Обоснование ТИМа по результатам соционического интервью PDF Печать E-mail
Писарев В.С.

В статье приведена стенография интервью диагностики соционического типа клиента, анализ наблюдавшихся проявлений и аргументация выхода на его тип информационного метаболизма. Рассмотрены способы выхода на тип с помощью диагностики проявлений признаков Аугустинавичюте-Рейнина и соционических малых групп. В результате исследования был обоснован пятикратный выход на тип клиента.


Введение

Диагностика проходила на учебной группе в НИИ Соционики летом 2011г.

Процесс модерировала руководитель НИИ Соционики Прокофьева Татьяна Николаевна.

Вопросы задавались в произвольной форме всеми желающими. Интервью состояло из 3-х сессий по 5 минут каждая.

На практике соционической диагностики в качестве диагностируемого был молодой человек. Назовем его Сергей. В процессе диагностики наблюдались и отмечались как вербальные, так и невербальные проявления соционических признаков, анализировалась семантика ответов, а так же внешние типологические особенности. В ходе диагностики удалось зафиксировать проявления 7 малых соционических групп, 14 признаков Аушры-Рейнина (ПАР). Как выяснилось после диагностики, Сергей до этого несколько раз типировался – друзьями и самостоятельно. При этом им рассматривались основные версии –ЛСИ (Максим) и СЛЭ (Жуков). В приложении к статье приведена стенограмма интервью (см. Приложение 1.)

Диагностика внешних признаков

В ходе первичного наблюдения удалось заметить следующие внешние признаки и проявления малых групп.

  • Группа восприимчивости: Гибкие: кошачьи плавные движения (мягкая походка с пятки на носок), покатые плечи, гибкий торс. Быстро переключался и реагировал на задаваемые вопросы.
  • Конструктивизм: когда Сергей зашёл в аудиторию, он не устанавливал зрительного контакта с интервьюерами. Пробежался глазами по всем присутствующим в поисках своей знакомой, после чего подошёл к ней.
  • «Масти» – «Меч»: рубящие жесты.
  • Квестимность: Сергея было легко перебить во время интервью. Был виден вопрошающий взгляд, ориентированный на получение обратной связи.
  • Стрессоустойчивость: в течение всего интервью и при рассказе ТИМа вёл себя непринуждённо и спокойно перед незнакомой аудиторией.
  • Результативность: – чёткие окончания фраз.

Наблюдения, анализ и аргументация диагностики ПАР и малых групп

Сенсорика

Сергей часто употреблял слово «приятно» – «приятные учителя», «приятно позаниматься», «приятная страна». В школе легче давались такие «сенсорные» предметы, как физика, география и геометрия. Увлечения: – моделирование, спорт, в частности лёгкая атлетика. Коллекционирование «прикладного характера», например, коллекция пивных кружек. Сенсорное описание ощущения от последнего путешествия – «тёплое, приятное. Единственно, что сильно жарко». Сенсорное, конкретное описание воды – «то есть её можно пить. В ней можно купаться. Жидкость». Рассказывая о любимом рецепте, Сергей снова говорит об ощущениях: «Специи опять же по запаху подбираю»; он уверенно говорит, что знает, как приготовить вкусно: «Готовлю не часто, но, если я сам это делаю, то получается правда очень вкусно. «Когда там за русские 100 рублей впятером наесться и сытым остаться. Ммм… Ну, вообще по ощущениям очень сильно похоже, ощущения, я не знаю… русской глубинки. Какое-то такое – родное, тёплое, приятное. Единственно, что жарче…» - много внимания сенсорным ощущениям. «Не помню случая, чтобы испортил какой-нибудь продукт. Или там невкусно получилось». А я давно уже в этом королевстве? Или я только попал туда? – конкретность подхода.

