Соционический подход к воспитанию ребенка на примере дуальных и конфликтных отношений PDF Печать E-mail

Ефремова В.В.

Данная статья будет интересна и полезна всем родителям, которые хотят, чтобы в их доме царили гармоничные отношения, а их дети выросли самодостаточными прекрасными людьми, любящими себя и своих родителей.

Ключевые слова: Модель А, Интертипные отношения, Дуальные отношения, Конфликтные отношения

Вот вы и стали родителем, или уже являетесь таковым давно – и совсем недавно начали изучать соционику – узнали, что существует 16 соционический типов; что есть модель А с ячейками, в которых отражается та или иная часть нашего существа; что существуют комфортные и менее комфортные интертипные отношения – и наверняка, прониклись идеей, о том, что самые замечательные отношения это дуальные, а самые ужасные – это конфликтные. И вот вы узнаете, что ваш ребеночек Дуал – огромное счастье переполняет Вас … Или Ваш ребенок оказался Конфликтером – «О, ужас!»,- думаете Вы. – И что? Ребенка-Дуала вы начинаете любить все сильнее и сильнее, перестаете заниматься его воспитанием, и начинаете наслаждаться жизнью, а ребенок-Конфликтер обречен, и ваши отношения можно оправдать словами, «Что мне делать? Он же конфликтер!». А что же дальше? Оба этих ребенка, имеют права на Вашу любовь, и более того, любят Вас, несмотря на ваши интертипные отношения.

В данной статье изложены, некоторые пути взаимодействия с вашими детьми, исходя из знаний соционики.

Зачем в семье рождаются дети Дуалы или Конфликтеры?

Как известно, каждые интертипные отношения способствуют решению определенных задач или проблем. В случае дуальных отношений – это задача отдыха, комфорта и расслабления, поддержки и опоры. Конфликтные отношения даны нам для принятия осознанных практических решений и выбора. Так что ребенок, который у Вас появился – это помощник, который делает Вас сильнее.

Давайте вспомним модель А, какая функция за что отвечает.

Базовая

1

2

Творческая

Болевая

4

3

Ролевая

Референтная

6

5

Суггестивная

Ограничительная

7

8

Фоновая

  • – Базовая – основа личности и интеллекта.
  • – Творческая – генерирующая и неуязвимая.
  • – Ролевая – для адаптации в новой ситуации.
  • – Болевая – информацию по этой функции трудно воспринимать адекватно, она воспринимается болезненно.
  • – Суггестивная – «входные ворота» для информации, которую человек воспринимает с благодарностью.
  • – Активационная – человек легко обучается по ней, при комфортном обеспечении.
  • – Ограничительная – с помощью нее можно оградить себя от любых нежелательных последствий.
  • – Фоновая – реализующаяся без слов на деле – надежная опора во всех ситуациях.

Воспитание ребенка-конфликтера

При воспитании ребенка-конфликтера хорошо взаимодействовать по своей творческой, тем самым мы хорошо прорабатываем Ролевую функцию ребенка, обучаем эффективно справляться с непривычной новой ситуацией, что способствует успешной социализации.

Что же касается нашей базовой и ТНС ребенка, обе эти функции Акцептные – по ним мы воспринимаем информацию, как объективную данность. Здесь родитель должен коротко выражать четко определенную позицию, чтобы не травмировать ребенка и не сбивать его с толку. Задача Родителя научить ребенка заранее «подстелить соломку», на то место, где он может упасть.

Помните о том, что наличие ТНС не считается в соционике недоработкой или стыдливом недостатком. Каждый из нас в чем-то силен, а где-то ему требуется помощь. Не нужно бояться просить о ней! – даже у наших детей. ТНС слабое только по сравнению с другими изначально данными природой функциями, а объективные возможности ТНС зависят от общего объема интеллекта человека и подчас превышают уровень развития таких же функций у других людей.

Чтобы ребенок, натыкаясь на информацию по своей болевой, не потерял уверенность в себе, в том числе, и по тем сторонам своей жизни, в которых мог бы быть вполне успешным, родитель, знающий ТИМ ребенка и свой

  • может дать поддержку по суггестивной,
  • выразить доверие к его базовой
  • и восхищение творческой

и таким образом восстановить уверенность ребенка в собственных силах. Задача родителя развивать ребенка во всех направлениях.

Горизонтальные блоки модели А

Кнут и пряник

Как использовать наше знание работы горизонтальных блоков модели А

Как известно воспитание – это хорошо сбалансированный процесс самостоятельного развития ребенка, поощрения, мотивации и наказания за совершенные провинности. Мы, Родители – для ребенка, словно проводник, который рассказывает и показывает, как устроена жизнь и мир, что такое хорошо и что такое плохо. Ведь не сразу же мы мотивируем и наказываем. Что-то показываем личным примером, а что-то объясняем ребенку, рассказываем, как можно, а как нельзя. Начиная с раннего утра (как мы чистим зубы, умываемся и заправляем постель и т.п.) и до самой ночи детки за нами наблюдают ;)

ЭГО
1
2
СУПЕРЭГО
4
3
СУПЕРИД
6
5
ИД
7
8

Что касается самостоятельного развития, то ребенку нужно предоставить максимальное доверие по функциям блока ЭГО. Активно его занимать по сильным функциям и доверять его выбору, не «надоедать» с советами, а лучше полностью довериться вашему ребенку. Вы не поверите, но ребенок СЛИ, в возрасте 1 года и 10 месяцев самостоятельно и правильно вставлял DVD с любимыми мультиками в DVD-плеер и включал их. А девочка СЭЭ, которой только исполнилось 3 годика, втайне от мамы брала ее косметику и почти профессионально красила себе глаза и губы.

