Экспериментальное исследование соционических малых групп «стили лидерства» |
![]() |
Прокофьева Т. Н., Прокофьев В.Г., Орлянская А.Е. В статье описано экспериментальное исследование сотрудниками НИИ Соционики соционических малых групп «Стили лидерства» («Группы аргументации», «Масти», «Стили жизни»). Эксперимент показал яркие проявления, свойственные каждой из этих групп, в речи, поведении, жестах. Была подтверждена предсказуемость предпочтений при использовании группами испытуемых их типологических инструментов. Ключевые слова: соционика, тип информационного метаболизма, ТИМ, малые группы, признаки Аугустинавичюте-Рейнина, стили жизни, масти, лидерство, эксперимент, логика, этика, рациональность, иррациональность, эмотивизм, конструктивизм. В современном мире с возрастающей модной тенденцией на всестороннее саморазвитие сегодня остро актуальна тема уровня качества жизни, определяемого профессиональной реализацией человека, степенью его социального признания обществом и его близким окружением. Одна из важных составляющих успеха напрямую связана с навыком лидерства. Существует мнение, что успешный лидер – это человек, который обладает определенным набором личностных черт, например, особенной харизмой, коммуникабельностью, смелостью и выдающимся уровнем интеллекта. Достаточно ли этих качеств для того чтобы стать эффективным лидером? Должен ли каждый лидер быть абсолютно безжалостным или лучшими руководителями являются высокоморальные люди? А может значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: семья, друзья, образование и т.д.? Очевидно, что в какой-то мере все перечисленное может и оказывает влияние на развитие лидерства в человеке. Соционика предлагает свой подход к раскрытию понятия «лидерство», в основе которого лежат исходные, природные предрасположенности психики. В рамках науки утверждается, что стиль лидерства у каждого типа свой! Лидерство необходимо проявлять с учетом своего типа информационного метаболизма (ТИМа), иначе при копировании чужой модели поведения мы получим чужую жизнь, но вряд ли чужие успехи. Как же с помощью знания своего соционического типа выстроить и раскрыть в себе собственный стиль лидерства? Можно рассмотреть разные стороны ТИМа, вносящие, безусловно, свой вклад в развитие и укрепление лидерских качеств. Чаще всего говорят о положении функции + в модели А, но разве представители ТИМов со слабой + не добивались серьезных успехов? Разве таких людей, как Никола Тесла, Александр Суворов, Осип Мандельштам, Вольфганг Амадей Моцарт и множество других нельзя отнести к признанным лидерам? Да, + влияет на лидерскую реализацию, как и экстраверсия, но все ли это? Мы знаем примеры хорошо реализованных людей, выбравших свое трудовое поприще по функциям блока ЭГО, о таких говорят «человек на своем месте». Это, безусловно, способствует проявлению лидерских качеств. А нет ли еще подсказок в соционике, как развить и укрепить свое лидерство? Такая подсказка пришла из смежной области: типоведения Майерс-Бриггс. Коллективом авторов Каммероу Дж., Баргер Н., Кирби Л. были описаны группы «стили лидерства» [3], основанные на таких парах признаков как T-F (логика-этика) и J-P (рациональность-иррациональность). В соционике на этих шкалах построены малые группы (МГ), описанные различными авторами. Это «Масти» по С. В. Савченко [2], «Стили жизни» по Т.Н. Прокофьевой [4], «Группы аргументации» по В.В. Гуленко [1]. Эта единственная тетратомия[1] , на которую обратили внимание столько исследователей. Четыре названия, четыре дополняющие друг друга точки зрения на входящие в нее четыре МГ, и каждая несет свою информацию этого психического феномена. Подходы эти не противоречат друг другу, а скорее дополняют, уточняют и взаимно обогащают. Изучив все четыре подхода, мы можем составить более полное представление о каждой из этих групп, а значит, получим более точные инструменты для применения, в данном случае, для проработки своих лидерских качеств и укрепления, развития лидерства у своих подчиненных и, что несомненно архиважно, у детей. Особый вклад в изучение этих групп внес С. Савченко, который не просто дал соответствующие описания, но и заложил яркие образы для каждой из четырех МГ, которые мы активно используем в практическом плане. При анализе результатов диагностики мы часто говорим: «мечевое лидерство», «посоховое» и так далее [5]. Эта тетратомия сформирована на пересечении трех дихотомий: «рациональность-иррациональность» [6], «логика-этика» [6], «эмотивизм-конструктивизм» [7].
