Стрессоустойчивость PDF Печать E-mail

Обсуждение в ЖЖ

Обсуждение на форуме

 

Прокофьева Т.Н., Цигенов А.В.


Что такое стресс? Всегда ли он опасен? Как справляться со стрессовыми ситуациями в семье и на работе? Как применить знание соционики к повышению собственной стрессоустойчивости? На эти вопросы отвечает данная статья.

 

Внутренний мир – начало всех внешних мирских конфликтов.
Нестор Уваров
Когда невозможно уже работать напряженнее, начни работать умнее.
Автор неизвестен

 

Работа – повседневная часть жизни каждого человека. На работе мы проводим в среднем сорок часов в неделю. И конечно, на работе мы получаем больше всего стрессовых ситуаций. Стресс становится частью жизни современного человека, особенно жителя мегаполиса. Однако стоит отметить, что каждый из нас (в зависимости от своего психологического типа) справляется со стрессом по-разному. Что же такое стресс?

Стресс – это реакция организма на воздействие, нарушающее состояние нервной системы (или организма в целом). С простым видом стресса человек, в независимости от психологического типа, справляется достаточно легко. Такой стресс закаляет, помогает активировать резервы организма, чтобы справиться со сложной ситуацией.

Ученые считают, что умеренной силы стресс повышает внимание, улучшает соматические показатели организма, закаляет нас. Без стресса было бы невозможно приспособление к новой ситуации. А вот если стресс накапливается, если мы не успеваем отдыхать и восстанавливать силы, если еще не успели опомниться от одной волны стресса, а нас уже накрывает другая, вот тогда-то стресс и совершает свое разрушительное воздействие.

Получается, что сам по себе стресс не всегда опасен, и не так разрушителен, как кажется, а порой даже очень полезен. Стресс – это тренирующий фактор, и без него наш организм и наша психика перестали бы закаляться, стали бы вялыми. Без стресса, без выхода из зоны комфорта прекратилось бы развитие. Быть живым – значит испытывать стресс.

А как же переживания людей: «Я в стрессе!», «Нагрузка непомерна!», «Некогда дух перевести!». То опасное и вредное для организма состояние, которое мы в быту именуем стрессом, на языке психологии называется дистресс, рассмотрим его подробнее.

 

1

 Рисунок 1. Дистресс

 

Дистресс – это наложение одной стрессовой ситуации на другую, когда, еще не оправившись от сложных условий прошлого стресса, мы попадаем в новые стрессовые обстоятельства (рисунок 1). Это похоже на купание в море в сильный шторм, когда не успел вынырнуть из-под одной волны, а уже накрывает другая.

Именно в такой ситуации дистресса особенно сильно проявляется влияние соционического типа, а точнее, малая группа стрессоустойчивости. Они говорят о свойствах характера, которые помогают или мешают в стрессовой ситуации, о возможных путях решения в случае перегрузки и приемлемых методиках повышения своей стрессоустойчивости. Очень важно учитывать, что общие рекомендации по преодолению стрессов и кризисов могут быть совершенно бесполезны (и даже противопоказаны!) для разных типов людей. Используя те механизмы, которые органически близки одному человеку, другой может просто-напросто навредить себе.

Группы стрессоустойчивости характеризуют скорость влияния на стресс, показывают, как тот или иной психологический тип с ним справляется. Образно говоря, эти группы отражают, какой силы шторм будет в удовольствие, а какой уже превышает возможности организма, в зависимости от ТИМа.

Как мы видим, на рисунке 2, выделены четыре группы: «Хрупкие», «Каркасные», «Вязкие» и «Гибкие». Эти группы впервые описал В. Гуленко.