Что касается мотивации, поощрения и похвалы, то это целесообразно осуществлять через СУПЕРИД. Стимулировать к деятельности через Референтную (только что, было использовано на собственном ребенке (СЭЭ) – ей было очень интересно, чем занимается мама, и она никак не давала мне писать эту статью – мы с ней поговорили о том, что мама работает, и она тоже может сейчас поработать и построить замок из Лего – ребеночек без слов побежал строить)

Что же касается наказаний, то их целесообразно осуществлять через лишение или ограничения по ИДу, (например, лишить сладостей по БС, или похода на праздник по ЧЭ.)

Чтобы срочно прекратить проступок, с осторожностью, можно сделать замечания по Ограничительной функции родителя. И следует помнить, что дети часто пользуются своей ограничительной, чтобы, сняв с себя рамки, избежать наказания. Девочка СЭЭ, когда ее ставили в угол, сразу начинала проситься в туалет или говорила, что хочет кушать.

Я сознательно избегаю наказаний по другим блокам, так как наказания по ЭГО от родителя конфликтера и дуала будут не эффективны, в силу слабости этих функций у родителей. Что касается болевой, то здесь наказания могут причинить глубокую травму нашим детям.

Использование стимулов к деятельности

Также возможен эффективный и не травмирующий вариант наказания с опорой на соционические группы Стимулов к деятельности.

 

Горизонтальные локи модели А

 

«Короли» для них характерно стремление к власти, заметному социальному положению, авторитету среди широкого круга людей. (Маленькому Королю, который плохо себя вел, пригрозили, что его друг будет смеяться, если увидит, как тот разбрасывает вещи – Ребенок-Король, успокоился, и тут же все убрал за собой).

Для «Рыцарей» важна возможность быть первоходцем, распространять нетрадиционные учения и формы жизни, необычные начинания. (Можно сделать замечание, с отсылкой на то, что «Ты хочешь быть похож на …»).

«Пажи» для них важно личное любопытство, глубокий внутренний интерес. (На Маленького ЛИИ действовало, если пригрозить, что не дочитают на ночь сказку, начатую накануне).

«Дамы» прежде всего, обращают внимание на комфортные условия существования, гарантии стабильности, уверенность в завтрашнем дне. (Эффективно предупредить - «Ты же хочешь, чтобы и завтра все было удобно, чтобы с утра не спотыкаться о валяющиеся на полу игрушки!»).

Сверхценности типов информационного метаболизма

И еще большое предостережение!!! Будьте очень осторожны со СВЕРХценностями ваших детей – никогда не критикуйте и не высмеивайте его в этих вопросах помните, что это – самое дорогое, что есть у вашего ребенка, исходя из его типа.

Название типа

Сверхценности типа

По Е. Горенко

По С.В. Савченко

Интуитивно-логический экстраверт

ИЛЭ

Творчество

Атака, действие, творчество

Сенсорно-этический интроверт

СЭИ

Гармония

Секс

Этико-сенсорный экстраверт

ЭСЭ

Радость жизни

Политика

Логико-интуитивный интроверт

ЛИИ

Истина, Справедливость

Расчет

Этико-интуитивный экстраверт

ЭИЭ

Судьба

Страсть

Логико-сенсорный интроверт

ЛСИ

Порядок

Порядок

Сенсорно-логический экстраверт

СЛЭ

Победа

Война

Интуитивно-этический интроверт

ИЭИ

Мечта

Влюбленность

Сенсорно-этический экстраверт

СЭЭ

Власть

Я

Интуитивно-логический интроверт

ИЛИ

Мудрость

Осторожность

Логико-интуитивный экстраверт

ЛИЭ

Удача

Торговля

Этико-сенсорный интроверт

ЭСИ

Долг

Устои

Логико-сенсорный экстраверт

ЛСЭ

Надежность

Мир, world

Этико-интуитивный интроверт

ЭИИ

Совесть

Мир, peace

Интуитивно-этический экстраверт

ИЭЭ

Оригинальность

Дружба

Сенсорно-логический интроверт

СЛИ

Полезность

Территория

 

Помнится, ребенок ЛИИ плачет, и сквозь слезы слышно: «Это не справедливо! Так нечестно!». Старший брат (который был виновник этих слез), произносит: «Не умничай!». А как было бы здорово, если бы родители поинтересовались, у этого малыша: «А как, по-твоему, справедливо?» уверена, что маленькому ЛИИ это было бы настоящей поддержкой.

 

В заключение хочется отметить, что самое главное в воспитании ребенка – это любовь. Ребеночек, который чувствует, что его любят, им восхищаются и принимают таким, какой он есть – ответит Вам тем же – Любовью к Вам! А ради этого можно и нужно потрудиться.

 

Литература

  • Аугустинавичюте А. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. – М.: «АСТ», СПб.: « Terra Fantastica », 1998.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - М.: «Алмаз», 2005.
  • Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом . Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Профориентация и мотивация к деятельности. Учебно-практическое пособие. М., 2004, 64 с.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  • Прокофьева Т.Н., Кузьмина М.. Точка наименьшего сопротивления. Из серии статей "Психология новой эры", опубликованных в приложении к газете "1 сентября" - "Школьный психолог", 2001 г
  • Румянцева Е.А. На пути к взаимопониманию: соционика учителям и родителям. – М.: «Армада-Пресс», 2002.
  • Горенко Е., Толстиков В. Природа собственного Я. – М.: «Армада-пресс», 2001.

Обновлено 06.04.2010 10:59 Прочитано : 9090 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 85 гостей онлайн
Просмотры материалов : 7096746