Об аспектах и функциях в соционике PDF Печать E-mail

Т. Н. Прокофьева

Психические функции обрабатывают информацию о мире и делят ее на 8 соционических аспектов информации: логика действий, логика отношений, этика эмоций, этика отношений, интуиция возможностей, интуиция времени, волевая сенсорика, сенсорика ощущений. В статье описаны принципы деления информации на аспекты.

                                                                 

Все в мире было бы мертво, – 
Как будто мира самого 
Совсем и не бывало, 
Когда б живое существо
Его не открывало 
С. Маршак

 

Базируясь на функциях психики, Юнг описал психологические типы, но как их диагностировать у конкретных людей – он не сформулировал. Именно поэтому долгие годы считалось, что типология Юнга работает только в руках автора и непригодна для практической работы. Поскольку мы видим, что типология эта очень эффективно работает на практике и, безусловно, нужна как психологу, так и обычному человеку, хотелось бы найти средства, инструменты для определения, диагностики психологических типов.

1

До сих пор многие не очень опытные соционики пытаются определять типы “на глазок”: “Если он похож на кого-то, чей тип я знаю, то и он принадлежит к тому же типу”. Сходство внешности и поведения может лишь наталкивать на мысль, подсказывать гипотезу. Но для достоверного определения типа необходим скрупулезный анализ обмена информации по всем восьми психическим функциям: логике действий, логике отношений, этике эмоций, этике отношений, интуиции возможностей, интуиции времени, волевой сенсорике, сенсорике ощущений. Расскажем, как мы для этого делим информацию о мире на аспекты.

Как подойти к делению информации на аспекты в соционике, чтобы оно отражало работу психических функций, описанных Юнгом? Здесь есть очень важный момент, который в соционической литературе до сих пор явным образом не отмечен.

Если психические функции обрабатывают всю информацию о мире, то и деление информации на аспекты должно быть полным, т.е. охватывающим все явления, описанные научно. Оно не должно иметь “белых пятен”. 

При изучении влияния информации на психику мы должны представить ее таким образом, чтобы любую часть информации обо всем, что происходит в мире, можно было отнести хотя бы к одной из составляющих – аспектов – или к их комбинации.

Опишем деление информации на аспекты в соционике, не забывая об этом важном требовании.

Начиная разговор об аспектах информации, мы должны сказать, что такое информация и как изменилось значение, вкладываемое в это слово во второй половине ХХ века. Большой энциклопедический словарь дает следующее определение [1].

2Информация (лат. informatio – разъяснение, изложение) – первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины ХХ века – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики”.

Для того чтобы разобраться, как наша психика обрабатывает информацию и как это влияет на наше психологическое состояние и отношения с миром, мы должны весь поток информации, поступающей к человеку, разделить на отдельные составляющие – аспекты. Это позволит смоделировать процесс информационного обмена психикой человека.

Аспект – это тип информации. Он показывает, какого рода информация имеется в виду, о чем она.

 

Первое деление аспектов информации в соционике: объекты – отношения

Юнг начал описание психологических типов с установок человеческой психики экстраверсия – интроверсия.

На любое явление в мире можно смотреть либо с точки зрения свойств объектов, либо с точки зрения отношений.

Итак, мы поделили весь информационный поток на две большие части:

3

1.  Информация об объектах; Аспекты информации об объектах называются экстравертными.

2.  Информация об отношениях; Аспекты информации об отношениях называются интровертными. 

 

Оба эти механизма необходимы психике каждого человека. А. Аугустинавичюте пишет: “Необходимое условие функционирования любого организма – двойная связь с окружающим миром.… Для того чтобы мозг функционировал как аппарат информационного метаболизма, он должен постоянно обеспечиваться сигналами, получаемыми как извне, так и из самого организма” [2].