 

Аристократы              Рациональность                Демократы

Правые

Стрессонеустойчивые
«Хрупкие»

Стрессотренируемые
«Каркасные»

Левые

Стрессотормозные
«Вязкие»

Стрессоустойчивые
«Гибкие»

Демократы              Иррациональность           Аристократы

 

Рисунок 2. Группы стрессоустойчивости

 

Соционический подход говорит о том, что все мы, в зависимости от своего типа, с разной скоростью реагируем на сам тот факт, что стрессовая ситуация наступила. Чем быстрее человек замечает наличие стресса, тем больше у него возможностей правильно отреагировать, пока еще сохраняются для этого силы, и успеть немного отдохнуть, восстановиться, ведь новая стрессовая ситуация не заставит себя долго ждать. Если же время упущено, то, как говорит народная мудрость: «Коготок увяз, и всей птичке пропасть». Поэтому в стресс-менеджменте не столь важны советы «взять себя в руки» и уж тем более не советы «не реагировать». Важнее всего именно отреагировать, зафиксировать тот факт, что стресс наступил, как можно быстрее. А дальше – поступать по обстоятельствам.

За скорость реакции в соционике отвечают признаки «правые – левые» и «рациональность – иррациональность». Именно они легли в основу групп стрессоустойчивости. Третий признак – «аристократия – демократия» показывает, что аристократы проявляют себя по отношению к стрессу в крайних позициях: либо как самые неунывающие («гибкие»), либо как самые терпеливые («хрупкие»). Демократы занимают две промежуточных позиции: «каркасные» и «вязкие». Рассмотрим эти четыре группы.

2Стрессонеустойчивые – «Хрупкие» – «Колосс на глиняных ногах»: долго входят в процесс и долго из него выходят, «ломаются» под воздействием стресса, нужна помощь извне. Наиболее чуткие к стрессам у других. От «Принимай проблемы по мере поступления» до «Это нерешаемая задача».

Эта группа дольше всех входит в стрессовую ситуацию и дольше всех из нее выходит. «Хрупкие» могут противостоять стрессу какое-то время, но с каждой новой волной стресса их силы будут истощаться, и они будут менять тактику поведения с противостояния на самоустранение. В конце концов хрупкие «ломаются» под большим напором стресса. Чтобы этого избежать, им часто необходима своевременная помощь извне (не только коллеги, друзья, но и специалисты-профессионалы: врачи, психологи). Не стоит давать представителям этой группы постоянную работу, связанную с частым стрессом, эту работу лучше поручать стрессоустойчивым. «Хрупкие» не устраивают себе и другим стрессовых ситуаций специально и очень чувствительно реагируют на стресс других людей.

Характерные высказывания стрессонеустойчивых
(из протоколов диагностики и домашних заданий по самоанализу)

Стрессов стараюсь избегать, но если уж стресс все же случился, то вышибает практически сразу и может надолго.

Опыт помогает выходить из стрессов побыстрее, и просто с опытом накопились способы выхода, но все равно первоначально стресс накрывает.

Всегда стараюсь в любой стрессовой ситуации найти рациональное зерно, но для этого мне надо уйти в себя, сосредоточиться, поэтому беру паузу.

В ссоре всегда оттягиваю выяснение отношений, жду, пока «отойдет», или само наладится.

 

3Стрессотормозные – «Вязкие» – «Вязнут в стрессе, теряя себя»: вытесняют мелкий стресс из поля внимания («Как-нибудь прорвемся»), а в серьезном стрессе вязнут, ослабевают, теряя уровень стрессоустойчивости. «Ну раз, ну два, но в десятый раз меня добили».

Эта группа так же относится к низкой стрессоустойчивости, однако «Вязкие» могут переключиться от стресса на что-то другое быстрее, чем «Хрупкие». Для этой группы характерно избегание самой мысли, что стресс уже есть. Пока мысль о наличии стресса только еще осознается, сопротивляемость стрессу уже падает, и человек вязнет в нем. Одна и та же ситуация, которая приводит к стрессу, каждый раз воспринимается очень остро. Длительное нахождение в стрессе угнетает вязких. Чтобы выбраться из стресса понадобится помощь извне.

Характерные высказывания стрессотормозных

Мелкий стресс всегда отодвигаю от себя, думаю, что вдруг «обойдется», «на этот раз меня не заденет». Потом, когда стресс уже «закручивает» меня, вовлекает в себя, то я постоянно «пережевываю», вязну донельзя.

