Влияние третьей Воли на работу функций Модели А PDF Печать E-mail

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение в ЖЖ

Обсуждение на форуме

 

Резвов И.П., Цигенов А.В.,

 

You take the blue pill, the story ends, you wake up in your bed and believe whatever you want to believe. You take the red pill, you stay in Wonderland, and I show you how deep the rabbit hole goes.

Lana&Andy Wachowski

Выберешь синюю таблетку, история заканчивается, ты просыпаешься в своей постели и живешь обычной жизнью. Выберешь красную таблетку, и я покажу, как глубока кроличья нора.

Лана и Энди Вачовски

 

Воля. Мы часто слышим вопросы: что такое третья функция в психософии? Влияет ли психософия на соционику? Что такое третья Воля? Влияет ли третья Воля на Модель А? В этой статье мы поделимся личным опытом, приведём жизненные примеры, разберем влияние третьей Воли на горизонтальные блоки Модели А, расскажем про сверхконтроль третьей Воли.

 

3 Воля и соционикаПсихософия, так же, как и соционика, берет начало от Психологических типов К.Г. Юнга. И если соционика рассматривает типы личности с точки зрения обмена информации – информационного метаболизма, то психософия берет за основу обмен энергии, выносливости человека, рассматривая его по четырем функциям: Воля (сила духа), Логика (энергия мышления), Физика (выносливость физического тела), Эмоция (энергия душевных переживаний).Психософия выделяет 24 типа личности, названные либо по прядку функций, либо псевдонимами известных личностей, принадлежавших к данному типу. Например, тип с функциями 1 Эмоция, 2 Физика, 3 Воля, 4 Логика – называется ЭФВЛ или «Пушкин».

Соционика и психософия дополняют друг друга, помогая подробнее и пристальнее изучить личность человека. Рассмотрение с точки зрения обеих типологий помогает лучше увидеть внутритипную вариативность, т.к. каждый соционический тип может быть представлен любым из 24 типов по психософии. Итого мы рассматриваем 384 типа личности.

В этой статье мы рассмотрим вопрос: влияет ли психософия на соционику? Возьмем для разбора функцию Воля и поделимся личным опытом, рассказав, что такое третья Воля в психософии? Влияет ли третья Воля на Модель А? разберем влияние третьей Воли на горизонтальные блоки Модели А, приведём жизненные примеры, расскажем про сверхконтроль третьей Воли.

Воля – это сила духа, сама энергия человека. Умение желать и добиваться желаемого, навык принятия решений и достижения целей, лидерские качества, умение делать выбор. Третья функция по психософии называется «язвой». Получается, что у людей с третьей Волей уязвлен внутренний стержень, на котором держится личность. Поэтому другие функции тоже выглядят как третьи.

Третья функция обладает следующими свойствами: слабость, диалог, «жесткость», уязвимость, гибкость, зависть, сомнение, боязливость, компромисс, суперпроцесс, но и суперрезультат.

 

СУПЕРИД

 

«Я хотела бы влюбиться,

Да и кто бы не хотел?

Но у душ такие лица -

Не такие, как у тел»

Оля Арефьева

Интересным образом третья Воля влияет на работу функций Модели А. Начнем с блока СУПЕРИД. Это «детский блок», или блок «я хочу». А если в своих желаниях неразбериха? Да еще добрые люди могут подбросить свои желания и мечты, как кукушка яйца. А могут и прямо сказать: «я хочу, чтобы ты!». И если в первом случае есть ощущение подвоха, то первая реакция на второй случай протест, переходящий в скрытое противостояние. Причем даже если ЭГО знает, что это желание выгодно или открывает хорошие перспективы в будущем, то как чужеродное оно все равно постепенно отторгается, «нарывает» и выходит с гноем и кровью, как лопнувший фурункул.

Тяжело даются поздравления с праздниками. В процессе обдумывания пожелания можно зависнуть на теме, что же действительно хочет человек. Банальные поздравления кажутся недостаточными, а при индивидуальном подходе происходит длительный перебор воспоминаний, сбор информации о настоящем и прогнозирование, какая же идея может пригодиться поздравляемому в будущем. В этом контексте, самый тяжкий день – 31 декабря!

Так же остро воспринимаются и пожелания в свой адрес. Можно даже их систематизировать по убыванию искренности: искренне пожелание, искренняя попытка, хотел/а, но не смог/ла, пожелание для галочки, забыт. Поэтому собственный день рождения тоже тяжелый день.