Различия в соционических типах личности определяются тем, какой из этих двух механизмов человек использует чаще, привычнее, результативнее, увереннее, успешнее. Напомним, о гармонично развитой личности мы говорим, когда человек использует свои сильные и слабые качества примерно в пропорции золотого сечения: приблизительно 60:40. Т.е. гармонично развитый экстраверт примерно в 60 % случаев пользуется механизмом экстраверсии: интересуется объектами внешнего мира, людьми, делами и т.п. А около 40% своего внимания он уделяет внутреннему миру: себе, своему отношению к объектам (к людям, к делам). Интроверт, соответственно, наоборот.

Разбирая сложный вопрос деления информации о мире на аспекты, будем время от времени обращаться к одному и тому же примеру, чтобы увидеть, как все это проявляется в жизни. Возьмем пример, который включает разнообразную информацию, и посмотрим, как она делится на аспекты.

 

Мама и ребенок. Это достаточно многогранная система, предполагающая разные аспекты информации, разные способы взглянуть на ситуацию. В первую очередь возможны две точки зрения на эту семью. Одни люди прежде всего обратят внимание на каждого из членов семьи: какой он (она), чего хочет, что умеет и т.п. Другим интереснее, какие между ними отношения. Здесь отражаются две разобранные нами точки зрения: для первых наблюдателей (экстравертов) важнее аспекты информации об этих людях, как об объектах, для вторых (интровертов) – аспекты информации об их отношениях.

 

Второе деление аспектов информации в соционике: статика – динамика

Следующее крупное деление информации, которое предложила А. Аугустинавичюте, связано с рассмотрением явлений в статике и в динамике. Это деление касается как объектов, так и отношений. Вслед за механикой Ньютона мы можем утверждать, что все происходящее в мире можно изучать или с точки зрения статики (“остановив”, “заморозив” предмет изучения, будь то объект или отношения), или с точки зрения динамики (в движении, в развитии, в процессе изменения).

 

В первом случае нас интересуют непосредственно свойства объектов или отношений (статика), а во втором – процессы, происходящие с этими объектами или отношениями (динамика).

 

4

            • Аспекты информации о свойствах объектов и отношений, неизменных на протяжении времени наблюдения, называются статическими.
            • Аспекты информации о процессах изменения, развития, движения называются динамическими.

Сразу оговоримся, что нигде в мире нельзя найти статику в чистом виде на протяжении времени. “Все течет, все изменяется”. 

5

Статика может быть воспринята только в конкретный момент времени, но ни один объект не остается статичным (неизменным) от момента к моменту. 

Статический подход характерен для анализа явления, т.е. для подробного изучения его свойств.

Во втором случае для изучения динамических свойств информацию о движении, развитии собирают в разные моменты времени. Это синтез информации.

Изучение любых явлений в мире можно вести либо с точки зрения статических аспектов информации, либо динамических. Это соответствует двум основным научным методам: анализ и синтез. Однако все сказанное касается не только научного рассмотрения информации, но и бытового, повседневного.

Делению аспектов информации на статические и динамические в соционике соответствует и деление типов личности на статические и динамические. Способ обработки информации отражается в особенностях поведения, реакциях. Первые –статики – в своих проявлениях более статичны, у них меньше движений, жестикуляции. Они более склонны к наблюдению, анализу. Вторые – динамики – более подвижны, даже сидя на месте, чаще меняют позу, жестикулируют. Они чаще замечают изменения ситуации.

Вернемся к примеру. Те, кто подходит к восприятию информации преимущественно с точки зрения статики, обратят внимание на постоянные, длительно присущие людям и их отношениям свойства: их установки на отношения с людьми, на социальный статус, а также врожденные способности, привычки. Наблюдатели, воспринимающие мир преимущественно с позиций динамики, скорее обратят внимание на перемены, развитие, изменения, касающиеся как самих мамы и сына, так и их отношений.

 

* * *

Объединив теперь два вышеописанных подхода, получаем деление всего потока информации о мире на 4 большие группы (табл. 1):

  •  с одной стороны – деление на аспекты информации об объектах и об отношениях;
  •  другой – на статические и динамические.

 

Таблица 1. Аспекты информации о мире

Предмет рассмотрения

Статика

Динамика

Объекты

Статика объектов

Динамика объектов

Отношения

Статика отношений

Динамика отношений

 

Очевидно, что любое явление в мире можно рассматривать с одной из этих четырех позиций.