Даже когда все неприятности уже закончились, долго «отхожу», постоянно «обмусоливаю» обстоятельства уже произошедшего.

Негативная информация накапливается, вроде бы не мешая функционировать, а потом, от какой-нибудь последней мелочи становится очень плохо (или невыносимо хорошо), но из колеи меня выбивает окончательно, и все, что можно сделать – это приказать себе пережить это время.

В сильном длительном стрессе надолго вязну, теряю выносливость. Хожу, не зная за что взяться, с чего начать и еще больше погружаюсь в проблемы.

Стресс долог, труден, нуден, пакость из него долго выходить (как и болезнь – вид стресса).

Я действительно стараюсь не обращать внимания на стрессы, но, к сожалению это слабо получается, хотя я стараюсь эти мысли от себя сознательно отгонять, но они все равно возвращаются и мне надо ими с кем-то поделиться, тогда мне легче.

 

4Стрессотренируемые – «Каркасные» – «Сохраняют структуру»: легко переносят стресс по мелочам, а серьезный стресс воспринимают как тренирующий фактор, он закаляет для следующей подобной ситуации, повышает уровень стрессоустойчивости. «Трудности закаляют человека».

Эта группа относится к высокой стрессоустойчивости. Со стрессом «Каркасные» справляются уверенно, но реагируют на стресс не очень быстро. Легкий стресс гасится мгновенно. Средний стресс воспринимается как тренирующий фактор, повышает уровень стрессоустойчивости на будущее. Выйти из стресса без потерь они не могут, но при этом сохраняют свой «каркас». Стресс на работе люди этого типа, будут переносить легче, чем в предыдущих группах, главное после этого хорошо отдохнуть.

Характерные высказывания стрессотренируемых

Ситуации, которые поначалу для меня являлись стрессом, со временем (при частом попадании в них) становятся совершенно обыденными. Поначалу даже экзамены в школе были тяжелым испытанием, а теперь совершенно обычное дело.

Иногда не очень понимаю, как мелкие неприятности для меня – могут являться для кого-то стрессом.

Если стресс серьезный, но это уже было, то я отношусь к этому достаточно легко, говоря себе, что «это мы уже проходили» и что «если в прошлый раз справилась, то теперь-то уж точно справлюсь».

Два раза, когда стресс был очень длительный я в нем «завязла», вылезла только когда посмотрела, сколько времени я уже нахожусь в этом состоянии и сколько возможностей я упустила, и как следует, разозлилась на себя.

 

5Стрессоустойчивые – «Гибкие» – «Гнутся, но не ломаются»: быстрее всех реагируют на стресс и быстрее выходят из него, менее подвержены накоплению нагрузки. Плохо понимают, что другим тяжелее переносить стресс. «Нет таких проблем, которые сделали бы жизнь проблемной».

Люди этого типа переносят стресс легче, чем представители вышеперечисленных групп. Раньше всех замечают возникновение стрессовых ситуаций и быстрее других реагируют на стресс. В стрессе срабатывает принцип пружины: «пригнувшись» под воздействием стресса, они «распрямляются», сбрасывают с себя остаточные напряжения, как только нагрузка миновала. Их преимущество в том, что они хорошо решают задачи в экстремальных условиях, сохраняют способность эффективно действовать в стрессе. От «гибких» сложно добиться сочувствия в стрессовой ситуации.Так же стоит отметить, что представители этой группы склонны сами создавать себе стресс. Внезапное изменение ситуации мобилизует их, придавая новые силы.

Характерные высказывания стрессоустойчивых

Во время стресса мобилизуюсь, могу сделать в 100 раз больше, чем в обычном состоянии, поэтому нуждаюсь во «встряске».

Когда «мир вокруг рушится» и с неба падает грязь, я открываю свой зонт, и остаюсь чистым (почти как Карнеги).

Я занимаюсь групповой парашютной акробатикой. Я мало чего боюсь в этой жизни. Даже удивительно.