Как же может помочь соционика?

Для начала необходимо позволить себе желать/мечтать/хотеть.Неважно что. Важно отслеживать, что чего-то захотелось. Далее сортируем желания по принципу свои/чужие. Если есть сомнение, что желание свое, то оставляем его в чистилище на ночь. Во время сна подсознание определится, пока ЭГО спит. Теперь свои желания можно отсортировать по приоритетам и приступить к их реализации. Если во время воплощения мечты в реальность нет подъема энергии, значит проскочил «засланный казачок». Еще один метод проверки желаний на подлинность – это посмотреть соответствует ли оно семантике суггестивной и активационной функций Модели А. Если нет, то может, стоит его переформулировать?

Разобравшись со своими желаниями можно приступить к исполнению желаний близких людей. И это кайф!

 

СУПЕРЭГО

 

 «Я не люблю, когда мне врут,

Но от правды я тоже устал»

Виктор Цой

Как же влияет третья Воля на работу блока СУПЕРЭГО? Или как влияет социум на жизнь Мещанина (это псевдоним 3 Воли)? По функциям СУПЕРЭГО люди стараются отвечать требованиям общества, а эти требования часто бывают непредсказуемы, поэтому возникает ощущение неудовлетворенности. До конца не ясно, соответствует ли поведение общественным нормам? Если к этому еще добавить мнительность третьей Воли, то эффект воздействия чужого мнения на человека возрастает многократно. «Надо» возводится в степень равную количеству высказавшихся. В качестве защитного механизма нарабатывается большое количество масок, чтобы вписываться в постоянно меняющуюся ситуацию.

«Мельник на ослике ехал верхом.

Мальчик за мельником плёлся пешком.

– Глянь-ка, – толкует досужий народ,

Дедушка едет, А мальчик идёт!

Где это видано? Где это слыхано? –

Дедушка едет, А мальчик идёт!

 

Дедушка быстро слезает с седла,

Внука сажает верхом на осла.

– Ишь ты! – вдогонку кричит пешеход. –

Маленький едет, а старый идёт!

Где это видано? Где это слыхано? –

Маленький едет, а старый идёт!

 

Мельник и мальчик садятся вдвоем –

Оба на ослике едут верхом.

– Фу ты! Смеется другой пешеход. –

Деда и внука скотина везёт!

Где это видано? Где это слыхано?

Деда и внука скотина везёт!

 

Дедушка с внуком плетутся пешком,

Ослик на дедушке едет верхом.

– Тьфу ты! – Хохочет народ у ворот. –

Старый осёл молодого везёт!

Где это видано? Где это слыхано? –

Старый осёл молодого везёт!»

Самуил Маршак

Как же может помочь соционика?

Стоит только зазеваться, и все те же добрые люди поставят тебе кучу целей и потом будут приходить и тыкать носом в отсутствие результатов.Единственный мотив воплощения этих целей – это нежелание пачкать нос. Но когда воплощаешь свои мечты, все совсем по-другому. Для того, чтобы их отстоять в споре уже есть энергия. И чем больше чего-то хочешь, тем сложнее свернуть тебя с пути. Собственно, это и есть главный секрет достижения цели. И чем важнее мечта, тем больше инициативы, от которой напрямую зависят лидерские качества.

 

ИД

 

«Какая грязь, какая власть

И как приятно в эту грязь упасть,

Послать к чертям манеры и контроль,

Сорвать все маски и быть просто собой...»

Ария

x ba2945d5-300x200Далее разберем физический уровень – блок ИД. Функции сильные и неосознанные, особо не размышляют и не рассуждают, не задумываются, как лучше поступить, и почему человек поступает так, а не иначе. Аналог автопилота. А какие настройки по умолчанию введешь – так полет и пройдет. В базовой комплектации у Мещанина есть такая настройка, как контроль. Контроль себя и всего что попадает под руку. Другими словами, это зажимание своей свободы и свободы людей, попавших в сферу влияния. Это и есть суперпроцесс, кульминацией которого является срыв. Мещанин похож на канатоходца, идущего над пропастью. Чуть расслабишься – упадешь.

