Практическое применение горизонтальных блоков Модели А Печать

Прокофьева Т.Н., Девяткин А.С., Исаев Ю.В.

 

В статье рассмотрены способы практического применения знаний о горизонтальных блоках модели А. Описаны последствия пренебрежения или избыточного внимания к тому или иному блоку. Статья включает обсуждение темы на научном семинаре НИИ Соционики.

Ключевые слова: социника, модель А, горизонтальные блоки, эго, суперэго, суперид, ид, эго-состояния, «взрослый», «ребенок», «родитель».

 

Мы не будем в этой статье подробно рассматривать работу каждой функции, сконцентрируемся именно на горизонтальных блоках.

Что происходит, когда человек неодооценивает значение блока? Что происходит когда он его переоценивает? Как он при этом воспринимается окружающими? Какие здесь подводные камни? И чего можно достичь, используя каждый горизонтальный блок, какие задачи можно решать?

Зная свою модель А и специфику работы каждого блока, мы можем более эффективно использовать их как инструмент для достижения целей. Цели бывают разные: личная жизнь, профессия, творчество, личностный рост… И зная подходящие инструменты, нам гораздо проще и легче их достичь.

Начнем со структуры. Горизонтальных блоков в модели А четыре: Эго, СуперЭго, СуперИД и Ид. Они нужны для разных задач.

Эго. Блок принятия решений, блок творчества

Блок сильных осознанных функций, нужен в первую очередь для принятия решений. Для осмысления и обдумывания, для постановки целей и выбора средств их достижения. Для выбора профессии.

Суперэго. Блок социальной адаптации, блок совести

Блок осознанных, но слабых функций. Нужен для связи с обществом, для социальной адаптации, для того чтобы вписаться в тот или иной коллектив, для получения обратной связи, а также чтобы не «заиграться» по сильным функциям.

Суперид. Блок желаний, «антисовесть»

Блок желаний, мотивации, слабых бессознательных функций. Здесь необходима поддержка, приятна помощь. Здесь мы доверчивы и общаемся с миром на уровне детского восприятия.

Ид. Блок повседневного труда

Блок повседневного труда. Сильные бессознательные функции. Отвечает за «связь с землей», если «голова» (ЭГО) – это идеи, мысли, а то и витание в облаках, то здесь непосредственно труд, связь с реальностью. «Онлайн» с физическим миром.

 

Эго-состояния – термин, введенный Э.Берном. Берн выделяет три состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок.

Взрослый – состояние, когда мы не эмоционируем, не оцениваем (не подходим пристрастно), но хорошо анализируем информацию, считаем на счетах и принимаем решение. Т.е. это «хладнокровный компьютер».

Родитель – подобно функциям родителя в обычном обществе: воспитание, забота. Учит тому, как надо поступать в том или ином социуме. Оберегает, следит за состоянием (в том числе и моральным).

Ребенок – то самое эмоциональное существо, которое шалит, проказничает, радуется. Источник спонтанной энергии для творчества. Так же отвечает за связь с такой мистической областью, как коллективное бессознательное, открытой К.Г. Юнгом. Т.е. сферой догадок, озарений, прозрений. За то, чтобы они у нас были, отвечает состояние нашего Ребенка.

ЭГО

gb1 Связан с состоянием «Взрослый». Безэмоциональный компьютер, который, вне зависимости от того, какие функции в нем находятся, считает, оценивает ситуацию и принимает решение. Хорошо – плохо, этично – не этично, морально – аморально, выгодно – не выгодно, правильно – не правильно, в зависимости от того какие функции в нем есть, то он и считает. При этом считает совершенно хладнокровно.

Модальный глагол «Знаю».

Уровень общения: интеллектуальный. Блок работает, когда мы пытаемся вникнуть в то, что человек нам говорит, сами пробуем передать адекватно свою мысль, свою идею. Это все – интеллектуальный уровень.

Функции этого блока нужны для достижения успеха. Чтобы «прорваться», быть опорой в неожиданных ситуациях, сложных ситуациях. Там, где заранее сложно учесть все факторы. Здесь блок Эго может нас выручить.

