Зачем учителю нужно знать соционический тип ученика? |
![]() |
Игнатова Н.Г.
Статья посвящена вопросам применения соционики в работе педагога. Обоснована необходимость соционических методов для учителя. На примере разбора школьных сочинений показан способ бережной, нетравматичной диагностики соционического типа подростка. Ключевые слова: соционика, тип информационного метаболизма, соционическая диагностика, индивидуальный подход к ученику, сильные функции, эффективное взаимодействие учителя с классом, формирование учебных подгрупп, стимулы к учёбе, выбор профессии. Действительно, зачем? Задаю этот вопрос своим коллегам и натыкаюсь на непонимание. «Диагностировать – это вешать ярлык на ребёнка»; «первый раз слышу о соционике». Я тоже не так давно услышала о соционике. В книжном магазине мне попалась книга, которая потрясла меня, заставила по-новому взглянуть на мои отношения с близкими людьми. С этого момента скупала все книги содержащие слово соционика, и читала их запоем. Диагностировала себя и окружающих. Пугала друзей непонятными словами, пока не поняла, чего мне не хватает. Не хватало стройности и логичности полученных из книг знаний. Именно это понимание и привело меня в Школу Соционики в Москве. Полтора года учёбы разложили по полочкам разрозненные факты, и стало ясно, что соционика – это не гадание по ТИМам, а наука. И эта наука очень помогает мне в моей работе учителя. Так зачем же нужно знать соционический тип ученика? Думаю, чтобы:
При определении ТИМа ребёнка необходимо проводить многократные проверки диагноза, используя базис Юнга, признаки Рейнина, модель А, квадральные признаки, стили общения, темперамент. Наблюдать за проявлением внешних признаков ТИМа. Это можно делать и на уроке, но ярче всего ребёнок проявляет себя на различных конкурсах, классных «Огоньках», при подготовке к КВНу. Сделать предварительный анализ ТИМа помогает такая форма, как диагностика по сочинению на заданную тему. Темы сочинения выбираются таким образом, чтобы ученик имел возможность раскрыть свои типологические предпочтения, сформулировать личное мнение, не был скован рамками темы. Приведу пример одного такого сочинения. Яна Н. 10 класс. Моё место в жизни. Как мне кажется, я ещё не заняла его – своё место в жизни – но я отлично себе его представляю, что это за место и зачем оно мне нужно. Живут же люди без места в жизни, не беспокоясь ни о каких философских истинах, – но нет, всё-таки своё место в жизни – это здорово, есть, куда придти, и есть откуда уйти, место в жизни – это то, на мой взгляд, что связывает человека с жизнью, что делает существование человека жизнью. Вернёмся к мыслям о частном (т.е. обо мне). Я очень хочу делать что-то такое, за что мне после жизни стыдно не будет. Поэтому я решила стать врачом. Точнее хирургом. Еще точнее – хирургом – офтальмологом (область врачебной деятельности «офтальмология» – занимается лечением и изучением глазных болезней). Хотя, решение это принято давно, у меня до сих пор витают сомнения (так, чуть-чуть). Есть такая притча: попали на суд к Христу вор и врач. Вора простили за то, что он людей от лишнего имущества спасал, а врача не простили, потому что он лечил те болезни, которые были посланы людям, чтобы они задумались. Но, всё-таки, моё решение твёрдо и не зависит от влияния легенд и притч. Мне хочется многое успеть, настолько много, что и жизни может быть мало. Если грамотно распределить время, возможно, ещё всё успеется. Здорово было бы жить всегда больше по велению жизни, а не по велению мысли об уходе из неё. Хотелось бы оставить что-нибудь от себя: книгу, песню, музыку (обязательно собственного сочинения). Но это я так, к слову. В общем, я осознаю своё место в жизни так: оно рядом, но идти до него придётся в течение всей жизни. Моё место – мой горизонт. Соционический