«Я хочу, чтобы ты расслабился!» Казалось бы, невинное желание, но что же происходит с Мещанином, услышавшим такую фразу от близкого человека! Вопросы сыплются как из рога изобилия. А меня спросить, хочу я сам расслабиться или нет? Зачем тебе это? Какая тебе от этого выгода? Что ты будешь делать в этот момент? Все. Мозг «взорвался» и расслабиться уже точно не получится.

Контролировать свою первую функцию получается весьма неплохо, здесь есть опасность увлечься этим контролем, это и есть суперпроцесс по третьей функции. В дальнейшем он происходит как бы «на автомате», и крайне важно научится отпускать его. Пережатая первая функция может очень сильно подкосить человека, а отпустить поводки, значит выпустить наружу зверя. Афанасьев сравнивал Пушкина с бешеным кабаном. Если человек долго держал себя под контролем, а потом резко его убрал, его поведение может выглядеть не адекватным и пугающим.

Пример: «И тут я не сдержался. Меня обуял гнев. Эмоции, которые раньше с такой легкостью удавалось держать под контролем, вдруг вспыхнули и прорвались наружу. Я сжал кулак, и начал крушить все на своем пути. Я почти не чувствовал боли. Когда я снова смог себя контролировать, оглядевшись, я увидел, что разнес стол и два стула. И увидел испуганные глаза своего друга, я понял, что отпускать себя настолько лучше только наедине с собой».

Это пример человека с третьей Волей, который первый раз смог отследить свой сверхконтроль. Важно найти баланс в контроле себя, давать своим сильным функциям свободу без срывов.

Как же соционика может помочь научится расслабляться произвольно, а не только во время срыва?

Начнем с признания и принятия как можно большего количества своих отрицательных черт. Этот маневр имеет много важных последствий. Во-первых, получаем ответ на вопрос «кто я?», срывая с себя маски. Во-вторых, энергию, которую тратили на борьбу с собой, направляем на полезную деятельность. В-третьих, приближаемся к реальности, которая будет точкой отсчета для работы над собой. В-четвертых, недавно открытые качества теперь можно произвольно использовать в жизни. Не всегда же выгодно быть «белыми и пушистыми»? Количество контролируемых элементов заметно сократилось. Теперь постепенно усилием воли отпускаем оставшиеся. Предварительно рекомендую спустить пар по максимуму, потому что зверь, которого Вы собираетесь выпустить на волю, вряд ли был доволен тем, что сидел столько времени взаперти. Не забываем, что в этот момент не работает ни ЭГО (т.е. действия не обдумываются), ни СУПЕРЭГО (т.е. мнение социума не важно). Остается только СУПЕРИД (т.е. желания) и ИД (т.е. само Ваше животное начало). А теперь подумайте, чего же хотят звери, сидящие в клетке, например, в зоопарке? Первым Вашим желанием, скорее всего, будет жажда крови любого, кто попадется на пути, без разбора. И это сопряжено с увеличением физической силы минимум в два раза. Единственный способ остаться в живых свидетелю (случайному или нет) – это полностью расслабиться и отдаться на милость зверя. Не почувствовав угрозы он оставит Вас. Поздравляю! Дело сделано! Теперь ставим прогулки на воле на регулярную основу. Сложно, но жить, не доверяя своему телу, еще сложнее.

Для носителей третьей Воли важно научится давать своим сильным функциям свободу.

Пример: физические нагрузки с эмоциональным участием. Вокальное пение – эмоциональная нагрузка, во время которой приходится убирать контроль первой функции, чтобы дать объем своему голосу. Здесь же происходят и физические нагрузки, важно дышать всеми легкими и полностью ощущать свое тело.

А с физическими нагрузками все еще проще: спортзал и лучше всего под наблюдением друзей или тренера. Можно также съездить на дачу и просто поколоть дрова.

И конечно сцена и публичные выступления.

Когда выстроены свои границы, начинаешь обращать внимание на границы других людей. Особенно это заметно при совместном проживании. А при учете того, что все функции Мещанина обладают свойствами третьей, заметна каждая мелочь.

«Я повстречала его весною, 

Он был художник почти известный,

Мы целовались с ним под сосною –

И он женился, поскольку честный.

Он пил немного, он был негрубым,

Такое счастье, девки, лишь раз бывает!

Одно смущало – почистит зубы,

И вечно тюбик не закрывает. 

Но я внимания сперва не обращала –

Такой мужчина мне небом даден!

И все по-бабьи ему прощала,

Все – даже тюбик, будь он неладен...

