Психософия А. Ю. Афанасьева PDF Печать E-mail

Александр Юрьевич Афанасьев:

"Воля, Эмоция, Логика, Физика набор функций, присущий всем людям. Он есть то, что наряду с А. Афанасьев. Психософия в НИИ Соционикиантропологическими приметами рода человеческого, нас объединяет. Но одновременно этот набор функций является разъединяющим началом, придающим если не уникальное, то достаточно оригинальное лицо психике каждого отдельного человека.

Суть в том, что природа никогда не наделяет индивидуума функциями равномерно, но всегда делает что-то сильным, что-то слабым. Воля, Логика, Физика, Эмоция - в психике личности не являются чем-то равнозначным, расположенным по горизонтали, а представляют собой иерархию или, говоря иначе, четырехступенчатый порядок функций, где каждая функция, в зависимости от ее положения на ступенях лестницы, по-своему выглядит и действует. Как природа положит друг на друга эти четыре кирпича, таков и будет внутренний мир индивидуума. Именно иерархия функций определяет оригинальность психики человека, деля человечество, как нетрудно подсчитать, на двадцать четыре вполне самостоятельных психических типа". [1]

 

Александр Юрьевич Афанасьев в своей типологии наверное впервые выделил такую черту характера как волю или дух, и подчеркнул её значимость.

Вот что он еще пишет в своей книге «Синтаксис любви»:

«… человек поделил душу на собственно душу, т. е. «эмоциональную функцию», и «дух», т.е. волевую функцию, желание, управление, личность, норов, «Я».

«Могу сказать больше – положение Воли на ступеньках функциональной иерархии сильно влияет на правовые нормы человека, целиком формирует этику (неписанное право), индивидуальную картину общества и мироздания. Вообще, будучи одной из функций и подчиняясь в своем действии тем же принципам и закономерностям, что и остальные, Воля одновременно является невидимым стражем всего порядка функций».

 Психософия Александра Юрьевича Афанасьева, так же как и соционика опирается на типологию К.Г. Юнга. При этом они не противоречат друг другу, а являются взаимно дополняющими, расширяя наше понимание процессов, происходящих при энерго-информационном обмене человека с его окружением.

Идея совместить эти две классификации принадлежит Т.Н. Прокофьевой, послушаем ее рассказ:

«Я познакомилась с Психософией в 2000м году, когда на одной из конференций ко мне подошла очень симпатичная девушка, Яна, одна из бывших учениц, и рассказала, что существует типология, похожая на соционику, но все-таки отличающаяся от нее. Она сказала: «Интересно, что я по ней Лао-Цзы и Высоцкий – Лао-Цзы, но по соционике я Гексли, а Высоцкий – Габен». Она пригласила меня пообщаться со своей преподавательницей, Инной Дубровиной, и я решила сходить, потому что человек я любопытный. Я думала, что это некая новая классификация, которая существует наряду с соционикой, а выяснилось, что и сам Афанасьев, и Дубровина считают психософию (или психойогу, как она тогда называлась) «усовершенствованием» соционики, что никакой соционики нет, что Афанасьев «поправил» Аушру, пошедшую в свое время неверным путем.

Я сначала стала слушать, сравнивая с соционикой, и поняла, что это какая-то глупость и неверная трактовка. Но примерно к четвертому часу семинара стало очевидно, что психософия работает и действительно объясняет многие вещи. И мы стали вместе изучать этот вопрос, пригласили Инну провести у нас семинар, потом пошли двухдневный семинар по психософии, где все разбиралось очень подробно. И вот уже 6 лет, как я не работаю в соционике без психософии, потому что последняя очень хорошо разъясняет разницу внутри типов (интратипные различия), которую необходимо учитывать при анализе.