Задачи

  • грамотное принятие решений. Хладнокровный компьютер, за счет безоценочного анализа, может принять гораздо более точное решение, чем другие блоки.
  • донесение важной информации. Чтобы донести информацию наиболее полно, аргументировано, уверенно.
  • осмысление. Понять что, к чему, как это происходит, как оно повлияет на меня, на других людей.
  • выбор целей и средств их достижений. Там, где мы уверены в своем знании, там, где мы лучше понимаем границы нашего знания, там мы можем адекватнее поставить цели. Решить каким методом мы будем их достигать. Если более дифференцировать, то цели лучше ставит базовая функция, как наиболее экспертная. А методы достижения ищутся скорее по творческой функции, там их наибольший перечень, можно придумывать новые методы, критически их оценивать.
  • реализация личности. Реализацию личности многие понимают по-разному, в данном контексте имеется в виду в первую очередь реализация творчества, достижения творческих результатов. Не просто «кремлевский мечтатель», как Манилов, Обломов, которые не реализовали себя как творческие личности: идеи есть, но они не воплощены. Нет, здесь речь идет именно о продуктивном творчестве, приносящем результаты.

Если этот блок находится в состояниях крайностей, то возможны два варианта

gb2

Переоценка, метафора «головастик».

Человек чрезмерно опирается на аналитический подход к жизни, к миру. Считает, что все можно постичь головой. Что жить можно исключительно по расчету. Где-то оно помогает ему, где-то мешает. Например из-за недоучета момента чувств, отношений, радости. Жизнь может быть очень правильная и эффективная, но больно скучная.

gb3

Недооценка, метафора «без царя в голове».

Человек, наоборот, считает, что жить надо исключительно чувствами, голову придумали трусы. Не склонен обдумывать свои решения, не несет ответственности за свои поступки и действия, считает, что жить надо повинуясь чувствам, под влиянием импульса. Такой подход кажется людям, с недооцененным блоком ЭГО – правильным.

-        Так уж из этого следует отказ от ответственности?

А как вы себе представляете ответственность, но без момента обдуманности? Что такое ответственность? Кто как это понимает?

-        Что все последствия учтены.

Еще?

-        Учет того, что влечет за собой вот это действие.

Еще? А само слово?

Давать ответ. Если я понимаю, что я делаю – я могу дать ответ. А если я принял решение под влиянием импульса, то «так случилось». Что можно на это ответить?

 

 Теперь примеры, как это может работать

Донесение важной информации

  • (СЭИ) требуется донести до начальника свою задумку относительно предстоящего мероприятия. Поэтому он строит свое сообщение, фокусируя внимание на комфорте и эмоциональном состоянии организаторов и участников.

Если Дюма будет говорить что «это проанализировано, выгодно» и т.д., то он будет чувствовать себя не в своей тарелке, и поэтому его слова будут звучать неубедительно. Даже если по факту все действительно так, как он говорит. Вывод: предоставляя важную информацию, говорим своими словами, «играем на своем поле», чтобы самим чувствовать себя уверенно.

Переключение состояния

  • (ИЛЭ) требуется принять важное решение. Чтобы перевести себя с состояние «Взрослого», он начинает мысленно проговаривать семантику блока ЭГО и рассматривать вопрос с точки зрения возможных вариантов, общих закономерностей, последовательностей и логических связей.

Если ИЛЭ будет принимать решение, думая о том, как это понравится или не понравится людям, то это включит в нем самом цепляющие эмоциональные переживания, и решение может оказаться неоптимальным. При принятии решения фокусируемся на сильных функциях, не отвлекаясь на слабые.

Реализация творчества, активная выдача результатов

  • (ЛСЭ) требуется определиться с выбором профессии. Она воплощает свои творческие идеи в ощутимую форму, доводит дела до конкретного результата.

Если /,(ЛСЭ) только говорит о том, что «вот бы заменить цвет обоев», то это не творчество. Это всего лишь «поговорить об этом». А вот если совершаются конкретные шаги, пусть, по началу и небольшие, то и результаты не заставят себя ждать, и уверенность в себе придет, и не придется «цепляться» за проблемы по слабым функциям.

Выбор целей и средств 

  • (ИЛИ) хочет организовать себе удобный график работы. Он просматривает предстоящие дела свои и подчиненных, расставляет их по приоритетам и срочности, делегирует ответственность, назначает сроки, контролирует результаты.

-        У нас со Штирлицем похожие блоки, т.е. мне тоже самое надо?

Похоже, но с акцентом на творческую функцию. Если Штирлицу больше акцент на комфорт, то вам больше на действие, полезность, выгодность, целесообразность.