Логика

Учитель по физике запомнился не личностными качествами, а по заслугам, умением доходчиво объяснять: «Он умел, какие-то мозгодробительные вещи объяснять простым языком, таким образом, что реально до половины класса доходило». Увлечение Сергея, «коллекционирование прикладного характера», говорит об ориентированности на практичность и целесообразность. Рассуждая о близких друзьях, говорит, что это люди «которым не надо тебя терпеть». – Сергею трудно разобраться в этических нормах и не хочется перегружать ими отношения с людьми. Сергей разбирается в вопросах выгоды: «Цены – 3 копейки... Когда там за русские 100 рублей впятером наесться и сытым остаться». Описание сборов в дорогу как описание технологического процесса: «Открыл рюкзак, положил вещи, закрыл рюкзак». На вопрос, ездил ли он с компанией в последнее путешествие, он сообщил о количестве людей, но не сказал ни слова о самих людях: «Ехали втроём, потом ещё встретили московских друзей, там, человек шесть». О музыке: «Ну, музыка – способность, возможность войти в какое-то приятное состояние. Да? Или не приятное». Узкий канал оценки вызываемых музыкой эмоций. «Почувствовать какие-то эмоции, там чувства». Неуверенность при попытке описать «какие-то эмоции» – за слабость этики.

Интроверсия

Политика Сергея, как лидера «волшебного королевства» (Ответ на вопрос о королевстве. См. приложение) определяется не внешними предпосылками, а собственными потребностями и ожиданиями: «Что мне самому надо? То есть, если мне самому доход... – значит, мы будем на доход ориентироваться». Говоря о королевстве: «Смотреть принципы, по которым оно было для меня построено» – он ассимилирует объекты, не отделяя государство от своего «Я». Сергей говорит о своём отношении, в частности о жителях Гоа: «Ну, очень приятная страна. Ненапряжные люди. Всё у них хорошо».

Иррациональность

Про мечту: «То есть направление вот оно задано. Чем дальше дойду, тем интересней» – нет конкретной цели, ориентация не на принятое решение, а на возможности. В рассуждении о внезапном нападении врагов: «Ну, сперва, вообще мобилизация, а там параллельно начнём выяснять, чего хотят» – - видно множество целей и одновременная их реализация.

Аристократия

На вопрос о равенстве людей Сергей однозначно ответил, что они не равны. Принятие иерархии: «Я думал, в смысле, что с книгами как-то с начальством общаться не комильфо». Обобщение свойств у групп людей по территориальному признаку. : «Ненапряжные люди. Все у них хорошо» (Про жителей Гоа). «Очень похоже, на ощущения русской глубинки» - выделенная группа «русская глубинка». О друзьях сказал только их территориальное расположение: «Московские друзья». К управлению государством им был допущен привилегированный круг людей: «Ну, совещание бы собрал с министрами». Говоря об учителе, произнес полностью имя, фамилию и отчество. В «волшебном государстве» интерес к его организации: «Либо оно там на законе держится – надо закон внимательно проштудировать. Либо оно там, я не знаю, феодальное государство… нужно там с каждым князьком пообщаться».

Клуб Управленцев

На открытый вопрос «А потом, когда изучите?» также углубился в организацию техпроцессов и производств. «Буду всё налаживать так, чтобы всё работало и давало максимальный доход». – «Если, допустим, надо поднять, что-то. Допустим сельское хозяйство. Хорошо. Значит, сельское хозяйство будем поднимать. В общем, что-то будем делать».

Упрямство

О коллекции кружек: – «Раздарено, выброшено, куда-то девались» – как о ресурсах. На вопрос легко ли даёт деньги в долг, Сергей отвечает: «Только ту сумму, которую готов потерять» – внимание к ресурсам. На вопрос, есть ли мечта, отвечает: «Да… Её назвать надо?» – слабо разбирается в потребностях.

Хладнокровный стиль общения

«Моделирование, спорт всякий самый разный. Лёгкой атлетикой занимался… ммм... книги самые разные.. ммм... Что ещё?... Ну то есть вот прям увлечение, которым занимался?... Ну, там коллекционирование некоторое. Ну, это такие коллекции, скажем прикладного типа, которые потом можно было использовать. Пивные бокалы, например». Безэмоциональный обмен информацией объяснительного характера, сухие факты.