разбор этого сочинения дает возможность определить следующие признаки. Как мне кажется, я ещё не заняла его – своё место в жизни – но я отлично себе его представляю, что это за место и зачем оно мне нужно (динамика, сенсорика, интроверсия). Живут же люди без места в жизни, не беспокоясь ни о каких философских истинах, – но нет (упрямый), всё-таки своё место в жизни – это здорово, есть, куда придти, и есть откуда уйти, место в жизни – это то, на мой взгляд, что связывает человека с жизнью, что делает существование человека жизнью (настрой на благосостояние). Вернёмся к мыслям о частном (т.е. обо мне) (логический взгляд, сенсорика: «о частном», настрой на результат). Я очень хочу делать что- то такое, за что мне после жизни стыдно не будет (ценности IV квадры). Поэтому я решила стать врачом (сенсорика) Точнее хирургом. Еще точнее – хирургом – офтальмологом (область врачебной деятельности «офтальмология» – занимается лечением и изучением глазных болезней) (пояснения, повторы и уточнения говорят за логику и сенсорику, а также за стиль общения «Обмен информацией»). Хотя, решение это принято давно (стратегия), у меня до сих пор витают сомнения (так, чуть-чуть) (иррациональность, неуверенность по интуиции). Есть такая притча: попали на суд к Христу вор и врач. Вора простили за то, что он людей от лишнего имущества спасал, а врача не простили, потому что он лечил те болезни, которые были посланы людям, чтобы они задумались (рассудительность). Но, всё-таки, моё решение твёрдо (волевая сенсорика ограничительная) и не зависит от влияния легенд и притч (настрой на результат, упрямый, сомнения в этике отношений и их легкое решение говорят о том, что она в блоке СУПЕРИД). Мне хочется многое успеть (настрой на результат) настолько много, что и жизни может быть мало (интуиция возможностей в СУПЕРИД). Если грамотно распределить время (попытка создать технический процесс над временем говорит о сильной логике действий и слабой интуиции времени), возможно, ещё всё успеется. Здорово было бы жить всегда больше по велению жизни, а не по велению мысли об уходе из неё. Хотелось бы оставить что-нибудь от себя: книгу, песню, музыку (конкретные вещи – за сенсорику) (обязательно собственного сочинения) (интроверсия). Но это я так, к слову (иррациональность). В общем, я осознаю своё место в жизни так: оно рядом, но идти до него придётся в течение всей жизни. Моё место – мой горизонт (динамика). Анализ сочинения Яны позволяет предположить, что ее ТИМ сенсорно-логический интроверт. Наблюдения показывают интроверсию. На контрольных работах девочка глубоко уходит в решение задач, часто не слышит, когда к ней обращаются одноклассники с просьбой передать ластик. Если в домашней работе было что-то непонятно, Яна предпочитает задать вопросы не на уроке, а лично учителю на перемене. Сенсорика и логика видны по красивым и чётким геометрическим чертежам. Яна умеет владеть своим голосом, и на конкурсе чтецов заняла 1 место. Яна получила единственную четвёрку по геометрии, что лишило её красного диплома за неполное среднее образование. Но сдавать экзамен по предмету Яна отказалась, ссылаясь на 5 дней как маленький срок для подготовки. Значит можно исключить престиж как ее стимул к деятельности и отметить слабую интуицию времени. Яна редко посещает школьные дискотеки, что так же говорит за интроверсию и еще за болевую этику эмоций.
А вот сочинение Кирилла К., 9 класс. Можно ли жить без агрессии
Ответив для себя на эти и другие вопросы, педагог сможет определить ТИМы ребят и грамотно построить работу с ними, опираясь на соционические методики. Список литературы 1. А. Аугустинавичюте. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. – М.: «АСТ», СПб.: «Terra Fantastica», 1998. |
Обновлено 25.04.2009 00:15 Прочитано : 11167 раз(а) |