Успешная профессиональная реализация для ТИМа ИЛЭ на примере известных личностей PDF Печать E-mail

Бефус Ю.Н.

 

«Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы...»


Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ), он же «Дон Кихот» или «Искатель»,
– это один из 16 типов информационного метаболизма в соционике.

 

Соционические инструменты, использованные для дальнейшего анализа

 

Модель А для интуитивно-логического экстраверта (ИЛЭ) «Дон Кихота» [12]

 НИИ Соционики. Профессиональная реализация

 Таблица 1. Модель А ИЛЭ

 

Признаки Рейнина и малые группы

  • Базис Юнга: интуит, логик, экстраверт, иррационал.
  • Признаки Рейнина: демократ, уступчивый, беспечный, конструктивист, так-тик, статик, позитивист, процессор (правый), веселый, рассудительный, квестим [20]
  • Малые группы:
  • "Клуб" — исследователи [12],
  • "Группа коммуникабельности" — деловые [14],
  • "Квадра" — Альфа [18],
  • "Стимульная группа" – настрой на уникальность [1]

 

Соционические проявления у людей - представителей типа ИЛЭ

 

Профессиональная ориентация для типа «Дон Кихот»НИИ Соционики. Профессиональная реализация

     Согласно предположению, человек может успешно построить свою карьеру в основном за счет эффективного использования первой и второй функций по модели А. Поэтому «Дон Кихот» может хорошо реализоваться как ученый, специалист по разработке индивидуальных программ, в вопросах, связанных с инвестициями, разработке компьютерных систем, творческий директор по рекламе, специалист по разработке планов маркетинга, предприниматель, владелец предприятия, политолог, изобретатель, а также специалист по стратегическому планированию и агент по недвижимости [12].

     Главный стимул к деятельности для ИЛЭ – уникальность (что никто не может или еще никто до него не делал). Как представитель клуба исследователей ИЛЭ стремится заниматься тем, что не познано, необычно. Им правит любопытство, желание раскрыть тайны мироздания и изложить их научным языком.
     Желание экспериментировать и находить новые возможности даже в проверенных отработанных методах также свойственно «Дон Кихоту» [12].
     У «Дон Кихота» как представителя альфа-квадры в ценностях возможности (идеи, игра воображения, полёт фантазии), собственное понимание (правила, система-тизация, игра смыслами), ощущения (комфорт, самочувствие, удобство) и открытые эмоции (радость, яркость впечатлений). Он любит помечтать – считается, что к представителям первой квадры применим девиз: «не здесь и не сейчас». Их как магнитом тянет ко всему новому и интересному. Творчество гармонии, радость познания истины – то, на чем строится их мировосприятие и жизненная позиция [18].

     На практике мы видим истории известных личностей типа ИЛЭ «Дон Кихот», которые выбрали и другие профессии и при этом смогли достичь большого признания в своей сфере. Как объяснить их успех с позиции соционики? Рассмотрим некоторые группы профессий отдельно.

 

Примеры успешной реализации представителей типа в разных профессиональных нишах

 

Изобретатели-исследователи

     Конечно, неудивительно, что большую группу представителей типа «Дон Кихот» составляют изобретатели-исследователи, такие, например, как Альберт Эйнштейн, Мария Склодовская – Кюри, Дмитрий Менделеев, Чарльз Дарвин, Андрей Сахаров, Эрик Эриксон, а также изобретатель современных технологий и предприниматель Стив Джобс [23].

