверенность в своей компетенции в части последовательного прохождения формальных процедур)

Очень часто для достижения этого качества необходимо освоить творчество предшествующих эпох, образно говоря, встать на их плечи, чтобы увидеть новые горизонты.

БИ

Акцептная, сильная, витальная

ЧЛ

Продуктивная

ЧИ

Акцептная, мерность - 4

«Космопластицизм» - это вершина пирамиды, фундамент которой базируется на достижениях предыдущих эпох. Этот процесс я представил в виде таблицы эволюции чистых форм в искусстве. …

БЛ

Продуктивная, сильная, ментальная

Экстраверсия

Часто рассматривая картины таких старых мастеров как Леонардо и Сальватора Розы, я сильно подпадал под их влияние, остро ощущая их таинственную ауру. И в какой-то момент я почувствовал необходимость создать свою версию на тему этих картин, но с современным подтекстом.

БИ,

Процесс

Акцептная

БЛ

Продуктивная

Картина появилась спонтанно, как бы помимо моей воли. Я не уверен, что она закончена и возможно я еще вернусь к ней. …

Иррациональность

К: Расскажите о планах на будущее, о чем мечтаете?

 

 

Парадокс в том, что несмотря на годы я только сейчас начинаю понимать смысл своей профессии. …

Тактика [21]

puzzle2-5

Несомненно можно поспорить с отдельными маркерами. Субъективность конкретного эксперта никто не отменяет.
Но именно такое накопление заведомо избыточного количества данных позволяет существенно уменьшать вероятность ошибок в определении ТИМа, в том числе связанных с профессиональным опытом и текущим состоянием эксперта.

 

Результаты соционического анализа:

Таким образом мы проанализировали картину художника и несколько страниц текста интервью с ним, используя Puzzle-технологию. Собранной  информации достаточно, чтобы неоднократно выйти на выйти на ТИМ художника, сравнить полученные результаты и тем самым проверить себя и надежность окончательного вывода.

Сколько же независимых выходов на ТИМ мы получили?


С помощью комбинаций из четверок ПАР – 3 выхода

Выход I. (По базису Юнга)

  • Интуиция
  • Логика
  • Экстраверсия
  • Иррациональность

Выход II.

  • Демократия
  • Субъективизм
  • Позитивизм
  • Конструктивизм

Выход III.

  • Статика
  • Рассудительность
  • Процесс
  • Тактика

 

С помощью соционических МГ– 2 выхода

Выход IV

  • «Исследователь»
  • «1 квадра»

Выход V

  • «Рыцарь»
  • «Деловой стиль»
  • БЛ в ЭГО (добавляем из модельного подхода для полноценного пятого выхода на ТИМ)

 

С помощью модели А – 5,5 выходов

Выход VI

  • ЧЛ - Продуктивная
  • ЧЛ - в Ид
  • БИ – Сильная

Выход VII

  • ЧС – Слабая,
  • ЧС - Контактная
  • БИ - Витальная
  • ЧЛ - Сильная

Выход VIII

  • ЧИ - Сильная
  • ЧИ - в ценностных блоках (ЭГО или СуперИД)
  • БИ - Акцептная

Выход IX

  • ЧИ - в ЭГО
  • БЛ - Мерность >2
  • БЛ - Продуктивная

Выход X

  • ЧИ – 4-х мерная
  • БЛ - ментальная

 Не полный выход XI

  • БЭ – в Суперэго

Собранная информация сделала возможным более десяти раз выйти на ТИМ!

Для демонстрации технологии была использована диагностика соционического типа художника В. Ф. Орловского, который эффективно использует в творчестве свои сильные стороны (особенности своего типа информационного метаболизма).

Это способствовало тому, что в результате все пройденные пути указали на ТИМ ИЛЭ.

И это не такой уж уникальный случай, хотя по нашему опыту вовсе не является общим правилом. Такой результат мы получаем при диагностике людей с так называемыми «чистыми», «реализованными» типами. При диагностике таких людей достаточно 4-5 раз подряд выйти на один и тот же тип, чтобы уже с уверенностью его назвать.

Значительно чаще мы наблюдаем у наших клиентов игнорирование (в силу тех или иных причин) своих предрасположенностей, подаренных природой в виде ТИМа. Это обычно бывает связано с особенностями (в том числе и проблемами) накопления их индивидуального жизненного опыта, влиянием других типологий. И тогда мы наблюдаем размывание выраженности отдельных ПАР, неопределенность качества работы отдельных функций. Это естественно усложняет диагностику, приводит к тому, что результаты наблюдений будут выводить нас на разные ТИМы.

Это не значит, что у человека нет ТИМа, «размытый» ТИМ или у него несколько ТИМов. Это значит, что необходимо добирать и добавлять в обработку новые данные, подробнее анализировать специфику рассматриваемых ситуаций или их предыстории, влияющих на те или иные флуктуации результатов. И тогда мы, собирая маркеры ПАР, МГ или психических функций, выделяем из них те, которые интерпретируются нами как однозначные (в силу их многократного однородного повторения). И уже с их помощью осуществляем 4-5 выходов на ТИМ. И если в результате выходим на один и тот же, завершаем диагностику. Если нет, диагностический процесс продолжается, мы проводим дополнительные наблюдения, собираем новую порцию данных и так до получения результата.

С помощью такого подхода мы обеспечиваем требуемую надежность диагностик.

Выводы.

Статья продемонстрировала возможности и достоинства Puzzle-технологии для применения в реальной практике диагностики типа информационного метаболизма.

Литература

1. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики
2. Виктор Федорович Орловский "Космопластицизм".
Выставка в МАрхИ 2011
3. Сайт НИИ Соционики. Соционика. Признаковый подход.
4. Сайт НИИ Соционики. Интуиция–сенсорика.
5. Сайт НИИ Соционики. Логика–этика.
6. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Статика-динамика".
7. Сайт НИИ Соционики. Экстраверсия-интроверсия.
8. Сайт НИИ Соционики. Рациональность–иррациональность.
9. Амирова Е.А. О Королях, Пажах, Рыцарях и Дамах.
10. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Рассудительность-решительность"
11. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Позитивизм-негативизм"
12. Прокофьева Т.Н., Каменева С.К. Еще раз о квадральных ценностях.
13. Персональная Творческая Мастерская Орловского В.Ф.

14. Прокофьева Т. Н. Семантика аспектов. В кн. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом . Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз», 2008. – 323 с.
15. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Конструктивизм-Эмотивизм"
16. Прокофьева Т. Н. Психологические типы и способности к профессии. АБИТУРИЕНТ, №11, 2003г.
17. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Весёлые-серьёзные"
18. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Аристократия-демократия"
19. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Процесс-результат"
20. Ю.В. Исаев, Т.Н. Прокофьева. Деловой стиль общения.
21. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Тактика-стратегия"

 

Еще ссылки по теме:

 


Обновлено 13.06.2018 12:28 Прочитано : 1354 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 67 гостей онлайн
Просмотры материалов : 7312808