(10-летняя девочка переходит в новую школу и перед собеседованием мама говорит ей: «Не волнуйся, даже если что-то забудешь») – Да успокойся, мам, когда я волновалась-то!

Не люблю, когда кто-нибудь на дороге меня подрежет. Тогда догоню и скажу, чтобы выходил, разберемся. –А если это женщина? – Ну, баба, что с нее взять, пусть едет. – А если не выйдут? – Окно могу разбить или зеркало. – А если выйдут? – Тут по-разному, бывает и мне наваляют (засмеялся).

Наполнение групп следующее

Стрессоустойчивые

Стрессотренируемые

  (СЛЭ), ESTP, «Жуков»

  (ИЭИ), INFP, «Есенин»

(ИЭЭ), ENFP, «Гексли»

(СЛИ), ISTP, «Габен»

(ЭСЭ), ESFJ, «Гюго»

(ЛИИ), INTJ, «Робеспьер»

(ЛИЭ), ENTJ, «Джек Лондон»

(ЭСИ), ISFJ, «Драйзер»

Стрессотормозные

Стрессонеустойчивые

(ИЛЭ), ENTP, «Дон Кихот»

(СЭИ), ISFP, «Дюма»

(СЭЭ), ESFP, «Наполеон»

(ИЛИ), INTP, «Бальзак»

  (ЭИЭ), ENFJ, «Гамлет»

  (ЛСИ), ISTJ, «Максим Горький»

(ЛСЭ), ESTJ, «Штирлиц»

(ЭИИ), INFJ, «Достоевский»

Диагностика групп стрессоустойчивости

На интервью, конечно, невозможно спросить человека напрямую о его уровне стрессоустойчивости: это противоречит психологическим принципам и нормам, да и результата не даст: вряд ли человек ответит, насколько он стрессоустойчив, зачастую не знает, а то и просто не захочет говорить на эту тему. А вот наблюдение даст очень многое. На интервью, состоящем из нескольких последовательных серий, видно, как стрессонеустойчивые устают от серии к серии, краснеют, им хочется, чтобы поскорее уже это мучение закончилось. А вот стрессоустойчивые на каждую следующую серию приходят все бодрее, как будто они где-то подпитываются энергией, пока эксперты совещаются. И еще одно интересное наблюдение: чем ниже стрессоустойчивость клиента, тем горячее стул остается после него. Серьезно. Проверьте.

Вопросы для интервью по теме «Стрессоустойчивость»

  1. Что Вы понимаете под стрессом?
  2. Что, по Вашему мнению, нужно, чтобы выйти из стресса?

Что нам дает знание особенностей представителей этих групп?

Рассмотрим такой пример взаимодействия на работе: начальник – стрессонеустойчивый, подчиненный – стрессоустойчивый. Задача – офисная, рутинная работа с бумагами.

Быстро адаптировавшись в новой обстановке, подчиненный6 станет ощущать дискомфорт от плавного течения процессов и начнет создавать себе стрессовые ситуации, в которых, по его мнению, работать удобней и быстрее. Такое поведение может мешать руководителю, коллективу и демотивировать окружающих сотрудников, хотя для подчиненного это будет комфортная среда обитания. И ему не будет понятно, за что он получает выговор, ведь скорее всего, он даже не заметит, что создает кому-то стресс, и продолжит в том же духе. В итоге непонимание приведет к конфликту. В этом конкретном примере целесообразно направить подчиненного на работу с клиентами.

Работа с клиентами, чаще всего, несет тот или иной стресс, это объясняется постоянной сменой ситуации, с которой починенный (в данном примере), будет справляться лучше. Уже незачем будет устраивать стрессовые ситуации на рабочем месте, подчиненный будет делать свою работу с ожидаемым результатом. Ну а когда начальник поинтересуется, насколько трудно работать, в ответ услышит, что все хорошо.

 

Поменяем группы стрессоустойчивости и рассмотрим такой пример: начальник – стрессоустойчивый, подчиненный – стрессонеустойчивый.