Эти группы информации в свою очередь подразделяются каждая на 2 части, в результате чего мы получаем восемь аспектов, соответствующих восьми юнговским психическим функциям.

 

Третье деление аспектов информации в соционике: явное – неявное

6

Информация о каждом из разобранных четырех аспектов может проявляться в двух качествах:

            • как заметная “невооруженным глазом”, явная, видимая, проявленная;
            • как до поры, до времени незаметная, непроявленная, хоть и объективно существующая.

То есть, к первой группе относится информация о явном, она весома, ощутима. А информацию второй группы легче скрывать, о ней можно догадываться по косвенным признакам. Назовем эти группы информационных сигналов соответственно явные и неявные.

Почему приходится вводить новое название?

А. Аугустинавичюте разделила информацию об объектах на внешние и внутренние. Для деления информации об отношениях не было предложено такого общего принципа. Отношения в статике А. Аугустинавичюте разделила на объективные и субъективные. Для отношений в динамике не было дано термина. Тем не менее объединяющее название третьего деления информации на аспекты необходимо для четкого понимания информационной структуры мира и психики.

Сначала и мне хотелось аспекты информации об отношениях тоже называть внешними и внутренними для единства терминологии, как это сделал Р. К. Седых, но не получается. Вызывает недоумение простой вопрос: ощущение – внешнее? А самочувствие? Так можно еще больше запутаться.

Такой общий термин пришлось довольно долго выбирать.

Конкретное – абстрактное?

Фактическое – предполагаемое?

Объективное – субъективное?

Ощутимое – эфемерное?

Очевидное – невероятное?

В результате долгого поиска мы остановились на терминах “явное – неявное (скрытое)”.

Термины “явное – неявное” введены как рабочие названия, возможно, в будущем, кто-то предложит более удачные. Вопрос выбора терминов сложен не только для нас сегодня. Еще Юнг говорил о том, что термины полностью не отражают суть явления: “В сущности надо только знать, что и как мы называем. Психология – это целина, где языку еще только нужно закрепиться” [3].

А стоит ли вообще вводить здесь единое деление? Первоначально у меня сложилось даже мнение, что в каждой из четырех описанных групп информации деление свое, и они не связаны друг с другом. Но наблюдения и логика рассуждений подсказывают, что такое деление должно быть четко обозначено. Не зря же логическому мышлению иногда противопоставляют не чувства, а интуицию. Не зря доктор принимает во внимание ощущения больного, стараясь отделить их от эмоций.

Те стороны жизни, где превалируют логика и сенсорика, мы воспринимаем, как основательные, серьезные, весомые, конкретные. А выводы, основанные на чувствах и интуиции, часто воспринимают как субъективные, о чувствах и интуиции говорят, что это что-то эфемерное.

  • К явным аспектам относится информация о видимом, заметном внешне.
  • К неявным – информация о том, что может быть в течение длительного времени незаметно, о чем можно догадываться по косвенным признакам, что легче скрывать.

 Например, поступок и чувство. Поступок – это очевидное, явное. Если поступок совершен, то людям, наблюдавшим его, очевидно, что он был, и они могут это подтвердить.Чувство возникает в душе человека. Он может проявить его словами, жестами, поступками, а может и не проявлять. Но наблюдатели не могут утверждать, что именно человек чувствовал, они могут об этом только догадываться.

 

Восемь соционических аспектов информации

Рассмотрим каждую из четырех групп, указанных в таблице 1, по-отдельности и попытаемся сформулировать определения аспектов информации, опираясь на работы А. Аугустинавичюте[4] и И. Д. Вайсбанда [5].

Для удобства записи А. Аугустинавичюте присвоила каждому из аспектов графические обозначения. При этом она аспекты информации об объектах обозначила черными символами, а аспекты информации об отношениях – белыми.

 

Статика объектов – динамика объектов

Первые две группы аспектов – информация об объектах: статика объектов и динамика объектов. Они расположены в верхней строке таб. 1. Представим их в виде отдельной таблицы.

