Соционика на службе у молодых учителей PDF Печать E-mail

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение в ЖЖ

Обсуждение на форуме


Васильченко В. В.

vladimir-vasilch@mail.ru.

 

Соционика и типирование

 

 

Статья посвящена опыту применения соционики в средней школе. В статье рассматриваются нормативно-правовые акты, подкрепляющие возможности применения соционики в учебных заведениях и личный опыт применения соционики в средней школе.

В наше время, в эпоху информационных технологий, в век прохождения активной стадии действия «Закона времени»[1], резко возрастает роль образования, постоянного повышения квалификации и расширения своего мировоззрения. Именно в это время и появляется наука соционика, являющаяся своеобразным «комбинатором информационных путей» для человека, малой группы, большого коллектива, этноса, государства и даже всего мира, позволяющая определить и выстроить информационные потоки в определенную систему. В свою очередь, процессы глобализации расширяют и (хотим мы того или нет) способствуют новому упорядочению мира на основе всеобъемлющих знаний, частью которых и является соционика.

Необходимость знаний и умений использовать новые технологии в первую очередь касается тех специалистов, кто посвящает свою жизнь детям, тем, кому суждено уже завтра творить будущее. Это и родители, и воспитатели, и социальные педагоги (в том числе работающие с детьми из неблагополучных семей), а также административный и преподавательский состав школ, лицеев, гимназий, училищ, техникумов, ВУЗов, и, конечно, молодые педагоги, работники образования! Именно, на мой взгляд, молодые учителя находятся сейчас в таком положении, в котором при помощи новых экономических, правовых и иных возможностей, открытости информационных процессов в обществе и, конечно с помощью соционических знаний они, несмотря на различные трудности, могут наиболее полно реализовать свой потенциал и многократно увеличить производительность своего труда.

Немного обо мне: мой психотип – ,/(СЛИ), окончил в 2012 году Московский государственный областной университет (бывший МОПИ им. Крупской), по специальности «Политолог». В настоящий момент обучаюсь в аспирантуре в своем же университете, на кафедре социальных наук и государственного управления. Увлечен наукой соционикой на профессиональном уровне. Мой небольшой личный опыт работы репетитором и в школе (2 года) в качестве молодого учителя обществознания и истории убедили меня в том, что, хотя до сих пор на государственном уровне не признали соционику как отдельную науку (это вопрос времени), все равно мне необходимо знать и уметь применять соционику при работе с детьми. Ведь это значит не только идти в ногу со временем, но и существенно улучшить КПД класса, повысить атмосферу доверия и обеспечить положительный эмоциональный фон для самих учащихся. Таким образом, применение соционики решает целый ряд задач, стоящих не только перед молодым учителем и классным руководителем, но и перед самим учащимся, ведь к 9-10-11 классам современный выпускник средней школы должен:

1) освоить необходимый минимум знаний по всему спектру школьных предметов;

2) обладать личностными компетенциями, необходимыми для дальнейшего обучения и для жизни в целом (умение анализировать, выделять главное, сравнивать явления и объекты окружающего мира, понимать другого человека и другой этнос, быть коммуникабельным, уметь выделять и применять конкретные методы разрешения конфликтов и методы решения различных дел, знать основы этикета и т.д.);

3) иметь чувство патриотизма, любовь к своей Родине, знание традиций и особенностей русской цивилизации, место России в глобальном мире и русские варианты процессов глобализации;

4) уметь защитить, постоять за себя и своих близких;

5) знать и понимать семейные традиции и ценности, мочь составить словесный или образный портрет своего будущего мужа или будущей жены;

5) и наконец, знать основы соционических знаний и различные подходы к типологии людей, коллективов, обществ и национальностей и, самое главное, уметь на минимально-необходимом уровне применять эти полученные знания.

Между прочим, о необходимости использования новых технологий, которые, в первую очередь, нацелены на персонализацию и личностно-ориентированное образование, говорят первые лица государства и политическая элита общества. В.В. Путин в своем выступлении на заседании Госсовета при Президенте Российской Федерации 8 февраля 2008 г. говорил о том, что «переход страны на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Инвестиции в человека – это вложение в его образование, в школы и вузы, в карьерный рост молодого специалиста, в подготовку и переподготовку кадров. От мотивации к инновационному поведению граждан и отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России, формирование в стране инновационного общества»[2].