Рис.1. Схема малых групп «Стили лидерства» («Масти», «Стили жизни», («Группы аргументации») Стоит отметить, что вклад НИИ Соционики в изучение этой МГ состоит не только в суммировании изложенного предшественниками, но и в дополнении описаний этой тетратомии новыми подробностями, раскрытии новых проявлений этого психического феномена, полученных в результате проведения наблюдений и экспериментов, подтверждающих возможность прогнозирования типологических особенностей работы психики. Экспериментальное направление исследовательской деятельности НИИ Соционики Активная практическая работа в сфере профессионального консультирования, проводимая в НИИ Соционики, позволила накопить значительный банк наблюдений в сфере типологических проявлений. Помимо этого, мы в нашей исследовательской работе опираемся на целенаправленное проведение экспериментов различной степени «идеальности» [13]. В том числе используем возможности, которые нам предоставляет тренинговая система обучения в НИИ Соционики. Тренинговый формат позволяет не только ускорять и делать более эффективным усвоение материала, но и проводить небольшие эксперименты-наблюдения непосредственно на учебных занятиях. Для демонстрации участникам типологических различий мы используем метод «резонансных групп», в свое время применяемый Аушрой Аугустинавичюте. Согласно этому методу студенты делятся на группы в соответствии со своими полюсами типологических различий (например, делим группу на логиков и этиков). Такие группы, однородные внутри, рассаживаются за разными столами, и им дается одинаковое задание, например, подготовить сценку, нарисовать плакат или создать коллаж. При целенаправленной экспериментальной исследовательской деятельности мы используем тот же метод, дополняя его формированием из части участников еще одной группы – контрольной, куда собираем представителей всех полюсов рассматриваемого типологического феномена. В последнее время такие эксперименты мы проводим и на наших традиционных ежегодных «Шашлыках с НИИ Соционики». Успеху эксперимента способствует большое количество людей с ТИМами, определенными в НИИ Соционики, неформальная обстановка отдыха на берегу Клязьминского водохранилища и желание собравшихся творчески развлечься с одной стороны, и получить дополнительные знания с другой. В этой статье мы представляем результаты эксперимента, проведенного 2 августа 2016 г. Характеристики исследования Цель исследования Доказательство наличия психического феномена: соционических МГ «стилей лидерства» путем очередной экспериментальной проверки прогнозируемости и повторяемости его проявления. Предмет исследования Феномен группового поведения испытуемых, объединенных общей типологической особенностью. Гипотеза Группы испытуемых при решении новой, неожиданной для них задачи будут опираться на разные, но предсказуемые в соответствии с их общими типологическими предпочтениями инструменты, проявлять соответствующие вербальные и невербальные реакции. Объект исследования Пять групп испытуемых:
Методология исследования
Программа эксперимента
При проведении эксперимента была использована аппаратура видео и звукозаписи для подробной на всех этапах регистрации происходящего. При подготовке статьи было произведено транскрибирование (конвертация в текст) записанных аудио и видео. Данные в текстовом формате были использованы для дальнейшего анализа и оформления результатов. Организация и структура экспериментаВ организации и проведении эксперимента можно выделить 3 этапа:
Сценарий проведения эксперимента
Выборка была представлена 33-мя участниками в возрасте от 12 до 45 лет. Полученные результаты В таблице 2 представлен перечень обобщений типологических проявлений, выявленных в результате анализа речи и поведения групп. (В приложении дана подробная таблица, содержащая стенограмму хода эксперимента и анализ маркеров)
Наблюдение типологических маркеров. «Соционика жестов»
Для представителей каждого «стиля лидерства», по наблюдениям НИИ Соционики, характерно частое сопровождение речевых конструкций определенными невербальными жестами. Наблюдение таких маркеров на протяжении многих лет, позволяет выделить уникальный формат присущий только данной МГ. Как и где вырабатываются такие отличия мы пока не знаем. Но очевидно, что это очень важное наблюдение, которое в будущем поможет в поиске психофизиологических основ типологических особенностей психики.
На эксперименте 2 августа наши видеокамеры зафиксировали следующее.
«Пентакли». Даже, если держит ручку или желудь, пальчики сами складываются в характерные жесты.
«Мечи». Свои аргументы подкрепляют рубящими жестами.
«Посохи». Даже изображая телефонную трубку у уха, используют свой характерный жест.
«Кубки». Часто на консультации не просто нальют себе стаканчик воды, а бывает так и не выпускают его из рук до конца процедуры. Что, кстати и продемонстрировала одна участница (из «кубков»), держа свой стаканчик от самого начала подготовительной части до конца рассказа результатов экспертами.
Выводы: Полученные в эксперименте результаты однозначно показывают, что подтвердилась гипотеза: Группы испытуемых при решении новой, неожиданной для них задачи будут опираться на разные, но предсказуемые в соответствии с их общими типологическими предпочтениями инструменты, проявлять соответствующие вербальные и невербальные реакции. Очередной шаг в экспериментальном подтверждении прогнозируемости и повторяемости наличия феномена типологических различий сделан. Это выразилось в том, что
Литература: Гуленко В.В. Типологическая целостность социона. Образование социотипов по базису Юнга «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 5. Савченко С.В. Символьная соционика. 2 группы Рейнина в Таро Каммероу Дж., Баргер Н., Кирби Л. Ваш психологический тип и стиль работы. - Пер. с англ. А Багрянцевой. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -224 с. Прокофьева Т.Н. Соционика. Команда и лидерство. Учебно-практическое пособие. 91 с. Прокофьев В.Г. Лидером рождаются или становятся? // http://socionics.ru/personal-development/2014-06-16-06-32-18/. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - М.: "Гном-Пресс", 1999, 108с. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Конструктивизм-Эмотивизм". Цитаты из публикаций сотрудников и выпускников НИИ Соционики. // http://socionics.ru/signs-and-groups/priznaky/constructivism-emotivism. Аугустинавичюте А. Аугустинавичюте А. Соционика. - М.: Чёрная белка, 2008. Букалов А.В., Карпенко О.Б., Чикирисова Г.В. Шульман Г. А. Прокофьева Т.Н. Методика диагностики типов информационного метаболизма. //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2004. – №2. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. Методика определения психологического типа детей дошкольного возраста. //Соционика, ментология и психология личности. – 2010. – №4. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000.
Приложение.
![]() ![]() ![]() ![]() [1]Тетратомии – малые группы, кватернионы – четверки типов, полученные делением социона двумя дихотомиями. |
Обновлено 14.02.2024 23:47 Прочитано : 18908 раз(а) |