НИИ Соционики. Профессиональная реализация

profrealizatsia2-1  

Это направление как нельзя лучше подходит для ИЛЭ в связи с его базовой функцией интуиции возможности и творческой структурной логикой. Как уже было сказано выше, именно по блоку ЭГО в большей мере человек может профессионально реализоваться.
     Интуиция возможностей помогает ИЛЭ видеть целостную картину мира, легко создавать новые идеи на основе анализа большого объема разнообразной информации. Они могут найти неожиданное и нестандартное решение проблемы там, где его не видят другие, рассмотрев задачу с неожиданной, новой стороны [19].
     Мало кто знает, что знаменитому учёному Дмитрию Менделееву удалось разгадать секрет производства бездымного пороха простым, но нестандартным способом. Приняв просьбу царского правительства, Менделеев заказал в библиотеке отчёты же-лезных дорог Британии, Франции и Германии за 10 лет. По ним он составил пропор-цию, сколько было привезено угля, селитры и других компонентов к пороховым заводам. Через неделю после того, как были сделаны пропорции, он изготовил два бездымных пороха для России [7, 11].
     Благодаря структурной логике ИЛЭ замечают связи между отдаленными явлениями, открывают новые законы, разрабатывают классификации. ИЛЭ способны переработать и структурировать свои новые и расплывчатые теории в систему, как, например, известную периодическую систему элементов для предсказания химических свойств Дмитрия Менделеева, теорию радиоактивности физика и химика Марии Кюри и теорию развития личности психоаналитика Эрика Эриксона [3].
При этом ИЛЭ превыше всего ставят объективную истину, добытую собственным разумом. Как представители демократов ИЛЭ могут оспаривать теории известных ученых и приходить к своим выводам [20]. Например, Чарлз Дарвин считается учёным, но он не получил специального биологического образования. По факту он был самоучкой движимым страстью. При этом открытия, сделанные Дарвином, стали основой синтетической теории эволюции, и он сделал существенный вклад в развитие генетики, доказывал возможность изменения видов путем искусственного вмешательства [5].
     В связи со стимульной группой «Дон Кихота» – настроем на уникальность [12] – он любит браться за что-то мудреное и многовариантное (беспечный-тактик-экстраверт). Если нормальный взрослый человек вообще мог бы и не задумываться над проблемой пространства и времени, то, как утверждает сам Эйнштейн, он уже думал об этой проблеме с самого детства. Теории Эйнштейна были слишком смелые для его соотечественников, так как частично сводили на нет теории Ньютона, на которые опирались многие исследования в течение 200 лет. Но упорство Эйнштейна помогло ему доказать свои теории и получить еще при жизни всемирную славу. А в 1999 году журнал Time даже объявил его Человеком Века [6].
     Кроме того, сильные функции: ограничительная интуиция времени и реализующая логика действий помогали «Дон Кихотам» опережать новыми идеями время и оставаться практичными в выборе методов работы. Под руководством новатора Стива Джобса в Apple были созданы персональный компьютер iMac, музыкальный плеер iPod и медиа-библиотека iTunes, смартфон iPhone и планшетник iPad. Каждое из этих устройств изменило свой сегмент рынка и представления о дальнейшем его развитии. До этого, в 1977 году, С. Джобс создал персональный компьютер, который оказал определяющее влияние на все дальнейшие развитие компьютерной отрасли [3].
     Подводя итоги, именно в профессии изобретателя или исследователя в новых течениях науки «Дон Кихот» может как нельзя лучше реализовать свои сильные стороны по блоку ЭГО. Это подтверждает и тот факт, что большинство из выше перечисленных ученых не только создали гениальные работы, но и дожили до почтенного возраста (Кюри - 66, Эйнштейн - 76, Менделеев - 72, Дарвин - 73, Эриксон – 93 [3]).

 

Писатели и поэты

     Также объяснимым является и успех писателей и поэтов типа ИЛЭ таких, как, например, Михаил Лермонтов, Александр Солженицын, Астрид Линдгрен и Льюис Кэролл [23].