Новый федеральный закон об образовании № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года создает предпосылки для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, о чем говорит, например, статья 28, пункт 6: «Образовательная  организация  обязана  осуществлять  свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать  реализацию  в  полном  объеме  образовательных программ,  соответствие  качества  подготовки  обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов  обучения  и  воспитания  возрастным,  психофизическим особенностям,  склонностям,  способностям,  интересам и потребностям обучающихся…»[3].

Такой же посыл содержится и во всем документе Указа Президента от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В нем, в частности, говорится следующее: «В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности»[4]. 

Утвержденная Президентом в 2012 году Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов предусматривает «…внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодёжи в образовательных учреждениях»[5], а также «стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных учреждений к работе по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодёжи» (см. там же).

В целом, как мне кажется, соционика является отличным инструментом в руках учителя, классного руководителя и школьного психолога (при разумном использовании), позволяющим:

1) выявить сильные и слабые стороны ученика, как типа личности;

2) уметь найти подход к каждому ученику, выявить лидерские качества и использовать их в командно-групповой работе;

3) уметь объединять учащихся в группы по интересам;

4) научить школьника понимать своего собеседника и одноклассника, своих друзей и близких;

5) выделить среди всего спектра профессий и направлений те, которые являются близкими по психотипу (в которых в большей степени мог бы проявиться талант, и были бы задействованы ресурсы мозга и всего организма), что обеспечило бы уже к 9-10 классу конкретный, выделенный круг вариантов реализации себя в жизни;

6) дать учащемуся иной взгляд на природу человека и мира, мотивировать его к изучению не только соционических знаний, но и психологии как предмета.

Соционика и типированиеТаким образом, в XXI веке уровень развития в области образования пришел к следующему. С одной стороны появились возможности создания и использования современных технологий, средств и методов в обучении, направленных на отдельного учащегося, учитывающих его индивидуальное развитие. С другой стороны будущее за тем государством, которое успешно реализует персональное, личностно-ориентированное образование, которое уже очень быстро начинает давать положительные результаты.  

Если привести свой личный пример, то мой план мероприятий по использованию соционики в моей работе на 2014-2015 учебный год, так называемая программа-минимум, предусматривает следующее.

1. Из 18 человек, учащихся 11Б класса (которые были вверены мне, как классному руководителю в 10 классе), планирую в течение 1 полугодия определить психотипы оставшихся 12 человек, чтобы потом с родителями (на родительском собрании или индивидуально с родителями конкретного ребенка) поговорить на тему профориентации и саморазвития, взаимоотношения ребенка с коллективом.

2. Провести классный час в 1-й половине сентября на тему «Знакомство с соционикой», заинтересовав ребят этой наукой.

3. В зависимости от успешности, результативности 2 пункта, предложить на следующем классном часе (проходит раз в неделю) варианты внедрения соционики в учебную деятельность:

  • совместный просмотр художественных фильмов (или мультфильмов), с последующим обсуждением смысла фильма и определением психотипа героев;
  • самостоятельно выбрать и проработать некоторые темы уроков по истории и обществознанию, чтобы затем предложить ребятам провести эти уроки в форме различных игр или дискуссий и заранее при этом распределить роли участников;
  • индивидуальная исследовательская работа по определению психотипа героя фильма-мультфильма или какого-либо исторического, политического деятеля по его интервью, личным заметкам, записям дневника и т.д.;
  • возможное привлечение родителей к увлечению ребятами соционикой, адекватное представление об этой науке;
  • создание отдельной группы в социальных сетях, посвященных соционике, с целью обсуждения различных идей, изучения дополнительной литературы или просмотра видеороликов по теме;
  • при полной заинтересованности класса и при согласовании с администрацией школы – проведение в середине учебного года фестиваля соционики, где мы с моим классом рассказали бы всем желающим учащимся других классов об этой науке;
  • по итогам проведенного фестиваля – печать и презентация школьной газеты с наработками ребят по соционике;

4. Так как мне, как интроверту, легче определять ТИМ по письменным источникам, то я намереваюсь в течение 1-го полугодия, предложить своим учащимся написать сочинение, исключительно в свободной форме по следующим темам:

  • «Можно ли жить без агрессии?»
  • «Жизнь на планете Земля в 2030 году»
  • «Что для меня счастье и несчастье в жизни»
  • «Кто для меня хороший человек, а кто плохой»
  • «Мое идеальное государство»

За прошедший 2013-2014 год мне удалось сделать множество наработок (касающихся определения ТИМа) по каждому ученику. Есть и на руках и первые сочинения, которые я проанализировал за лето. Вот, например, одно из них. Написала Ульяна К., 7 класс, тема сочинения «Что такое «счастье» и что такое «несчастье» для меня в жизни?» 

