Негативный эффект работы ограничительной функции в полудуальных отношениях на примере отношений ЛСЭ и ЭСИ |
![]() |
Сипайло А.И.
Полудуальные отношения,относящиеся к группе комфортных, могут быть таковыми и для руководителя, и для подчиненного. На практике были замечены нюансы взаимодействия функций модели А, которые могут снизить продуктивность этих отношений. Для иллюстрации выбрана полудуальная пара – начальник ЛСЭ, подчиненный ЭСИ. Предложены варианты решения.
Ключевые слова: применение соционики, модель А, полудуальные отношения, ограничительная функция, ЛСЭ, ЭСИ.
Для большинства из нас работа – одна из важнейших частей жизни. Именно здесь мы в среднем проводим 40 часов в неделю. Всем хотелось бы, чтобы время, проводимое на работе, проходило приятно и продуктивно. На это влияет множество факторов, одним из которых является человеческий, а именно коллектив и руководство. Многие хотели бы иметь комфортные, приятные, взаимовыгодные отношения с руководством. Полудуальные отношения, относящиеся к группе комфортных, могут быть таковыми и для руководителя, и для подчиненного. Однако на практике были замечены нюансы взаимодействия функций модели А, которые могут снизить продуктивность этих отношений. Полудуальные отношения Е.В. Шепетько так описывает эти отношения: «Полудуальные отношения – это информационно-активные отношения, им в значительной степени присущи сопоставление взглядов, дискуссия, взаимопонимание. Собеседники различием своих взглядов могут быть интересны друг другу. Возможны просьбы, предложения совместных действий. Отношения хороши для совместной работы, учебы, творчества». [9]. Поддержание комфортного общения в течение длительного времени зависит от того, насколько партнеры готовы принимать позиции друг друга. Из-за того, что они видят мир совершенно по-разному, это требует от них некоторых усилий. И разница во взглядах, привлекающая поначалу, при длительном общении может стать «камнем преткновения». У В.В. Гуленко читаем: «Данному типу отношений характерно интересное общение, во время которого партнеры опасаются сблизиться на более короткую дистанцию, так как чувствуют, что тем самым комфорт будет нарушен. Приятно пообщавшись некоторое время, собеседники не знают, что делать дальше. Однако подобные заминки не обсуждаются, и внимание на них не сосредоточивается. Временами в поведении друг друга отмечают неприятные для себя моменты. В делах обязанности удачно распределяются в соответствии с темпераментом. Расхождения во мнениях разрешаются компромиссным путем – благодаря взаимным уступкам». [8]. В полудуальных отношениях, как и в дуальных, суггестивная функция каждого из партнеров получает наибольший поток информации – от базовой функции собеседника. Именно это взаимодействие делает эти отношения такими приятными. Суггестивная функция, как и референтная, находятся в блоке СУПЕРИД, его еще называют «детским» блоком. Получать информацию по нему очень приятно. Полудуальные отношения на примере ЛСЭ и ЭСИ С точки зрения Модели А, взаимодействие ЛСЭ и ЭСИ должно складываться следующим образом.
Разберем практический пример полудуальной пары, где начальник ЛСЭ, а подчиненный ЭСИ. ЭСИ демонстрирует ЛСЭ свое хорошее отношение к нему самому, к компании, к своей работе. Эта информация поступает на суггестивную этику отношений ( Такое взаимодействие согласуется со служебной иерархией и делает отношения начальник-подчиненный наиболее благоприятными. Некоторые затруднения могут возникнуть из-за того, что ЭСИ – демократ, а ЛСЭ – аристократ. ЭСИ относится к своему руководителю, в первую очередь, как к человеку, а не как к начальнику, и поэтому может допускать нарушения служебной иерархии, общаться с руководителем более демократично, чем это позволительно. Но, благодаря базовой Замеченные на практике трудности Описанное взаимодействие не всегда в жизни протекает так, как обозначено в теории. На практике замечен негативный эффект, который ограничительная этика эмоций ( Ограничительная функция является «стражем личных границ» и начинает работать в ответ на негативное воздействие извне. С помощью своей ограничительной функции человек может оградиться от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Но и ограничить человека можно вернее всего по его же седьмой функции: это обезоруживает, не оставляет средств [5]. На примере ЭСИ, ограничительная В рассматриваемой паре может произойти следующее: чувствительный к отношениям ЭСИ может принять на свой счет негативные эмоции руководителя, которые зачастую возникают во время работы и лично к ЭСИ не имеют отношения. Также ЭСИ может принять на личный счет критику в адрес своей работы, хотя в исполнении ЛСЭ она не является выражением личного отношения, а только лишь объективной оценкой деловых способностей и качества выполнения работы ЭСИ. ЭСИ попадает в ловушку собственных негативных эмоций. Ограничительная функция, помимо прочего, ограничивает собственную базовую функцию, которая является опорой личности и интеллекта человека, по которой он может выступить как эксперт [5]. ЭСИ с базовой Решение проблемы Самым важным для решения проблемы с ограничительной функцией будет осознание человеком того, что в данный момент он находится под ее воздействием. Осознав это, можно принять обдуманное решение о выходе из проблемной ситуации. Приведем здесь техники выхода, разработанные в НИИ Соционики.
Конкретно для пары ЭСИ и ЛСЭ можно рекомендовать решать проблемные ситуации сразу, как только они возникают. Если ЭСИ сомневается, не является ли высказанное ЛСЭ недовольство проявлением негативного отношения в его адрес, лучше всего прямо сказать о своих сомнениях, спросив, «правильно ли я Вас понял?». Скорее всего, ЛСЭ сразу прояснит ситуацию, и станет понятно, что нет повода для переживаний. Кроме того, обычно со своей базовой Заключение Во всех интертипных отношениях есть свои плюсы и минусы. Каждое из них наилучшим образом помогает решить задачи определенного типа. И в то же время может быть совершенно непригодным для решения иных задач. Это не значит, что без подходящих интертипных отношений невозможно построить продуктивное взаимодействие. Знание и применение соционики позволяет компенсировать возможные трудности в общении и совместной деятельности, и найти выход из любой затруднительной ситуации.
Список литературы
|
|||||||||||||||||||||||||
Обновлено 03.09.2021 01:13 Прочитано : 13223 раз(а) |