profrealizatsia3

     В писательской деятельности часто важна нестандартная идея и творческий подход. Все эти признаки можно найти в базовой функции ИЛЭ – интуиции возможностей. Творческая белая логика помогает структурно и доходчиво изложить эти нестандартные мысли на бумаге.
«Дон-Кихот» – мечтатель и фантазер, увлекающийся своими идеями и увлекающий ими других. Мысль и дерзкая фантазия для «Дон-Кихота» – две вещи неразделимые. Поэтому неудивительно, что каждый из перечисленных писателей помимо других жанров создавал сказки. Причем многие из этих писателей не просто придумывали нестандартные сюжеты, но и охотно советовали, как выпутаться из сложных ситуаций.
     Сказки Астрид Линдгрен [3, 22] («Пеппи Длинныйчулок», «Карлсон», «Мио мой Мио») воссоздают различные жизненные сложности детей и описывают пути их решения. Кроме этого, она создавала нестандартные произведения с нескучными героями. В большинстве ее книг, которые основаны на фольклорных сюжетах, разнообразные фантастические черты переплетаются с интересными элементами современности и будничности.
В сказках Астрид Линдгрен царит положительное настроение и присутствует много шуток. Это связано с тем, что по своей референтной этике эмоций для ИЛЭ важно, чтобы эмоциональная атмосфера была положительно окрашена, доброжелательна, у окружающих было хорошее настроение. Кроме того, эта функция продуктивная и ее «Дон Кихоты» стараются косвенно применять в своей деятельности.
     Представители этого типа часто работают и достигают успехов в областях, не соответствующих их специальности и образованию, так как творческая логика отношений желает выдавать в качестве продукции свое собственное понимание предмета [5].
     Мы знаем Льюиса Кэролла как автора приключений «Приключения Алисы в Стране чудес». Но как многие представители типа «Дон Кихот», он работал в разных сферах деятельности. Льюис Кэролл был профессором математики Оксфордского университета, при этом имел глубокие знания в языках и театроведения[10]. «Алису» он начал писать без специальной подготовки, при этом создав шедевр мировой литературы.
     В связи с сильной интуицией возможностей и логикой у «Дон-Кихота» сильно развито ассоциативное мышление. Причем ассоциации могут быть самыми неожиданными. В своем интуитивном полете мысль «Дон-Кихота» может уноситься в самые отдаленные и никак не совместимые друг с другом области.
Мастером ассоциативного мышления является все тот же Льюис Кэролл. В приключениях «Алисы в Зазеркалье» героиня читает поэму «Бурмоковт». Первые строки поэмы «...Воркалось, хливкие шорьки пырялись по мове. И хрюкотали зелюки как мюмзики в наве...» заставляют девочку воскликнуть: «Она хорошая, но ее трудно понять!». Алиса права. Мы воспринимаем стихотворение как грамматически правильное, хотя сами слова не имеют никакого смысла [10]. Все строится на ассоциациях читателя. В сказках Кэрролла воплотился не только художественный, но и научный тип мышления. Вот почему логики, математики, физики, философы, психологи находят в «Алисе» материал для научных размышлений и интерпретаций. Они рассматривают нонсенс Кэрролла как некую логическую систему, организованную по принципам игры [10]. Не потому ли «Алиса» оказывается «самой неисчерпаемой сказкой в мире»?
     В связи с ограничительной интуицией времени «Дон Кихоту» всегда очень жаль терять время. Однако, они часто опаздывают из-за того, что им трудно следить за ним. Белый Кролик из книги «Приключения Алисы в Стране чудес» появляется в самом начале книги бормочущим себе под нос: «Ах, боже мой, боже мой! Как я опаздываю!». Он всегда имел при себе часы и однажды возразил девочке, что время не любит, когда его убивают [15].
     «Дон Кихоты» не любители прорабатывать детали, но могут в размышлениях поковыряться в «чём-то таком издалека», причем «забраться в дебри», потеряться в тонкостях и размышлениях (рассудительный процессор), но при этом оставаться предельно логичным в своих высказываниях [13]. Чего только стоят размышления героев сказки Кэрролла [15]:

«Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы не быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть».
• «Алиса удивилась, как это она не удивилась, но ведь удивительный день еще только начался и нет ничего удивительного в том, что она еще не начала удивляться».
• «— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно... — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
— ... только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти».

     Подводя итоги, профессия вольного писателя является достаточно подходящей для людей типа «Дон Кихот». Они могут проявить свою творческую фантазию и реализовать свое собственное понимание мира. Как подтверждение, некоторые из перечисленных писателей дожили до возраста 90 лет [3].