У Штирлица творчество идет через сенсорику, через конкретную, ощутимую реализацию. Когда у /,(ЛСЭ) картина нарисована, и все ее увидели, когда их целая галерея, портфолио, то эта личность реализована. Там нет вопроса «кто ты такой?» человек открыл портфолио – вот, пожалуйста.

Для Габена это вопрос о логике действий. То есть дела организованы таким образом, что вот он банк, вот он приносит доход. Вот она дача, и вот она обустроена.

-        А всем остальным?

Давайте сами, по творческой.

-        Например, интуиция времени. Я понимаю дела, а время это же… Как время использовать?

Реализованный (ЛИЭ) – Билл Гейтс, как он время использовал?

-        То есть вовремя успеть что-то сделать?

Своевременный и современный продукт. На шаг впереди времени. Продукт опередил эпоху.

-        Скорее даже не опередил, а создал эпоху.

-        Или создал продукт, который сильно экономит время.

-        И для Наполеона тоже…

Статусные связи. Кто ты такой? А у меня в приятелях тот-то, тот-то и тот-то. Количество визиток в сумочке – реальный результат.

-        Отношения, проработанные во всех отношениях? Друзья, работа, личная жизнь, деловые партнеры, родители.

Да. Мы по человеку видим, что у него хорошие друзья, хорошие отношения, хорошие деловые партнеры.

Не просто «хорошая идея», она тоже по творческой функции, но это еще не реализация. Реализация – это когда отношения созданы, идея рассказана или воплощена. Когда уже есть своя аудитория людей, которые помогут.

-        Робеспьер для примера?

Был задан вопрос с подковыркой, и человек не растерялся, быстро придумал достойный ответ. С такой же подковырочкой.

-        А базовая не участвует в реализации?

Понятное дело, что тут участвует и базовая, и ролевая – они помогают. Но в основном – это творческая.

-        Если блок ЭГО – холодный расчет. То как же тут этические функции?

-        Если, например, там этика эмоций, то подумать, какая эмоция здесь будет уместна. В одной ситуации такая, а вот тут лучше такую проявить. Как эмоцией сманипулировать для достижения чего-то.

-        Сначала можно проанализировать атмосферу, настроения которые там, потом думать, какие эмоции применять. Вот тут такая атмосфера… ну немножечко ухудшим им настроение или как-то так…

-        Анализ не логический, а этический.

И здесь ни при чем совесть, хорошо-плохо и даже сами по себе эмоции тоже не отсюда. А только работа с эмоциями, со своими и других людей. То есть прямо калькулятор.

-        А для Драйзера?

Когда сразу видно, что статусный человек, когда красота кругом, когда территория под контролем. Работа визажиста, косметолога, создание красоты людей. Архитектор, имиджмейкер. Репутация компании, PR. Власть.

СУПЕРЭГО

gb4

Состояние «Воспитующий родитель». Родители бывают разные, в данном случае это тот, который говорит, как себя надо вести, какие социальные нормы есть на тот или иной счет, что одобряемо, что не одобряемо. Вот тут «ай-ай-ай», а тут «молодец». Не обязательно жесткий, может быть и вполне «дружелюбно» настроенный. Тем не менее, именно тот, кто знает социальные нормы, социальный уровень, знает как надо.

Социальный уровень. Модальный глагол «Надо».

Задача – избегание неудач.

Где мы легче всего можем проколоться? Где себе подстелить соломки, где проконсультироваться, где заранее подготовится, создать «запасные аэродромы» и так далее. Это то, что прикрыть.

Задачи

Адаптация в обществе. Как встроиться в коллектив, что тут принято, что на этот счет говорят люди? Блок совести. СоВесть, совместное вЕдение, знание. То, о чем люди договорились. Здесь принято уступать место старушкам в автобусе, это социальная норма. Блок нужен, чтобы эти социальные нормы отслеживать. Отслеживаем – нас принимают, не отслеживаем – нас отторгают.

  • Презентация результатов. Показать людям, оформить, подать товар лицом.
  • Выступление перед аудиторией, самопрезентация.
  • Имидж. То, почему мы будем приняты или отторгнуты. Как мы являем себя. Как себя показываем.
  • Выживание в непривычных условиях. Когда условия меняются, требуется к ним адаптироваться, узнать, а как оно здесь.