 

Таблица 2. Аспекты информации об объектах

Качество проявления информации

Статика объекта

Динамика объекта

Явное

Волевая

сенсорика

Логика

действий

Неявное

Интуиция

возможностей

Этика

эмоций

 

Статика объектов. Это информация о свойствах самого объекта. А. Аугустинавичюте выделила у объекта внешние и внутренние характеристики. Внешние (явные) статические свойства объекта – это его форма, величина, красота, влиятельность. Внутренние (неявные, скрытые) статические свойства объекта – это его внутреннее устройство, структура, способности, возможности. Вся информация об объектах в статике, которую можно проанализировать, включается в эти две группы.

Почему мы здесь отказываемся от терминов внешнее – внутреннее? Чтобы не путать с делением на экстравертные и интровертные аспекты, которые тоже иногда называют внешними и внутренними. Уточним: экстравертные и интровертные аспекты являются соответственно внешними и внутренними по отношению к наблюдателю. А когда мы говорим о явных и скрытых свойствах самого объекта (или отношений), речь уже идет о внешних и внутренних свойствах этого объекта (или отношения), т.е. по отношению к рассматриваемому объекту.

  • Аспект информации о явных качествах объекта, внешних: форме, красоте, силе, воле, мобилизованности называется волевой сенсорикой.
  • Аспект информации о неявных качествах объекта, внутренних: структуре, потенциальных возможностях, способностях называется интуицией возможностей.

7 Вернемся к нашему примеру о маме с ребенком. В соответствии с табл. 1 на них уже смотрят 4 группы наблюдателей. Мы сейчас занимаемся первой из этих групп: экстраверты–статики. Эти люди прежде всего обращают внимание на свойства объектов в статике. Что они видят? Здесь 2 подгруппы. Одни – сенсорики – в первую очередь видят внешние качества каждого из членов семьи: какая красивая и уверенная в себе мама, какой ухоженный, хорошо одетый ребенок. Наблюдатели из другой подгруппы – интуиты – прежде всего обратят внимание на внутренние, скрытые от глаз качества, кто на что способен, каковы их возможности: способная мама имеет хороший потенциал для реализации в жизни, легко схватывающий новые знания малыш может стать весьма образованным человеком.

 

Динамика объектов. Если рассматривать объект в динамике, то следует говорить уже о процессе, о том, что происходит с объектом. А. Аугустинавичюте предлагает поделить свойства процессов следующим образом. К внешним (явным) свойствам процессов она относит движения, действия объектов, совершаемую ими работу. К внутренним (неявным) – внутренние изменения, побуждение к действию, которые происходят во внутреннем мире человека, внутренняя энергетика, эмоциональные состояния людей. Эти две группы информационных сигналов – сигналы о динамике: внешней (явной) и внутренней (скрытой, неявной).

  • Аспект информации о явной динамике объекта: действиях, движениях называется логикой действий.
  • Аспект информации о неявной динамике объекта: внутренней энергетике, возбуждении, побуждении к действию эмоциональных состояниях, настроениях называется этикой эмоций.

 Вторая группа наблюдателей – экстраверты–динамики – увидит в разбираемой нами семье прежде всего динамику объектов. И здесь опять две подгруппы. Первая – логики – сначала обратит внимание на действия, движения наблюдаемых людей: мама продолжает работать, обеспечивая все необходимое малышу, ребенок охотно занимается зарядкой, играет в подвижные игры. Вторая подгруппа – этики – скорее заинтересуется эмоциональными состояниями этих людей, их энергичностью: энергичная мама смело приступает к новым делам, к решению возникающих проблем, эмоциональный ребенок любит музыку, веселые игры, но и капризничает часто.

 

Статика отношений – динамика отношений

Мы рассмотрели информацию об объектах (верхние клетки таблицы 1). Теперь рассмотрим информацию об отношениях (нижние клетки таблицы 1). Ее можно рассматривать аналогичным образом: отношения в статике и отношения в динамике (табл. 3).