 

Актеры

     Среди известных ИЛЭ встречаются и талантливые актеры (Брюс Уиллис, Николь Кидман, Ким Бэссинджер, Олег Меньшиков, Александр Абдулов, Олег Даль) [23].

profrealizatsia4

     Важное качество для актера – сценическое обаяние - способность естественно общаться с партнерами по сцене, выразительность образа, умение покорить зрителя своими чувствами и эмоциями. Внутреннее перевоплощение требует от актёра передачи характера и переживаний, мыслей и чувств, раскрытия духовного мира своего героя. Его главная задача, воздействуя на зрителей, донести им нужную мысль и вызвать ответные чувства, эмоции, реакцию. То есть, с позиции соционики одной из главных функций является этика эмоций и этика отношений, которые у ИЛЭ являются слабыми, этика эмоций – референтная, а этика отношений – болевая. Но при этом все выше перечисленные актеры – очень талантливы и добились успеха в своей сфере деятельности, многие их них самые высокооплачиваемые актёры Голливуда и России. Если с изобретателями и писателями все было достаточно очевидно, ведь они реализовывались в большей степени по своему блоку ЭГО, то как объяснить успех «Дон Кихота» в про-фессии актера с позиции работы по слабым функциям?
     Референтная – функция слабая, непригодная для творческой работы, однако, обучение по ней происходит достаточно легко и может дать хорошие результаты. Это функция из блока СУПЕРИД при желании и упорстве она может прорабатываться очень хорошо [24].
Если проследить особенности творчества и количество ролей вышеперечислен-ных актеров, то все они были необычайно трудолюбивыми (сильная реализующая функция «без слов на деле» - логика действий). Кроме того, они любили удивлять публику, режиссеров и журналистов. Не быть такими как все. Здесь мы имеем дело с базовой «Дон Кихота» - интуицией возможностей. Такому человеку сложно жить по шаблону, он не может быть ограничен определенными рамками, ему скучно двигаться проторенным путем. Его постоянно тянет к оригинальным решениям, нетрадиционным ходам [17]. Николь Кидман не желает следовать каким-то новомодным течениям. Она не ориентируется на моду, не гадает, какое направление в кино находится в тренде или за какую роль платят больше всего денег. Выбор следующей съемочной площадки определяется качеством сценария и команды, а также наличием свободного графика работы (очень важный пункт для «Дон Кихота» в связи с ограничительной интуиций времени). Когда она однажды давала интервью одному их журналистов, то встретила его на своей ферме, где во время ответов на вопросы собирала яйца из курятника и собиралась стричь шерсть перуанской ламы Альпака. При этом она была одета в длинное белое платье. Интересно, что когда ее спросили, какую профессию она бы выбрала, если бы не была актрисой, ответом было «исследование в сфере раковых заболеваний» [4] («Дон Кихот» - "Клуб" — исследователи).
     Очень важен для ИЛЭ свободный режим работы. При этом необходимо, чтобы работа была интересной для него самого, обеспечивала разнообразными впечатлениями. Оптимальной для него будет деятельность, в которой он будет независим от других, самостоятелен [12].
     Актер Олег Меньшиков играет личности сложные, задетые глубоким душевным конфликтом, его герои в одиночку противостоят всему обществу («Дон Кихот» – «рыцарь» [1]). За другие роли он не берется. На данный момент он утверждает, что ему предлагают мало ролей, которые ему интересны. Поэтому он в большей степени переключился на театр. Это эмоционально тяжелые работы, требующие от него полной самоотдачи. Режиссер Светлана Дружинина утверждает [9], что при всей внешней веселости и беззаботности у него сложнейший, скрытый ото всех внутренний мир, и не самый счастливый. За всем обаянием и очарованием чувствуется скрытая боль. Также рассказывают, что при своей внешней мужественности Меньшиков на самом деле очень мягок, раним, инфантилен и нерешителен. То есть, при всей успешности, ему не всегда комфортно в его профессии, в которой работает референтная функция детского блока. Актер должен иметь богатое воображение, чтобы отметить характерные черты явлений жизни и воплотить их на сцене. Меньшиков, как и многие «Дон Кихоты», не считается с мнением окружающих. Он является художественным руководителем Ермоловского театра. Именно с его приходом на эту должность в этой академическом театре началась настоящая технологическая революция. Меньшиков не боится экспериментировать и с удовольствием использует в новых постановках современные технологии. Например, это виртуальный «Дориан Грей» или интерактивный спектакль-квест, что-то среднее между квестом, спектаклем, игрой «Форт Боярд» и игрой в мафию, где у каждого зрителя-игрока есть чип. Ситуация на сцене зависит от того, какой выбор в тот или иной момент делает каждый зритель. В Голливуде его прозвали «русский, который не приезжает» за то, что он отказывается от неоднократно поступающих предложений сняться на «фабрике грёз». А на гастролях он носит часы на обеих руках [21].
В одном из интервью [9] была четко описана болевая «Дон Кихота» - этика отношений. Меньшиков может резко разорвать дружеские отношения и уйти без объяснения причин. При всем своем обаянии он держит дистанцию. По словам нескольких его коллег, таким людям как он, тяжело с людьми. Представители этого соционического типа не всегда умеют быть дипломатичными. Они тяжело переживают интриги, грубость, обман, предательство. В таких случаях могут взорваться, оскорбить и даже заболеть. Как результат, в 52 года Меньшиков перенес тяжелый гипертонический криз.
     В своей статье Т. Прокофьева и И. Фенякина [16] описали проблему болевой и актера Олега Даля. Он не мог управлять своим настроением, эмоции часто захлестывали его. Коллеги не помнили его смеющимся. Сам шутил, но это было и остроумно, и мрачно. «Дон Кихотам» трудно самим управлять своим настроением, не говоря уж о чужом. Но это ему прощалось, так как гениальность заключалась в другом. Он выделялся своим талантом по базовой интуиции возможностей. Своих персонажей Даль создавал сам, сам писал и выдумывал, сам давал им жизнь. Это настолько особая актерская природа, что она близка к той области нашей психики, где уже всякая игра отсутствует. По мнению режиссера Екатерины Еланской, Далю импровизация не только была дана от природы, она была ему необходима как воздух. На репетициях он мог неожиданно для всех по собственному усмотрению кардинально менять мизансцены... Другой режиссер, Евгений Татарский, считал, что «...перед съемкой, на репетиции Олегу нужно было дать выполнить его оригинальные и интересные находки, чтобы он и другие увидели это со стороны».
     Подводя итог, если актер «Дон Кихот» обладает незаурядным талантом импровизации, то ему эта задача удается, но эмоциональные перегрузки он при этом испытывает значительно большие, чем актеры большинства других типов.

