Психология и соционика Печать

До сих пор некоторые ученые предполагают, что психика новорожденного - чистая грифельная доска, tabula rasa, и все психологическое развитие происходит из личного опыта.

В самом начале прошлого века Фрейд сумел поселить в умах людей идею о том, что человеческую психику анализировать можно и нужно. Он ввел в науку представление о том, что существует определенная структура психики, показал ее различные уровни — сознание (ego), подсознание (id) и предсознание (super-ego) и исследовал их взаимодействие.

Соционика опирается на психоанализ З. Фрейда, на его концепцию многослойного строения психической структуры человека.

Талантливый ученик З. Фрейда — Карл Густав Юнг (1875–1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, пришел к выводу, что между здоровыми людьми существуют объективные психологические различия, столь же неотъемлемые, как, например, цвет глаз. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге «Психологические типы», вышедшей в 1921 году.

«Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает»,— писала А. Аугустинавичюте.

«Именно в различном восприятии информации одного сорта и лежит различие между типами»,—пишет Р.К. Седых.

Типология Юнга, ее дальнейшее развитие (MBTI, соционика и др.)  не отвечают за всю психологию и не заменяют ее собой. Все многообразие поведенческих реакций не обьясняется соционикой.


На одном из учебных семинаров мы проводили упражнение на понимание участниками места соционики (и собственно типологий) в психологии.
Вот то, что было выписано на доске про соционику:

 

"Соционика – это область практической психологии. Она отвечает за особенности нашей психики по приему и передаче информации, за  предпочтения при выборе алгоритмов ее обработки".

И, чтобы отделить типологические от индивидуальных особенностей работы человеческой психики, был составлен список нетипологических проявлений, которые мы наблюдаем при диагностике клиента:

  • физическое состояние;
  • эмоциональное;
  • уровень культуры;
  • осознанные действия с учетом накопленного личного опыта;
  • выработанные навыки (проявляются в осуществлении ранее отработанных действий "без слов на деле");
  • выработанные привычки (реакции на знакомые ситуации);
  • проявление воли клиента (его текущие цели, намерения);
  • психологические акцентуации, связанные психологическими проблемами, с прошлыми травмами.
НИИ Соционики. Тренинги 3


Social commentary Cackle
Обновлено 07.01.2012 14:21 Прочитано : 52489 раз(а)