 

Таблица 3. Аспекты информации об отношениях

Качество проявления информации

Статика отношений

Динамика отношений

Явное

Логика

отношений

Сенсорика

ощущений

Скрытое, неявное

Этика

отношений

Интуиция

времени

 

Статика отношений. Это отношения между статическими объектами. Отношения в статике А. Аугустинавичюте делит на 2 группы, которые она назвала объективные и субъективные.

Объективные отношения: расстояния между объектами, взаимное расположение, сравнительные характеристики их размеров.

Субъективные отношения между объектами: притяжение – отталкивание, чувства и взаимоотношения людей. В соответствии с нашей договоренностью будем и здесь применять обобщающие термины: объективные отношения – это явные отношения, а субъективные отношения – неявные, они не всегда проявлены, иногда скрыты, не все в них можно увидеть невооруженным глазом.

  • Аспект информации о явной статике отношений, о соотношениях объектов: взаиморасположении, расстоянии, измерении объекта объектом называется логикой отношений.
  • Аспект информации о неявной статике отношений, о субъективных отношениях: притяжении – отталкивании, симпатии – антипатии называется этикой отношений.

В нашем примере третья группа наблюдателей – интроверты-статики – заинтересуется в первую очередь анализом отношений между мамой и сыном. Здесь также 2 подгруппы. Первая – логики – увидят, прежде всего, объективные соотношения: мама по росту выше ребенка, вещи в доме лежат каждая на своем месте, в иерархии ценностей ребенок занимает для мамы высокое место, мама в свою очередь, стремится занять высокое место в социальной иерархии. Вторая группа наблюдателей – этики – обратят внимание на взаимоотношения: мама и сын нежно привязаны друг к другу, они любят своих родных, в общении вежливы и деликатны.

 

Динамика отношений. С описанием аспектов динамики отношений все оказалось несколько сложнее, чем с предыдущими. К сожалению, об этой группе аспектов в литературе встречаются не совсем четкие сведения. Чаще всего это готовые утверждения практически без объяснений. Как результат – максимум нестыковок у разных школ соционики в понимании именно этих аспектов. В одних источниках ощущения описаны как внутренние, а изменения во времени как внешние. Но это не о процессе отношений! В других – наоборот: предчувствия – внутренние, но тогда ощущения – внешние. И то, и другое не совсем понятно. Объяснения найти было непросто.

В чем здесь дело? А дело оказалось в том, что в соционике описанием аспектов занимались в основном экстраверты-статики. Поэтому экстравертные статические аспекты описаны в книгах по соционике вполне четко. Понятны также описания экстравертной динамики и интровертной статики. Но вот интровертная динамика оказалась у данных авторов наиболее затемненной, вытесненной, недостаточно осознаваемой. Поэтому описана она в большинстве работ в терминах экстравертных аспектов. Признаюсь, и автору этих строк, тоже экстраверту статику, сначала было непросто разобраться, как описать эти аспекты. Пришлось прибегнуть к соционическому методу: привлечь к обсуждению интровертов – динамиков. В результате долгих обсуждений и размышлений мы пришли к следующим выводам.

8

Динамика отношений включает как сам процесс течения отношений, так и отношения между динамическими процессами. При этом динамика отношений – это всегда изменения, происходящие в этих отношениях. Отношения в динамике – это процесс изменения, развития отношений.

Эта группа аспектов, как и предыдущие, имеет две стороны.

Изменения могут быть заметными, явными. Это видимые проявления процесса. Сюда входит то, что ощущается, регистрируется какими-либо органами чувств, то что актуально, происходит здесь и сейчас. Это изменение состояния  процесса, самочувствия человека.

Самочувствие – это отношение со своим организмом в динамике: лучше – хуже. Ощущения, комфорт – это отношения с окружающей средой, пространством. Эстетика, гармония связаны с нашим отношением к увиденному, услышанному, ощущаемому.