Почему именно у этого блока такая задача? Ведь сильные функции обрабатывают информацию лучше. Функции СУПЕРЭГО обладают с одной стороны моментом болезненности, с другой – чувствительности. Как только начинаешь делать что-то не то, на уровне СУПЕРЭГО тут же чувствуешь – «Ага, надо бы полшага назад».

-        А связана ли болевая с творческой? Чем больше человек работает по творческой, тем больше он прокалывается по болевой из-за противоречия.

Связь есть, но не такая прямая. Все зависит от степени проработанности болевой. Да. Болевая служит сдерживающим фактором для творческой. Если бы не было такого сдерживающего фактора, творческая могла бы распоясаться, «натворить».

Если мы работаем по творческой, учитывая болевую, то продвигаемся «целиком». Если же нет, то мы как бы «оставили» болевую, и пошли по творческой развиваться… и как будто резинку натягиваем. И в какой-то момент резинка порвется и хлопнет и нас и других людей. Нужно чтобы развитие болевой шло вслед за развитием творческой, и чтобы мы видели, куда это творчество приводит. Данные о творческих личностях, которые «заигрались» со своей творческой и рванули слишком сиьно, не учитывая болевую – весьма плачевны.

А есть люди, которые развиваются, не вредя другим.

-        А как это, презентовать результаты по СУПЕРЭГО?

Ну вот вы сделали творческую вещь, и потом, чтобы люди это приняли, нужно учесть пожелания людей. А как их учесть? По СУПЕРЭГО, потому что там мы совместно знаем, на что настроены люди.

-        Если зайти чисто с ЭГО, то они могут не понять.

Конечно. Например, написал музыкант гениальную песню, взял гитару и пошел в метро ее играть. А там дети орут, бабушки старенькие, народ с работы едет уставший, разве его примут? Нужно подать результаты своего труда в социально одобряемой форме. Иначе ученый сумасшедшего вида, лохматый говорит, что его не одобряют, общество не доросло, у него же идея гениальная. А у него вши в голове… Ну кто его примет? На порог не пустят. Нужно позаботиться, чтобы люди могли это прочитать, могли увидеть.

-        А какая конкретно функция работает «Контролирующем Родителем?»

В данном случае речь идет обо всем блоке целиком. Ролевая, будучи акцептной, включается первой и хорошо видит, как оно здесь. А болевая – вырабатывает стратегию поведения и критикует. Механизм как в блоке ЭГО, только на социальном уровне.

Крайности

gb5

Если человек переоценивает блок СУПЕРЭГО, т.е. считает что это очень важно и это самое главное, то он становится рабом общественного мнения, он слишком много внимания уделяет этому вопросу. Метафора «Человека толпы». Это идет в ущерб собственному мышлению, жизни под девизом «надо», обезличиванию. Очень важно: человек, который вынужден бесконечно держать лицо – это по сути человек без лица. Если мы думаем только о том, как держать лицо, то выражение лица становится «общим», мы его теряем. «Я как все».
gb6

Недооценка – наоборот. Социальное лицо неважно, «я-анархист, бунтарь, мне в общество вписываться не надо». Образ «маргинала». Проблемы с социализацией. Общество не принимает: «Ты сам по себе? Ну и иди отсюда».

 

-        А что вкладывается в слово «маргинал»?

Находящийся на границе. От слова Margin – граница. Человек, находящийся не в общем доступе, а в стороне, пограничное состояние.

-        А если в этом аспекте рассматривать вопрос субкультур?

Социальный уровень всегда ориентирован на тот социум, в котором человек находится. Если он в своей субкультуре – там он свой, там он приемлемый и принятый. Как только он из своей субкультуры перешел в общую культуру, так сразу он становится чужим. Так что человек должен знать, если он идет в свое сообщество – надел плащ, по городу прошел принимаемым. Пришел в свой круг – снял плащ, и там у него татуировки соответствующие его субкультуре.

Зона нормы достаточно широкая, позволяющая проявлять индивидуальность, но не переходя определенной границы.

-        А как быть с музыкальными субкультурами, цель которых – идти против общественных норм?

Это и есть их норма. Принятие социальных норм или отторжение оных – все равно работа идет на уровне блока СУПЕРЭГО. Зачастую «идти против социальных норм» означает попытку навязать свои нормы, вместо существующих.

-        А существуют ли «люди в костюмах», которые недооценивают блок СУПЕРЭГО?

