Деловой стиль общения |
![]() |
Ю.В. Исаев Т.Н. Прокофьева
Общение — неотъемлемая часть жизни человека в обществе. Более того, под общением можно рассматривать не только непосредственную коммуникацию между двумя или более людьми, но и получение информации из окружающего мира и сообщения ему своей реакции. Именно поэтому понимание стилей общения дает возможность улучшить как понимание других людей, так и понимание себя самого. В данной статье предложена информация о деловом стиле общения, позволяющая лучше понять четверть населения планеты, общающемуся именно в этом стиле. Для начала освежим в памяти, что такое «деловой стиль общения» в соционическом его понимании. Впервые о стилях общения заговорил В. Гуленко [8]. «Распределение социотипов на логиков и этиков, пересекаясь с распределением на эксравертов и интровертов, образует четыре группы коммуникабельности» [8]. Четверка стилей общения образуется на пересечении дихотомий Этика-Логика и Экстраверсия-Интроверсия.
Вот как В. Гуленко определил Деловой стиль общения. «Группа деловых социотипов (логические экстраверты), которые контактны в деловом общении и эмоции которых направлены на результат работы» [8]. « Экстравертные логики, или деловые – мужской стереотип коммуникабельности. Его можно назвать активное ожидание чувств. Деловые социотипы рассчитывают встретить своего избранника или избранницу среди вереницы дел. Стандартному образу настоящего мужчины приписывают активную жизненную позицию, но только не в области чувств. В романтической литературе герой знакомится со своей будущей возлюбленной, выручая ее из беды. Общение эти социотипы понимают как деловое сотрудничество » [8]. Давайте рассмотрим, какие знания о рассматриваемом стиле мы можем получить из полюсов дихотомий, образующих его. Логика
Экстраверсия
Что мы получаем в результате такого сочетания? Видение мира как совокупности множества объектов с различными свойствами, взаимодействующих между собой и осознание себя как одного объекта из этого множества. Жизнь видится бурлящей, интересной когда это множество объектов находится в движении и постоянном взаимодействии. И чтобы ощутить полноту своей жизни, и свою значимость в видимом мире, нужно принять участие в этих движениях и взаимодействиях. При этом оценка самих взаимодействий идет с точки зрения совместно совершенной работы, осуществленных проектов и замыслов, переданных инструкций и технологий. Следовательно, возникает желание участвовать в действиях и работах, совершаемых другими объектами, организовывать собственные дела и подключать к ним других, предлагать варианты действий. Это дает ощущение наполненности жизни. Так же стоит вспомнить, что на пересечении Логики и Экстраверсии находится признак Уступчивость, дихотомии Уступчивость-Упрямство. Известно следующее. Уступчивость
Что это нам дает? Можно сделать вывод, что инициация действий идет исходя из того, какие потребности есть у инициатора или его окружения и направлены на удовлетворение этих потребностей. Так же ценность имеют не приобретаемые ресурсы, а действия, совершаемые с помощью этих ресурсов, потребности, которые можно с их помощью удовлетворить. Причем складируемый ресурс воспринимается как простаивающий, не участвующий в происходящих событиях, выпавший из течения жизни. Как все это отражается на процессе коммуникаций? В потоке информации деловой стиль в первую очередь старается выхватить все то, что касается деловых предложений, технологий действий, методик выполнения тех или иных задач, идеи для будущих проектов, сведения в помощь текущим делам. Соответственно информация, изобилующая подобного рода содержанием воспринимается наиболее успешно и высоко ценится, вызывает интерес, ей выделяется приоритет внимания. Для заведения разговора деловому стилю зачастую необходимо наличие повода в виде какого-то делового предложения к человеку, с которым заводится разговор. Отвлечение человека от дел на разговор, не содержащий никакой дельной информации, воспринимается как попытка лишить человека участия в процессах, происходящих в мире. В качестве иллюстрации к вышесказанному приведем несколько примеров делового стиля общения. А.Елин «Бивни черных скал»
Д. Хармс Первое послание к Марине
А. К. Дойль Боюсь, Ватсон, что мне придется ехать, сказал как-то за завтраком Холмс.
Я не удивился. Меня куда больше удивляло, что Холмс до сих пор не принимает участия в расследовании этого из ряда вон выходящего дела, о котором говорила вся Англия. Весь вчерашний день мой приятель ходил по комнате из угла в угол, сдвинув брови и низко опустив голову, то и дело набивая трубку крепчайшим черным табаком и оставаясь абсолютно глухим ко всем моим вопросам и замечаниям. Свежие номера газет, присылаемые нашим почтовым агентом, Холмс бегло просматривал и бросал в угол. И все-таки, несмотря на его молчание, я знал, что занимает его. В настоящее время в центре внимания публики, было только одно, что могло бы дать достаточно пищи его аналитическому уму, - таинственное исчезновение фаворита, который должен был участвовать в скачках на кубок Уэссекса, и трагическое убийство его тренера. И когда Холмс вдруг объявил мне о своем намерении ехать в Кингс-Пайленд, то есть туда, где разыгралась трагедия, то я ничуть не удивился - я ждал этого.
И я уверен, что вы не даром потратите время, ибо случай этот, судя по тому, что уже известно, обещает быть исключительно интересным. Едем сейчас в Паддингтон, мы еще успеем на ближайший поезд. По дороге я расскажу вам подробности. Да, захватите, пожалуйста, ваш превосходный полевой бинокль, он может пригодиться. День этот был точным повторением многих предыдущих дней. Путники молча брели по снежной пустыне. Безмолвие нарушал лишь вой преследователей, которые гнались за ними по пятам, не показываясь на глаза. С наступлением темноты, когда погоня, как и следовало ожидать, приблизилась, вой послышался почти рядом; собаки дрожали от страха.
Генри оставил стряпню и подошел посмотреть. Его товарищ привязал собак по индейскому способу, к палкам. На шею каждой собаки он надел кожаную петлю, к петле привязал толстую длинную палку – вплотную к шее; другой конец палки был прикреплен кожаным ремнем к вбитому в землю колу. Собаки не могли перегрызть ремень около шеи, а палки мешали им достать зубами привязь у кола. Генри одобрительно кивнул головой. Одноухого только таким способом и можно удержать. Ему ничего не стоит перегрызть ремень – все равно что ножом полоснуть. А так к утру все целы будут. - Ну еще бы! – сказал Билл. – Если хоть одна пропадет, я завтра от кофе откажусь. - А ведь они знают, что нам нечем их припугнуть, – заметил Генри, укладываясь спать и показывая на мерцающий круг, который окаймлял их стоянку. – Пальнуть бы в них разок-другой – живо бы уважение к нам почувствовали. С каждой ночью все ближе и ближе подбираются. Отведи глаза от огня, вглядись-ка в ту сторону. Ну? Видел вон того? Оба стали с интересом наблюдать за смутными силуэтами, двигающимися позади костра. Пристально всматриваясь туда, где в темноте сверкала пара глаз, можно было разглядеть очертание зверя. По временам удавалось даже заметить, как эти звери переходят с места на место.
Вспомним, какие типы относятся к деловому стилю.
Можно заметить следующие интересные факты.
Из всего вышеописанного можно сделать выводы, что ТИМы, относящиеся к деловому стилю общения
Изложенные выше сведения касательно делового стиля общения можно использовать как в общих задачах понимания себя и окружающих людей, так и в конкретных задачах:
Список литературы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновлено 16.02.2009 13:38 Прочитано : 36963 раз(а) |