«Для меня счастье очень важно в жизни. Счастье (здесь и далее везде, где есть цифры 1., 2. и т.д. выделено автором сочинения другим цветом – мое пояснение при цитировании):

1. Спорт . Я занимаюсь спортом и для меня это счастье. Бег – это главное счастье в спорте мое. Потому что:

1) Я люблю спорт.

2) Я люблю соревноваться с сильными соперниками и улучшать свой результат.

3) На финише обажаю делать последний рывок и после падать от усталости. Так уставать что ели идти могла. Можете считать меня мазохистом, но я люблю падать от усталости после бега.

2. Семья. Семья самое главное счастье в моей жизни. Семья меня воспитала, дала образование и любовь. Это такое счастье, когда меня ждут дома, помнят о тебе и переживают. Для меня счастье это иметь много родственников.

3. Дети. Я всегда хорошо ладила с детьми. Для меня счастье с ними сидеть, играть, смеяться веселиться. Счастье будит, когда у меня будут свои дети. Я всегда мечтала о своих детях.

4. Вещи. Вещи дают мне маленькое счастье. Вещь в отличие от людей можно купить заменить. А жизнь нельзя. Она одна. И вещи ничто по сравнению с семьей.

5. Чувства. Любовь самое большое счастье из чувств. Когда есть человек, который любит меня, а я его, то это счастье. Если у нас все серьезно то мы должны жить вместе. Мы не должны жить порознь. Должны делить все: чувства, вещи, деньги и т.д. Веселье то же счастье. Смеясь, веселясь я испытываю счастье.

6. Друзья. Разговаривая с друзьями, шутить, веселиться, баловаться и многое другое это счастье. Главное это делать вместе. Чем больше у меня становится друзей, чем больше я знаю так много разных людей, тем больше я становлюсь счастливее.

7. Хобби. Я увлекаюсь анимэ. Смотря его я могу смеяться над шутками или смешными моментами. Я счастлива когда выпускают новое анимэ или новые серии. Несчастье (выделено автором сочинения другим цветом – мое пояснение при цитировании): Несчастье тоже играет большую роль в моей жизни.

8. Смерть. Если бы кто-то близкий мне умер мне было бы плохо и я плакала. Вот был человек, а вот его не стало. Его больше не вернуть, не поговорить, ничего. Ничего уже нельзя сделать. Остальные несчастья не так важны как это».  

Вот те признаки, которые удалось определить непосредственно по сочинению: статик, позитивизм, логика и интуиция в сильном блоке, исследовательский клуб. После была произведена проверка по модели А: начинает сочинение с волевой сенсорики (ролевая), далее переходит на интуицию возможностей и оперирует белой логикой. Проанализировав это, а также лично наблюдая за поведением Ульяны в классе, я, подмечая признаки, уверенно вышел на ее ТИМ – интуитивно-логический экстраверт ()0(ИЛЭ)).  

Список литературы

  1. Прокофьева Т.Н. , Прокофьев В.Г. Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2008. – N 4
  2. Аносова С.Г. О необходимости получения знаний по соционике педагогами общего и коррекционного образования в условиях меняющейся школьной среды //Соционика, ментология и психология личности. – 2011. – N 3
  3. Игнатова Н.Г. Зачем учителю нужно знать соционический тип ученика?
  4. Фетискина О.В. Соционика в помощь выпускнику школы //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2010. – N 10
  5. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: «Гном-пресс», 1999, – М.: «Алмаз», 2005
  6. Пак Л. Г. «Личностно ориентированная парадигма вузовского образования» // Журнал Образование и общество, № 3, 2009 г.


[2] Путин, В.В. О стратегии развития России до 2020 года [Текст] / В.В. Путин // Российская газета. – 2008. – 9 февраля. – С. 2.

[5] Президент утвердил Концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // - 2012. – 3 апреля


Обновлено 26.04.2015 12:36 Прочитано : 4516 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 86 гостей онлайн
Просмотры материалов : 7229175