Беспечность

О сборе вещей в дорогу: «Я просто очень много езжу и как-то особенно не вдаюсь в подробности. Там если надо что-то, уже на месте покупаю» – Сергей не полагается на прогноз и не беспокоится, если что-то забудет. «Чем дальше дойду, тем интересней» – полагается на возможности.

Стимул к деятельности «Благосостояние»

Сергей, обустраивая волшебное королевство, считает приоритетным развитие сельского хозяйства и производства, т.е. ориентируется в первую очередь на комфортные условия существования. «Сельское хозяйство, производство – базис. Потом всё остальное».

Динамика

Сергей говорит о динамических свойствах объектов: «Они в процессе использования имеют свойство истончаться». Кроме того, он говорит о времени и действиях: «Школьные годы, значит… Я сменил, наверное, классов пять в разных школах. В разных местах учился». «… которые потом можно было использовать.» «Ехали втроём, потом ещё встретили московских друзей там человек 6.»

Стратегия

Про мечту: «Направление вот оно задано. Чем дальше дойду, тем интересней» - Для него важнее цель (что?), а не способы её достижения (как?).

Результатность (Левые)

Интерес к результату: «Таким образом, что реально до половины класса доходило. Вот». Окончание фразы на «Вот» подчеркивает четкость ее завершения. «Ну, это такие коллекции, скажем прикладного типа, которые потом можно было использовать». «Раздарено, выброшено, куда-то… девались» – коллекции прикладного типа, интерес к тому, что коллекция дает в результате, и к тому, что этот результат куда-то подевался. Фразы: «В общем, в итоге компанией», «Чё мне самому надо? То есть, если мне самому доход – значит, мы будем на доход ориентироваться» также демонстрируют ориентировку на результат. Много в интервью и процессных фраз, но по своей массе и значимости результатность преобладает. Рассуждая о государстве: «В первую очередь изучать, первую пару недель, наверное – не больше», Сергей стремится скорее завершить процесс.

Рассудительность

Ну, чё хотят, не знаю – можно выяснить. Попробовать.

Психоаналитическая группа «Заботливые»

«Таким образом, что реально до половины класса доходило», «Которые, что называется … ну, которым не надо тебя терпеть» – эти фразы выражают заботу об одноклассниках и друзьях. «Ненапряжные люди».

Стимульная группа «Благосостояние», («Дама»)

«Русский давался тяжело, хотя тоже были приятные учителя, и было приятно заниматься», «… коллекции, скажем прикладного типа, которые потом можно было использовать», «Всё у них хорошо. Спокойно, радостно, солнышко. Не знаю... Куча фруктов приятных, вкусных». Сергей в «волшебном королевстве» первым делом принялся за поднятие сельского хозяйства. Самое главное - накормить народ.

4-я квадра

Ценности – подъём сельского хозяйства, «русская глубинка». Ценность профессионализма: «А потом буду всё налаживать так, чтобы всё работало и давало максимальный...».

 

Очевидно, что в стенограмме интервью Вы увидите и другие проявления как отмеченных мною полюсов дихотомий, так и противоположных. Решение о преобладании одного из полюсов признака принималось по перевесу проявлений. Из проходившего обсуждения признаков в группе, я выделил и разместил в этой статье, на мой взгляд, самые характерные моменты, наиболее яркие проявления.

Выводы

По результатам соционического интервью были выявлены следующие ПАР.

  • Сенсорика, Логика, Интроверсия, Иррациональность, (Первый выход на тип).
  • Аристократия, Упрямство, Динамика, Результатность (Левые); (Второй выход на тип).
  • Конструктивизм, Стратегия, Беспечность, Квестимность. (Третий выход на тип).
  • Рассудительность – дополнительно.

Малые группы

  • клуб Управленцев, Хладнокровный стиль общения, Психоаналитическая группа «Заботливые», (Четвертый выход на тип).
  • Стимул к деятельности – «Благосостояние», 4-я квадра. (Пятый выход на тип).