 

Спортсмены

     При анализе профессиональной деятельности известных «Дон Кихотов» становится заметно, что среди них мало профессиональных спортсменов [23]. Это можно объяснить слабо развитой волевой сенсорикой. Для ИЛЭ достаточно сложен любой систематически повторяющийся вид деятельности. Как известно, спортсмены должны отрабатывать определенные упражнения и навыки изо дня в день. Это стало бы для ИЛЭ неким конвеером. Сенсорики хорошо чувствуют пространство, они обладают хорошей координацией движений. В этом «Дон Кихоты» как ярко выраженные интуиты проигрывают сенсорикам. ИЛЭ может проявить себя там, где нужна спонтанность, выдумка, например, в танце. Но все равно движения «Дона» могут казаться немного неловкими.

 

Итоги
     Если попытаться охарактеризовать «Дон Кихота» несколькими словами, то это первооткрыватель. Цель – попробовать себя во всем новом. Мотивация – интеллектуальная алчность. Самое сложное, если он простой потребитель, а не творец.
Поэтому необязательно ставить рамки определенным названием профессии для «Дон Кихота». Он может реализоваться везде, где его сильные стороны: интуиция, логика и экстраверсия – смогут проявиться в большей степени. Где ему дадут достаточно свободы для мышления и творчества, где будут цениться его идеи, оказана помощь в их воплощении и обеспечена сенсорная поддержка (частично снять с него бытовую сферу во время работы и отдыха) и благоприятный психологический климат [12].