Подчиненный назначен на работу с клиентами. Какое-то время он будет справляться, и 7все будет отлично, однако из-за постоянного изменения ситуации это будет даваться тяжело. Когда уровень стресса серьезно возрастет, подчиненный просто не сможет выполнять работу и будет нуждаться в хорошем отдыхе. Начальник будет недоволен, что с такой легкой (как ему кажется) работой подчиненный не может справиться в поставленный срок. Рано или поздно такая ситуация приведет к конфликту. В этом случае целесообразно направить подчиненного на работу не с клиентами, а, например, на ведение клиентских баз данных.

Это позволит ему существенно лучше справляться со своей работой, гармонично функционировать в команде. При этом он может выслушать и поддержать коллег и подчиненных, стремясь во время работы не создавать стрессовых ситуаций. Душа компании... Такое развитие событий вполне благоприятно.

Выводы

Учитывая группы стрессоустойчивости, можно грамотно подобрать персонал или выбрать для себя достойную работу. Стоит помнить, что для представителей разных групп стрессоустойчивости понятие «стресс» будет разным. Не стоит так же забывать, что всем людям, независимо от психологического типа после продолжительно стресса нужен отдых.

Примеры стрессовых ситуаций в семейной жизни

Родители стрессонеустойчивые, ребенок стрессоустойчивый.

8Сын рассказывает о своих задумках и планах на лето, о походах в горы, о поездках автостопом и о занятиях экстремальным спортом. Он понимает, что во время этого отдыха ему придется столкнуться со стрессом и не один раз, но это его не пугает и даже наоборот – подстегивает. Стресс для него – это неотъемлемая часть жизни, которая только заставляет собраться, мобилизует силы и позволяет добиваться необходимых результатов. Такой вид отдыха для сына будет комфортным, справляться со стрессом ему удается достаточно хорошо.

Родителей наоборот весь этот рассказ приводит в замешательство, а чуть позже и в откровенный ужас, видя надвигающийся стресс, они понимают всю серьезность ситуации и9 отпускать сына, у них, никакого желания нет. Стрессонеустойчивые оценивают размер стресса и пытаются понять, сколько понадобится ресурсов для его преодоления. С другой стороны они с большой радостью уйдут от этого стресса. Стресс не воспринимается как что-то придающее силы.

Как выйти из этой ситуации?

Стрессоустойчивому типу не стоит рассказывать о всех сложностях и возможных преградах с которыми он столкнется во время своего отдыха. Лучше поберечь нервы родных, а рассказать все потом, по благополучном возвращении.

Выводы

Учитывая группы стрессоустойчивости, в семье следует заботиться о состоянии близких людей и лишний раз не давать повода для стресса. Ведь всего один разговор может стать серьезным поводом для стресса.

«Вязкий» и «гибкий»

«Гибкий» заболел и ему вызывают скорую помощь. Ситуация стрессовая. И принимается решение отвезти его в больницу. Едут вместе. По дороге «гибкий» шутит и рассказывает смешные истории, связанные со скорой, которые с ним происходили. С другой стороны «вязкий» сосредоточен и собран. Он сопротивляется стрессу и веселиться энергии пока не хватает. В больнице в момент обследования «гибкий» умудряется шутить и не обращать на это сильного внимания, в то время как у «вязкого» становится все меньше слов. По окончанию обследования «гибкий» отказывается от госпитализации, и когда оба покинули больницу тут «вязкий» срывается: «Ты!! Почему отказался?» А стресс для «гибкого» уже прошел. И после того как стресс прошел, «гибкий» успокаивал  «вязкого», и уверял что все уже хорошо.

 

Стресс легче предупредить, чем потом разбираться с его последствиями. Важно не упустить момент, когда ситуация выходит из-под контроля – и не только «держать себя в руках», но и продолжать жить и творить в нормальном режиме.

Что же с этим делать? В первую очередь выработать эффективную «стратегию поведения» в стрессовой ситуации и свои собственные методы предотвращения ее, а для этого разобраться в себе и своих реакциях, научиться ими управлять. Это позволит вернуться в «рабочее состояние» в кратчайшие сроки и с «минимальными потерями».