А он, рисуя, впадал в нирвану,

то вдруг обнимет – люблю, говорит, и баста!

То вдруг, проказник, потащит в ванну...

А там открыта зубная паста!

А я, как дура– носки стирала,

В супы ложила бульонный кубик,

И все просила, все умоляла:

"Почистил зубы – закрой, блин, тюбик!"

А он, скотина – ну как нарочно:

"Все это, Глаша,– говорит,– второстепенно!"

Скажите, девки– ну разве можно

Любить и гадить одновременно?!

И я с досады ушла к соседу,

Ведь у соседа – вставная челюсть.

...На полке тюбик от "Бленд-а-меду"

Лежит закрытый. Какая прелесть...»

Виктор Третьяков

 

ЭГО

 

3 Воля и соционикаОстался блок ЭГО. Его функции наиболее осознаны. Решения, принятые на основе этих функций, наиболее продуманы и взвешены. Учитывая колебания Мещанина при принятии решений, даже чересчур продуманы и взвешены. Чаще всего первое решение самое оптимальное, вот только на нем процесс не останавливается, и дальше можно залезть в дебри. Решения, принятые по семантике функций блока ЭГО, даются значительно легче. И еще помогает, хотябы чуть-чуть, поговорить об этом.

Люди с третьей Волей любят тонкость и очень ценят, когда ее проявляют другие люди, причем этой тонкости хочется во всем. Особенно в близких и доверительных отношениях. Тонкость действий: Мещанин, когда планирует свои действия или принимают какое-то решение, чаще всего стремится сделать это решение тонким и незаметным, и одновременно очень расчетливым. Выражение «Это очень тонкая игра».

Например, если от человека нужно получить информацию, можно спросить напрямую, а можно подвести человека к этому так, что он сам все расскажет, при этом, не узнав, какую цель преследовал оппонент. Не подставляться под удар.

Тонкое отношение к себе третья Воля чувствует и ценит.

Возможно, именно здесь и рождается уязвленность третьей Воли. Она окрашивает собой все остальные функции у человека. И мир с детства воспринимается достаточно болезненно. Ощущение сразу всех третьих функций дает фундаментальное понимание, как непросто живется на свете людям. Хотя, на мой взгляд, именно это позволяет в дальнейшем очень тонко и аккуратно строить свой жизненный путь.

Пример: человек с третьей Волей и с базовой интуицией возможностей.

«Когда, я общаюсь с человеком, я всегда вижу его потенциал, вижу, как он воспринимает мир. Вижу, как ему раскрыть свои способности, как добиться от себя большего, но честно говоря, побаиваюсь говорить об этом прямо. Четко вижу, какие психологические травмы были, как поменялось его восприятие. Если контакт между мной и человеком достаточно близкий, получается даже видеть сны этого человека».

«Душа человека как очень тонкое стекло, когда через него проходит обычный белый свет, он преломляется через призму этой души и рассыпается на миллиарды красок, окрашивая мир в совершенно иные цвета, которые мы почему-то устаем замечать в повседневной жизни».

Третья Воля и слово «Пожалуйста». Тут стоит сразу начать с примера. Разберем две фразы: «Сделай это…» и «Сделай это,… пожалуйста».Первая фраза звучит, как приказной тон, а вторая как просьба. Самое интересное, что первую фразу люди с третьей Волей говорят намного чаще, чем вторую. Дело собственно вот в чем: Мещанин не приказывает, он чаще всего просто просит, и как часто бывает в жизни: «Ну, я-то понимаю, что это просьба, значит, он поймет». Однако в реальности все может казаться совсем не так. Так проявляется жесткость третьей Воли.

Мещанин в человеке сразу ищет болевые места, зажимы в теле, в психике человека («копается в грязном белье»). Это работает как защитный механизм: в случае нападения или проявления агрессии третья Воля знает, куда бить.

С другой стороны, если к третьей Воле проявлено осторожность и понимание, видя болевые места человека, третья Воля может проявить сверхконтроль.

Например, возьмем интертипные отношения полный эрос: Пушкин (ЭФВЛ) и Сократ (ВЛЭФ).

Сократ проявил осторожность и чуткость к третьей Воле Пушкина. Усилием Воли Пушкин начинает сдерживать свою первую и вторую функции, осуществляя непрерывный контроль, чтобы не задеть третью Сократа. Может создаться впечатление, что первая функция, как бы «в отключке», однако это просто третья функция контролирует первую и вторую.