Результаты показывают, что с большой степенью вероятности (с пятикратным выходом на тип) можно сделать вывод, что Сергей – Сенсорно-логический интроверт или Габен.

 

Список литературы

  1. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека. // Соционика, ментология и психология личности. — 1996. — №№ 1–3.
    1. Прокофьева Т.Н. Соционика в профессиональной деятельности: как достичь успеха на рынке труда. Учебно-практическое пособие. – М., 2004.
    2. Прокофьева Т.Н. Соционика в переговорах: как грамотно мотивировать людей, налаживать деловое общение и отстаивать свою позицию. Учебно-практическое пособие. – М., 2004.
    3. Прокофьева Т.Н. Соционика в карьерном росте: технология эффективного достижения целей. Учебно-практическое пособие. – М., 2004.
    4. Прокофьева Т.Н. Соционика в построении стратегии успешного взаимодействия: умение разбираться в людях и предсказывать их поведение. – М., 2004.
    5. 5. Прокофьева Т.Н. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
    6. 6. Прокофьева Т.Н. Об аспектах и функциях в соционике. «Соционика». Сборник докладов IV московской научной конференции. 2001; // Психология и соционика межличностных отношений, N1, 2004; в кн.: Е.М. Кривошеев. Соционика глазами психолога, М.: «Доброе слово»: «Черная белка», 2005; в кн. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
    7. 7. Прокофьева Т.Н. Семантика аспектов. «Соционика». // Сборник докладов VII московской научной конференции. 2003; // Психология и соционика межличностных отношений, N2, 2004.
    8. 8. Прокофьева Т.Н. Соционика. Соционические функции и модели. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
    9. 9. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: «Гном-пресс», 1999, – М.: «Алмаз», 2005.
    10. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
    11. Букалов А.В., Карпенко О.Б., Чикирисова Г.В. Эффективный менеджмент и кадровый консалтинг с использованием соционических технологий. // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2003. — № 8. — С. 5–6.
    12. Шульман Г. А. Соционика изнутри. Принципы проведения исследований и преподавания на примере соционики Аушры Аугустинавичюте. — М.: Доброе слово: Чёрная белка, 2007. — 216 с.

 

Приложение 1. Стенограмма соционического интервью

-         Сергей, расскажите пожалуйста про свои школьные годы. Какие учителя нравились? Какие предметы нравились, не нравились?

-         Угу. Школьные годы значит… Я сменил наверное классов 5 в разных школах. В разных местах учился. Предметы нравились, наверное, в зависимости от учителей, потому что были и по физике учителя, которые интересно проявлялись. Да? Которых интересно было послушать. Там. По истории были интересные учителя. Русский давался тяжело, хотя тоже были приятные учителя, и было приятно заниматься. Вот. Ммм… ну всё очень сильно зависело в общем от учителя. Предмет не так важен был. Хотя в принципе точные науки давались проще. Там География, геометрия… ну та же история, наверное.

-         Какой учитель запомнился больше?

-         По физике.

-         А чем?

-         Он умел, какие-то мозгодробительные вещи объяснить простым языком. Таким образом, что реально до половины класса доходило. Вот.

-         А как его звали?

-         Степанов Сергей Николаевич [Имя изменено, но важно, что прозвучали полностью ФИО].

-         Были какие-то увлечения в детстве?

-         Ну, да много. И сейчас. Ну, там моделирование, спорт всякий самый разный. Лёгкой атлетикой занимался… ммм… книги самые разные.. ммм... Что ещё?... Ну то есть вот прям увлечение, которым занимался? Ну, там коллекционирование некоторое. Ну, это такие коллекции, скажем прикладного типа, которые потом можно было использовать. Например, пивные бокалы, например. Да? Ещё что-то.

-         А что же сейчас с этими коллекциями?

-         ааа.. Раздарено, выброшено, куда-то.. девались. Ну, они прикладные. Они в процессе использования имеют свойство истончаться.