Литература:
1. Шифрина Н.М. Профессиональная ориентация и психологический настрой в стимульных группах //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2010. – N 7
2. Аугустинавичюте А.. Социон. Москва, Издательство «Черная Белка», 2008.
3. Биографии: http://obrazovaka.ru
4. Видео: "История жизни" Николь Кидман. https://www.youtube.com/watch?v=8WVXkXnn1f0
5. Видео: BBC. Гений Чарльза Дарвина: Жизнь Дарвинa и всё остальное- https://www.youtube.com/watch?v=d1xaDu25E_0&list=PLIIdA3MPPEnrMhpslzIvVbSRsTlEd-Wbx
6. Видео: Великие ученые. Альберт Эйнштейн. Смешная история о времени. https://www.youtube.com/watch?v=x63EBNcHloY
7. Видео: Дмитрий Иванович Менделеев. Гении и злодеи. https://www.youtube.com/watch?v=mW5CQhRhjKA
8. Видео: Мария Склодовская-Кюри. Гении и злодеи. https://www.youtube.com/watch?v=46RO44x4FGA
9. Видео: Олег Меньшиков биография и личная жизнь актера. 2017 https://www.youtube.com/watch?v=6PCUXmqksKc
10. Демурова Н, 1997. Льюис КЭРРОЛЛ . http://www.belletrist.ru/definit/11defin/carroll-defnt.htm
11. Дмитрий Менделеев: Интересные факты из жизни русского учёного. http://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/dmitrij-mendeleev-interesnye-fakty-iz-zhizni-russkogo-uchyonogo.html
12. Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ, ENTP, «Дон Кихот») //http://socionics.ru/types/2009-01-09-00-35-45/317-don-kihot
13. Ионкин С. Дон Кихот. Сфера контактов и отношений. 2017. http://profi-socionika.ru/psihotipy/nabludenija/don-kixot-sfera-kontaktov-i-otnoshenij/
14. Исаев Ю.В., Т.Н. Прокофьева. Деловой стиль общения. //Соционика, ментология и психология личности. – 2011. – N 1
15. Кэрролл Льюис. Алиса в Стране Чудес. http://www.wonderland-alice.ru/parts/chapter1/content/
16. Прокофьева Т. и Фенякина И. Новая встреча с Олегом Далем. Здесь и сейчас, N1, 1999
17. Прокофьева Т.Н., М. Кузьмина. Разделимся на шестнадцать. "Школьный психолог". Приложение к газете "1 сентября", 2001, №22. // http://socionics.ru/types/2009-01-09-00-35-45.
18. Прокофьева Т.Н., Каменева С.К. Еще раз о квадральных ценностях //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2010. – N 4
19. Прокофьева Т.Н. Психологические типы и способности к профессии. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2.
20. Рейнин Г. Тайны типа. Модели. Группы. Признаки. Издательство «Черная Белка», 2010.
21. Рудычева Н.. Олег Меньшиков ставит ИТ-эксперименты на сцене, 2016. http://www.cnews.ru/articles/2016-02-19_oleg_menshikov_stavit_iteksperimenty_na_stsene
22. Сказки Астрид Линдгрен. https://deti-online.com/skazki/skazki-lindgren/
23. Типологические списки НИИ Социники. http://socionics.ru/types/2009-01-09-00-56-09
24. Прокофьева Т.Н., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. Практическое применение горизонтальных блоков модели А. // Соционика, ментология и психология личности. 2012. №2.
25. Амирова Е.А. О Королях, Пажах, Рыцарях и Дамах. http://socionics.ru/signs-and-groups/tetratomii/2015-04-30-06-08-30

31.08.2017

 


Обновлено 13.10.2018 14:18 Прочитано : 243 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 104 гостей онлайн
Просмотры материалов : 7229048