Между двумя третьими Волями иногда бывает очень чуткий контакт. Однажды, медленно продвигаясь в очереди, я обратил внимание на кассиршу. Она была очень сильно подавлена. Меньше всего ей сейчас хотелось быть так близко к людям. На очередного покупателя она боялась взглянуть. Когда подошла моя очередь, мы обменялись взглядами. Но, по факту, я даже не видел ее. Фокус был не на ней, а в 30 сантиметрах перед. Минимальное касание личного пространства. Плюс посыл взаимопонимания. После финансовых манипуляций она стала помогать собирать еду в пакет. Причем в четыре руки мы сложили все так и в той последовательности, как если бы это сделал я сам.

Окружающим: часто замечал, что глаза третьих Воль оживают после фразы, а что ты думаешь? А как бы ты поступил? Особенно когда Мещанин вроде хочет что-то сказать, а вроде и молчит. И, как и любую третью, очень важно дослушать до конца.

Особые отношения у Мещанина с властью. С одной стороны она завораживает, с другой пугает. В борьбу за нее ввязываешься, но мысль – как потом этой властью распоряжаться – озадачивает. В этом плане идеальная роль – серый кардинал. Пока кто-то в открытую бодается, можно незаметно подсуетиться и свои интересы реализовать. И силы сэкономил, и получил, что хотел.

Диагностика: человек с третьей Волей является источником всяких язвительных шуточек. Третья Волю не просто так называют самой уязвленной. От человека с третьей Волей, чаще всего можно услышать тонкие язвительные замечания, сказанные так, чтобы это слышал только он.

Бегающие глаза: Третья Воля не любит долго играть в «гляделки» и часто отводит взгляд.

 

Выводы

 

Уязвленность и процессионность третьей воли накладывают отпечаток на работу как других функций психософии, так и Модель А. Мещанин не уверен даже в своих сильных сторонах. Боится проявить слабость и поэтому держит себя в ежовых рукавицах сверхконтроля, научиться отпускать который – жизненно важная задача.

 

Список литературы

  1. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.

  2. Афанасьев А.Ю. Синтаксис любви. М.: Черная белка, 2007. – 352с.

  3. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: «Гном-пресс», 1999, – М.: «Алмаз», 2005

  4. Прокофьева Т.Н., Девяткин А.С. Соционика и психософия. Где и как пересекаются две типологии? Доклад на XXVI Международной конференции по соционике "Психоинформационные технологии, кадровый менеджмент и психология личности". – 2010. – Киев

  5. Прокофьева Т.Н., Девяткин А.С. Соционика и психософия. Где и как пересекаются две типологии? Доклад на XV Научном семинаре НИИ Соционики. – 2011. -Москва

  6. Прокофьева Т.Н. Семантика аспектов. //Психология и соционика межличностных отношений. – 2004. – N 2.

  7. Прокофьева Т.Н. Познать себя, понять других. Рабочая тетрадь. – М., 2013.

  8. Прокофьева Т. Н. Методика диагностики типов информационного метаболизма. "Соционика". Сборник докладов V московской научной конференции. 2001; // Менеджмент и кадры, N2, 2004

  9. Прокофьева Т.Н. Соционика. Профориентация и мотивация к деятельности. Учебно-практическое пособие. М., 2004, 64 с.

  10. Прокофьева Т.Н. Соционика в построении стратегии успешного взаимодействия: умение разбираться в людях и предсказывать их поведение. – М., 2004.

  11. Прокофьева Т.Н. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.

  12. Прокофьева Т.Н. Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что... или К философскому осмыслению значения колец и блоков модели А. //Соционика, ментология и психология личности. – 2006. – N 3.

  13. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г., Исаев Ю.В. Диагональные императивы //Соционика, ментология и психология личности. – 2012. – N 1.

  14. Прокофьева Т.Н., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. Практическое применение горизонтальных блоков Модели А //Соционика, ментология и психология личности. – 2012. – N 2.

  15. Ашрафов Р.Р. Особенности "необычного" "Есенина". Взаимное влияние функций по соционике и психософии. //Соционика, ментология и психология личности. – 2010. – N 5


Обновлено 28.11.2014 17:05 Прочитано : 6869 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 101 гостей онлайн
Просмотры материалов : 6348516