-         Сергей, у вас много друзей?

-         Ну, близких не очень. Знакомых очень много.

-         А вы можете рассказать…?

-         Про близких друзей? Ну, близких, наверное, человека 3-4, наверное – 5. Вот. А знакомых огромное количество, с которыми мы видимся периодически. Там в каких-то компаниях. Какой аспект рассказать? С какой стороны?

-         Что для вас – близкий друг?

-         Ну, с которым можно проявляться, говорить, не задумываясь о своих там мыслях, эмоциях и так далее. Просто как идёт. Вот с такими людьми хорошо. Которые, что называется … ну которым не надо тебя терпеть. Да? Которые … просто проявляешься и всё и это естественно для них. И для тебя это естественно и как бы это гармонично получается.

-         Как вы считаете люди все равны между собой или какая-то иерархия существует?

-         ааа … смотря с какой стороны мы говорим. Ну, как равны? Равны по чему? По возможностям? Наверное – да. По стартовой позиции – наверное, нет. По тому, где они сейчас находятся, наверное, не равны. Смотря, с какой стороны посмотреть на это всё. С какой-то равны, с какой-то нет.

-         Могли бы к руководству зайти… Вот у вас руки заняты чем-то (книги, журналы…), а вам нужно попасть к начальству. В кабинет к нему. Какие будут ваши действия?

-         Где-нибудь на входе брошу.

-         Условие задачи именно такое, что руки заняты чем-то.

-         То есть, мне надо зайти и руки заняты? Ну, зайду ))) Нет, если бросить некуда там. Отнести или я не знаю передать кому-нибудь – подержать и срочно надо зайти… Ну, зайду так.

-         А ногой толкнуть?

-         В смысле? А! А, в смысле? Там проблема, что там дверь не открывается? :))) ну, ногой, головой, не знаю чем:)) Я думал, в смысле что с книгами как-то с начальством общаться не комильфо. А так-то – дверь открою:))

(перерыв)

-         Скажи, был где-нибудь за пределами РФ?

-         Да много где. Много где. Европа, Азия, Африка.

-         Где в последний раз был?

-         В последний раз… в Индии.

-         Расскажи нам что-нибудь про Индию.

-         Про Индию? Ну, были, значит, неподалёку от Гоа в первой половине путешествия. Во вторую половину путешествия собственно на Гоа. Ну, очень приятная страна. Ненапряжные люди. Всё у них хорошо. Спокойно, радостно, солнышко. Не знаю... Куча фруктов приятных, вкусных. Да? Эти фрэши бесконечные. Индийские. Цены – 3 копейки. Да. Когда там за русские 100 рублей впятером наесться и сытым остаться. Ммм … Ну, вообще по ощущениям очень сильно похоже, ощущения, я не знаю… русской глубинки. Какое-то такое – родное, тёплое, приятное. Единственно, что жарче… Вот такие вот основные.

-         Расскажешь, как собирался на Гоа..? В плане собирания вещей.

-         :)) Открыл рюкзак, положил вещи, закрыл рюкзак. :))). Я просто очень много езжу и как-то особенно не вдаюсь в подробности. Там если надо что-то, уже на месте покупаю.

-         А там в своё удовольствие ездишь?

-         Да. Ну и в командировки, бывает, езжу. Бывает просто… там … Да и в командировки тоже как-то отправляют, когда совсем не хочется куда-то ехать. То есть в основном так в своё удовольствие и по работе.

-         А в Индию с компанией..?

-         Да с компанией. Ехали втроём, потом ещё встретили московских друзей там человек 6. В общем, в итоге компанией.

-         …Весёлой.

-         Да. Было весело.

-         А деньги легко в долг даёте?

-         Только ту сумму, которую готов потерять. Ну, золотое правило.

-         А легко ли вы можете свои планы изменить?