Освоив соционические технологии, можно научиться вовремя снимать психическое и физическое напряжение, правильно включать дополнительные резервы работоспособности, тем самым повысить свою выносливость. А еще создавать необходимый настрой, более продуктивно и успешно работать в ситуации стресса, с наименьшими потерями выходить из кризисной ситуации, укрепить внутреннюю уверенность, предотвратить профессиональное «выгорание». Особенно это важно при различных жизненных изменениях, в ситуациях серьезных перемен на работе и дома. Так Вы естественным образом обеспечиваете себе устойчивую платформу для дальнейшего продвижения вперёд!

Необходимо также знать и грамотно использовать уровень стрессоустойчивости своих близких, коллег и подчиненных особенно это важно в семье и в деловых контактах. Умение определять стрессоустойчивость собеседника поможет наладить с ним общение, выиграть переговоры, помочь и поддержать. И еще один интересный факт: можно научиться оценивать стрессоустойчивость целого коллектива, что немаловажно для организации работы.

Как строить общение со стрессоустойчивыми

10Люди стрессоустойчивых типов лучше других реагируют на фразы: «Соберись!», «Возьми себя в руки!», «Ты справишься!». Они и сами могут бросать такие призывы, с их точки зрения, никого не задевающие.

Не следует требовать от такого человека сочувствия, длительного вникания в проблему: умея гибко реагировать на стрессовую ситуацию и быстро справляться с ней, он вряд ли поймет, насколько другим это нелегко.

Как строить общение со стрессотренируемыми

11Представители стрессотренируемых типов лучше других реагируют на фразы: «Это испытание – тренировка», «Шаг за шагом», «Такое уже было, значит, ты уже умеешь это преодолевать».

Такие люди тоже не склонны к долгому сочувствию, свой метод: резко ставить точку в стрессовой ситуации они часто считают пригодным и для других.

Как строить общение со стрессотормозными

12Стрессотормозные лучше других реагируют на фразы: «Мы прорвемся», «Нужно только немножко набраться сил», «Путь, длиною в тысячу ли, начнем с первого шага», «Не принимаем окончательного решения, попробуем, а там посмотрим…», «Никогда же не было, чтобы как-нибудь да ни было».

Люди этих типов сами «вязнут» в стрессе, поэтому с пониманием относятся к тем, кто «завяз», знают, что в такой ситуации человеку нужно протянуть руку, чтобы помочь выбраться, нужна моральная поддержка. Сами могут далеко не сразу попросить о помощи.

Как строить общение со стрессонеустойчивыми

13Стрессонеустойчивые лучше других реагируют на фразы: «Потихонечку, постепенно мы выйдем из этого», «Давай держаться вместе», «А жизнь-то налаживается…», «Привычка вырабатывается 21 день», «Как солнце встает каждый день, так и мы, шаг за шагом, выходим из этой трудной ситуации».

Не следует требовать от такого человека собранности в стрессовой ситуации: ему необходимо время, чтобы осознать, что произошло, собраться с силами. Лучше всего в таких ситуациях обращаться за помощью к врачу или психологу, к помощи команды, не затягивая решение проблемы.

 

Располагая подобной информацией о своих подчиненных, руководитель создаст наиболее благоприятную атмосферу для адаптации новых сотрудников в команде, сумеет организовать наиболее результативную работу, при этом с наилучшим качеством. А уж внимательный, бережный подход к родным и близким, в семье и в дружеском кругу, и вовсе незаменим!

 

Список литературы

  1. Аугустинавичуте А. Социон. – М.: Чёрная белка, 2008. — 192 с.
  2. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. – Новосибирск: «РИПЭЛ», 1995; М: «Астрель», 2003г.
  1. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: Изд-во «Алмаз», 2005. – 112 с.
  2. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
  3. Прокофьева Т.Н. Управление качеством жизни. Учебно-практическое пособие. – М., 2011. 

Обновлено 02.04.2015 00:38 Прочитано : 23856 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 187 гостей онлайн
Просмотры материалов : 5559530