Существуют. Но при этом завязанность на блок СУПЕРЭГО приводит или к тому, что человек теряет свое лицо, или к тому, что ему костюм «жмет», он на работе одет прилично, и манеры уважительные, а дома или с теми, кто слабее, «распоясывается», «отыгрывается на них». В данном случае «костюм» – это общий образ его поведения, а совсем не одежда непосредственно.

-        А если ситуация, когда человек переоценивает СУПЕРЭГО и при этом творит по ЭГО?

Тогда он боится показать свое творчество. Если представить себе Коперника, открывшего что Земля вращается вокруг Солнца, и при этом скованного страхом пойти против мнения общества и показаться «не таким», то как донести это открытие?

 

Примеры

Подстраховка в новой ситуации

  • (ЛИИ) готовится пойти на встречу в новой для него компании. Чтобы чувствовать себя увереннее, он узнает у общих знакомых о том, какая форма одежды принята в этой компании, и на какой дистанции люди предпочитают общаться.

Вооруженный этой информацией он может комфортнее для себя «вписаться». По блоку СУПЕРЭГО нужно показать, что мы ОК. Мы – нормальные.

Подготовка важного выступления

  • (ЭСЭ) предстоит проводить презентацию нового товара. Чтобы упростить себе выступление, он заранее готовит буклеты с информацией о сроках и ценах, а так же отражает эту информацию на слайдах. Это позволяет ему сосредоточиться на вопросах комфорта и мотивации участников, не теряя информативности.

Он показал, что «Да, эти вопросы мы тоже просмотрели, у нас здесь все нормально, вот цифры, вот факты».

-        А если представить ситуацию, что, допустим Габен подготовил выступление, показал презентацию, и ему задали вопрос в области слабых функций. Как ему быть? Он же там уже не готовился? А вопросов много.

Если человек хорошо подготовился, и в тему входит этот вопрос, то ответ у него скорее всего будет. Если же вопрос к теме не относится, то он имеет полное право отказать в ответе. Если, например, сделан доклад о технологии выпекания булочек, и кто-то спросил «А как у вас с эмоциональной средой?». Что делать Габену, который рассказал полностью технологию до мелочей, подготовился по срокам, подготовился по эмоциям – т.е. так, чтобы он воспринимался аудиторией? Можно выйти по творческой, по ролевой, в крайнем случае, ограничить. Что он может ответить, используя творческую и ролевую?

-        Мы делаем так быстро, что на эмоции нет времени.

-        Напомнить про регламент.

-        Вопрос выходит за рамки этого доклада. Но в будущем, если вас интересует, мы подготовим доклад на эту тему.

Нужно готовиться к неудобным вопросам. Для того нам и дано СУПЕРЭГО, чтобы мы чувствовали, какие вопросы нам неудобны. «Ага, этот вопрос для меня неудобен, значит, я к нему подготовлюсь. Запасу шутки и анекдоты на эту тему, заготовлю ответы». И тогда людям негде придраться, по слабым мы уже соломки подстелили, а по сильным и так выкрутимся.

Содержательную часть даем по ЭГО. Начинаем презентацию по ролевой, чтобы контакт установить. А дома, заранее подготавливаемся по болевой. И тогда у нас весь ментал включен.

Создание имиджа

  • ИЭЭ готовится пойти на конференцию. Он продумывает свой внешний вид, запасается визитками, рекламными материалами, проверяет готовность презентации к докладу, ключевые мысли, которые следует донести.

-        А если, как это бывает, нужно презентовать компанию. Визиток не напечатали, раздаточные материалы в спешке сделали и о докладе тебе объявили за полчаса. Как тогда?

Мы презентуем себя или компанию? Если себя – то все в наших руках, от нас зависит, и наши трудности. А если в такие условия компания ставит… ну вот такую компанию и презентуют в итоге. И такой имидж в результате будет у этой компании. Можно использовать ситуацию для самопрезентации, «ну вот что выросло, то выросло», и подать это с долей юмора. При этом если вы работаете в такой компании, значит, вы ее тоже зачем-то выбрали?

Тут еще важно сказать, что слабые функции не инвалиды. Они заточены под определенную задачу, и способны ее решать. Презентуясь с ЭГО, сложно получить те результаты, которые можно достичь презентацией с СУПЕРЭГО. Слабые функции более чувствительны. Их сила в их слабости, по сильным вы не почувствуете всего неудобства тех вопросов.