Потом я познакомилась с самим Афанасьевым, который оказался совершенно замечательным человеком и интересным собеседником. Он рассказал, как пришел к созданию психософии. В свое время он сдавал одну из комнат девушке, по описанию очень похожей на Гексли, которая целыми днями рассказывала ему про соционику, которой в то время очень увлекалась. И постепенно у него стала складываться общая картина, тем более что сам Афанасьев обладал широким кругозором и разбирался в психологии. На этой основе он и создал свою типологию.

Фактически афанасьевские функции идут целиком от юноговских, и к соционике в современном понимании не имеют отношения. Потом мы с Афанасьевым много обсуждали обе классификации и вместе пришли к выводу, что психософия - это не альтернатива соционике, а другая типология. Если совместить их, то мы получим 384 типа. Иначе говоря, эти две типологии не заменяют, а дополняют друг друга, обогащают одна другую и вместе являются эффективным инструментом анализа и хорошей базой для изучения энергоинформационного метаболизма человека» [2]

Как показала наша многолетняя практика применения обеих типологий в процессе индивидуального консультирования:

  • психософия изучает структуру психики с точки зрения энергетического обмена, в то время как
  • соционика изучает информационную структуру психики.

Впервые эти подходы в таком виде были сформулированны Прокофьевой Татьяной Николаевной. Объединяя их, мы рассматриваем уже не 16 и не 24, а 16 х 24=384 психологических типа, что приводит к более глубокому исследованию личности, созданию подробного психологического портрета на основе двух типологий.

Как и в соционике в психософии между типами прослеживается не так ярко выраженная, но устойчивая система интертипных отношений.

Знание психософии позволяет

  • эффективно планировать и добиваться личностного роста,
  • лучше понимать и принимать людей, строить эффективную коммуникацию, налаживать отношения,
  • осознанно управлять собственным развитием, увеличить его темп и результативность,
  • получить новые знания для более грамотного и бережного подхода к развитию своих детей

Почему разные дети воспринимают одну и ту же информацию по разному? Почему настолько различны их подходы к решению задач и такие разные сферы интересов?

Ответы на эти вопросы также дает Александр Афанасьев: «Произошел гигантский интеллектуальный взрыв, человек вышел из-под действия отбора потому, что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания».

В современной школе методика обучения становится все более гибкой и ориентированной на ребенка. Вводится метод проектов, исследовательские работы, тематические клубы и т.п. Ребенок может выбрать тематику проекта, а учитель может дозировать нагрузку и по разному распределять ее во времени, выбирать наиболее подходящую форму подачи и работы с материалом. Таким образом, создаются условия для развития талантов каждого ребенка, адаптации его в классе.

Психософия может помочь учителю правильно выбрать форму и нагрузку ученика с учетом положения логики у ребенка.

 

С периодичностью раз в полгода - год мы проводим тренинг "Психософия А.Ю. Афанасьева. Теория и практика применения"

Участие в нем позволит Вам более успешно добиваться личностного роста, лучше понимать и принимать людей, строить эффективную коммуникацию, налаживать отношения.

Литература:

  1. Александр Юрьевич Афанасьев. Синтаксис Любви. Типология личности и прогноз парных отношений, М.: Черная белка, 2007. - 352 с
  2. Гак Анна. Что такое психософия? http://syncrovision.ru/Psihosofiya-Afanaseva/chto-takoe-psychosofiya.html

 

Еще статьи по теме:

Прокофьева Т.Н.  Психософия в таблицах

Девяткин А.С., Клеопов П.Е. Психософия. Монологовые Воли: сходства и различия

Засед В.В. Психософия в школе или кому на 1 парте жить хорошо?

Ашрафов Р.Р. Особенности «необычного» «Есенина»

Исаев Ю.В. Уровень комфортности отношений в психософии

Быстрова А.А. Влияние положения Физики в психософии на диагностику по признаку «интуиция – сенсорика»


Обновлено 29.03.2014 15:04 Прочитано : 27087 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 91 гостей онлайн
Просмотры материалов : 6340468