Состояние – это не статический, а динамический аспект. Состояние описывается всегда в сравнении с предыдущими или возможным последующим. Например, в медицине о состоянии здоровья говорят, как о динамике: “течение болезни”, “ход выздоровления”, “динамика пограничных состояний”. Состояние – это по своей семантике положение между чем-то одним и чем-то другим. При этом это не статика, это происходит, продолжается, там есть свои ускорения, турбулентности. Состояние переменно, оно течет (сравним: течение болезни).

Итак, ощущения – это явная динамика отношений. Почему?

  •  Ощущение – это динамика: ощущаем вкус только когда он меняется, иначе рецепторы приспосабливаются и перестают реагировать. Органы чувств реагируют только на изменение вкуса, запаха, цвета и т.п. Статики ощущений не бывает, когда наступает привыкание, мы перестаем ощущать.
  •  Ощущение – это отношение: от нас зависит, как мы воспринимаем вкус, цвет, боль: у каждого свой вкус, кому-то нравится “сладкая боль”, а ощущение “приятной усталости” весьма относительно.
  •  Ощущение – явное: ощутимо.
  •  Они характеризуют состояние отношений.

Итак, мы пришли к выводу, что процесс развития отношений характеризуется состоянием, но не только. Процесс – это переход состояний.

Его характеризуют изменения, происходящие с течением времени, изменения скорости течения процесса, развитие событий с течением времени. Эти изменения могут накапливаться подспудно. Это скрытая, неявная сторона процесса отношений. Ее еще надо проявить (как фотопленку).

Что относится к неявной, скрытой динамике отношений? Это то, что не видно глазом и не регистрируется другими органами чувств. Это “назревание” процесса. Еще ничего явного не произошло, но внутренние изменения накапливаются. Эти изменения нельзя заметить, но можно предчувствовать. По мелким признакам, настолько незначительным, что регистрация их происходит, минуя сознание, мы предвидим, что будет, что случится. Наша психика, как бы решая динамическую задачу, подсказывает нам, в какое состояние может перейти процесс через некоторое время при имеющихся начальных условиях и скорости развития.

Сюда входит история процесса. Что было, что будет – этого не видно сейчас, оно не регистрируется органами чувств. Происходят внутренние изменения в процессе, не заметные, почти не замечаемые. Процесс “зреет”. Здесь важно: история развития процесса, время, скорость. Все это дает предвидение, предчувствие, прогноз.

Это оказался самый загадочный аспект. Не зря к нему относят такие сложно определяемые понятия, как мистическое чувство, предсказание будущего, надежда.

Подводя итог, скажем следующее.

Сенсорика – локальный взгляд на процесс изменения отношений. Интуиция – глобальный: она видит отношения в целом, в развитии. Например, внешне отношения ухудшились, но видит в целом положительную динамику развития, если она есть.

Сравним: “я чувствую (ощущаю) холод” – “я чувствую (предчувствую) грядущие перемены”, “мне кажется”. Первое – явно, ощутимо, второе – неявно, неотчетливо.

  • Аспект информации о явной динамике отношений, о состоянии: самочувствии, качествах пространства, о происходящем в одно и то же время, называется сенсорикой ощущений.
  • Аспект информации о неявной динамике отношений, о временных соотношениях между следующими друг за другом процессами, событиями называется интуицией времени.

И опять пример про маму с сыном. Что увидит четвертая группа наблюдателей – интроверты-динамики – в рассматриваемой семье? Динамику отношений. Эта группа опять разделится на две подгруппы. Одна из них – сенсорики – обратит внимание на то, что происходит здесь и сейчас, состояние здоровья, уют, комфорт: мама заботится и о своем здоровье, и о здоровье сына, дома уютно, тепло, пища вкусная и здоровая, отношения здесь и сейчас кажутся ясными и безоблачными. Однако, вторая группа наблюдателей – интуитов – подумает в первую очередь об истории семьи и о прогнозах на будущее. Они скажут, что не все здесь так гладко, как кажется. Становясь старше, ребенок все больше капризничает, все настойчивее требует, чтобы все было, как он хочет; мама все больше увлекается работой, полагаясь на опыт учителей и воспитателей в развитии сына. Сейчас еще все в порядке, но если события и дальше так будут развиваться, то в будущем это может привести к не самым приятным последствиям для малыша. Таково мнение последней подгруппы наблюдателей. Еще ничего не произошло, но они дают прогноз развития событий, предвидят, предчувствуют грядущие перемены.