-         Ну, в последнее время легче. Ну, в общем, планы изменить могу. Вот. Зависит только от того… Ну, там от многих факторов зависит на самом деле. Изменить могу, но не очень люблю. Вот то есть звонят и предлагают, что-то, что я понимаю, будет сильно лучше и интересней или у меня здесь не жёсткие планы, то я их изменю. То есть я не буду там упираться – план ради плана.

-         А мечта есть?

-         Мечта? Ну, направление какое-то есть. Да. Куда думаю... Её назвать надо?

-         Нет не надо.

-         Ну, такая скорей – полуцель, полумечта. То есть направление вот оно задано. Чем дальше дойду, тем интересней.

-         Что для тебя вода?

-         Вода? Сложный вопрос. То есть её можно пить. В ней можно купаться. Жидкость, не знаю. Вода.

-         А музыку вы любите?

-         Да. Но разную очень. Разную. На стилях там особо сложно сделать выбор…

-         А что для вас музыка?

-         Что музыка? Ну, музыка – способность, возможность войти в какое-то приятное состояние. Да? Или не приятное. Почувствовать какие-то эмоции, там чувства. Настроиться на волну какую-нибудь.

(перерыв)

-         Готовить умеешь?

-         Да.

-         Расскажи какой-нибудь рецепт.

-         Рецепт? Рецепт не сложно назвать. Я в основном делаю так – открываю интернет. Смотрю интернет – готовлю. Причём получается сразу хорошо. Там вне зависимости о того, готовил ли я или не готовил. Вот. Специи опять же по запаху подбираю. Раз, два, три, четыре, пять – да. Собрал. Запекать люблю. В фольге там, в рукаве вот в этом… в кулинарном. Хорошо готовлю салат. Не плохо ставлю чайник :). Ну, рыбу можно запечь в фольге. Очень вкусно там, с разными специями, с лимончиком. Очень хорошо. Замариновать. То есть я готовлю не часто, но если я сам это делаю, то получается правда очень вкусно. Не помню случая, чтобы испортил когда-нибудь продукт. Или там невкусно получилось.

-         Представьте, что вы король в королевстве. Что будете делать в своём королевстве?

-         Что буду делать?.. А я давно уже в этом королевстве? Или я только попал туда?

-         С утра сегодня :))

-         С утра сегодня. Ну буду разбираться с тем, что есть ) Узнавать, чё как работает – что, где. Смотреть принципы, по которым оно было для меня построено. Либо оно там на законе держится – надо закон внимательно проштудировать. Либо оно там, я не знаю, феодальное государство… нужно там с каждым князьком пообщаться. В общем, в первую очередь изучать, первую пару недель, наверное, – не больше.

-         А потом, когда изучите?

-         А потом буду всё налаживать тааак, чтобы всё работало и давало максимальный... вот тут дальше вопрос: Чё мне самому надо? То есть, если мне самому доход – значит, мы будем на доход ориентироваться. В зависимости от потребностей королевства будем выстраивать систему так, чтобы вот она максимально на это работала. … То есть сложно сказать. Всё зависит от королевства, куда я попал. Да. Там если аграрная республика.. ок! Если с аграриями всё хорошо, будем какие-то смежные области развивать. Если допустим надо поднять что-то. Допустим сельское хозяйство. Хорошо. Значит, сельское хозяйство будем поднимать. В общем, чё-то будем делать ))

-         С чего бы начал?

-         С чего бы начал? Ну, совещание бы собрал с министрами. Узнал бы, чем занимаются. Состояние текущее, обстановку. Выяснил бы.

-         А отрасль какую бы начал в первую очередь поднимать?

-         Ну, сельское хозяйство, производство. Базис. Потом всё остальное.

-         У ворот – враги. Твоя реакция?

-         Твою ж мать! )) Ну чё? Начал бы общую мобилизацию – Вперёд! Ну, чё хотят, не знаю – можно выяснить. Попробовать.

 

КОММЕНТАРИИ ...



Обновлено 21.11.2011 08:58 Прочитано : 8566 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 109 гостей онлайн
Просмотры материалов : 6156157