 

В начале этого раздела мы сказали, что динамика отношений включает кроме самого процесса течения отношений еще и отношения между динамическими процессами. Здесь необходимо учитывать взаимное влияние процессов одного на другой (один запускает другой, меняя его состояние). У двух параллельно протекающих процессов можно сравнивать соотношение скоростей и соотношение состояний. Динамика может быть состояний и скоростей (т.к. постоянная скорость – это статика).

Если мы сравниваем самочувствия, состояния в одном процессе, следует говорить о динамике состояний. Если сравниваем скорости, например, в случае, когда процессы достигают одинакового состояния с разными скоростями – это динамика скоростей.

Таким образом, к явной динамике отношений относим соотношения состояний, соотношения между параллельными процессами, развивающимися одновременно. К неявной – временные соотношения, соотношение скоростей развития событий, темпы развития.

Сравним теперь динамику объектов и динамику отношений. Если явная динамика объекта – это движения, действия, совершаемая работа, то явная динамика отношений – это их состояние.

 

* * *

 

9

Итак, первый и очень важный шаг соционической теории состоит в том, что весь информационный поток, поступающий к человеку, делится на 8 составляющих и информацию о любом явлении в окружающем нас и внутреннем мире относим к одному из восьми соционических аспектов или к их комбинациилогике действий, логике отношений, этике эмоций, этике отношений, интуиции возможностей, интуиции времени, волевой сенсорике, сенсорике ощущений (табл.4).

Заметим, что поделить информацию о мире на аспекты можно было каким угодно способом. Почему выбран именно такой? Выше мы говорили, что для изучения влияния информации на человеческую психику деление информации на аспекты должно быть полным и отражать работу психических функций, описанных К. Г. Юнгом.

 

Таблица 4. Аспекты информации о мире

Предмет рассмотрения

Статика

Динамика

Объекты

Статика

объектов

;

Динамика

объектов

;

Отношения

Статика

отношений

;

Динамика

отношений

; 

 

Деление информации у нас получилось полным. Почему?

  •  Первое деление потока на информацию об объектах и отношениях охватывает всю информацию о мире. Вернее было бы сказать, что это просто взгляд на любое явление: или со стороны свойств объектов, или со стороны отношений. Здесь никакая информация не потерялась.
  •  Второе деление информации тоже полное. На любое явление в мире мы посмотрели или в статике (“заморозив” его для анализа присущих ему свойств) или в динамике (рассматривая, как оно движется, изменяется, развивается и т.п. и синтезируя, собирая эту изменчивую информацию). Здесь мы тоже никакую информацию не упустили.
  •  И последнее деление – на явные и неявные (скрытые) свойства любого явления, будь то объект, отношения или процесс. Явные свойства – это то, что можно увидеть, ощутить, зарегистрировать непосредственно. Скрытые – то, о чем мы судим опосредованно, догадываемся. Это опять полное деление, ничего не осталось вне рассмотрения.

10

Графически это можно представить на следующем рисунке (рис. 1).

 

Рисунок 1. Аспекты информации

 

Литература:

  1.  Большой энциклопедический словарь. М., 1991.
  2.  А. Аугустинавичюте. Модель информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1995.
  3.  К. Г. Юнг. Психологические типы. - СПб.:"Ювента" - М.: "Прогресс - Универс", 1995.
  4.  А. Аугустинавичюте. О символах. Смысловое содержание символов, используемых в соционике. // Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1998.
  5.  И. Д. Вайсбанд. Кто я такой? Немного о соционике.//Знание - сила, №№ 1,3-10, 1992.

Обновлено 23.02.2015 14:46 Прочитано : 22132 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 183 гостей онлайн
Просмотры материалов : 5702986
 
Семейная психология.