Адаптация в обществе, учет требований

  • (СЛИ) предстоит выход на новую работу. Она изучает историю компании, готовит резюме, где отражен профессиональный опыт. Продумывает, с какими словами обратится к новым сотрудникам, как их расположить к себе (комплименты, вежливые слова, «маленькие приятности»).

СУПЕРИД

gb7 

Состояние ребенка. Дает радость, эмоции, интерес к жизни как таковой. Источник желаний, спонтанной активности, творческих порывов. Отвечает за близость и привязанности.

Одновременно с этим самое сокровенное и беззащитное звено. «Ребенка легко обидеть».

Психологический уровень. Общение на близкой дистанции, доверие и «раскрытие души».

Стратегия избегания неудач. Здесь важно не сколько «подстелить соломку», сколько установить личностные барьеры. Чтобы не пришли и не наплевали в душу.

Представьте себе рекламу «только здесь и только сейчас вы можете купить «суперхренорезку» за 99$ 99с!»

 

  (СЭЭ)У меня уже выражение лица меняется.

 (ЛСЭ)  А зачем она вам нужна по такой цене? 

Это не вам нужна. А человеку в СУПЕРИД попало «только сейчас» и уже хочется «хренорезку».

(СЛИ) А если я так скажу, я не смогу так же замотивировать?

Кто вам поверит? Вам нужно активнее про выгодность, многофункциональность говорить. Или так подкрутить ролевую и уверенно сказать, чтоб поверили, как будто с базовой звучит.

Задачи

  • Отдых и восстановления сил. Функции СУПЕРИД работают, чтобы создать хороший отдых.
  • Мотивация к деятельности.
  • Умение любить и быть любимым.
  • Умение принимать поддержку. Как отдельная задача, потому что поддержку не всегда легко принять. Человек может и готов ее предоставить, но человек сидит закрытый, поддержку не принимает, не отдыхает и поэтому «сохнет, чахнет и дохнет».
  • Умение радоваться жизни. Ни один другой блок не умеет так радоваться жизни, как блок СУПЕРИД. Как в анекдоте, когда завезли в город поддельные шарики, и вроде бы большие, разноцветные, летают, но… не радуют! Без СУПЕРИД трудно радоваться жизни.

-        А вот мне нравится готовить, что-то отдавать по СУПЕРИД. Вот в поход приезжаю, готовлю что-то, и радует, когда это уплетают. ((ИЛЭ))

Всему миру? Или для своих? Для своих – это общение по душам, это отдых. Миру отдавать с ЭГО надо. Можно, конечно миру отдавать и из души, последние крупицы, но тогда что останется?

Одно дело если выехать на природу и что-то готовить. Другое дело с утра до вечера стоять у плиты.

-        Есть такое понятие «психологическое поглаживание», наверное, по суггестивной оно наиболее актуально?

По СУПЕРИДу в целом. По обеим функциям.

И комплименты проще по СУПЕРИД делать, они воспринимаются легче. Можно комплименты и по творческой давать, но там нужно очень осторожно, потому что, если не попадете в область интересов, можно и на критику нарваться.

-        А как по референтной «погладить»?

Ну, например, если у нас этика отношений референтная, то можно сказать, как ценим этого человека, выразить свое отношение к нему, просто ласково обратиться по имени, проявить внимание.

Крайности

gb8

Переоценка

«Хочу, хочу, хочу!». Можно даже заметить детскость в голосе, поведении, надувание губ. Или даже без надувания губ, на серьезную тему говорит высоким голосом. И глаза маленькие, детские «я ни за что не отвечаю».

-        А не может это быть просто истероидность?

Именно проявление детскости – нет. Конечно, истероид будет подавать ее ярче, чем навязчивый, но сама по себе детскость в поведении зависит от состояния СУПЕРИД.

-        Если человек работает по СУПЕРИД, будет ли автоматически невротизация?

Наоборот. Если он работает – он его прорабатывает. Там не столько невротизация, сколько недооценка других блоков. И там будет и результат не такой солидный как с ЭГО, и человек недооцененный, поэтому обиженный. И у него обиды на мир, на людей, на непосредственных руководителей. Старается, а не получилось.

А невротизация – это два варианта: либо он сидит и ноет, не хочет ничего делать. Либо он душу ото всех закрыл и не обменивается знаками душевной привязанности ни в каком варианте.

То, что близко к депрессивному и к шизоидному страху.

gb9

Во втором варианте человеку не хватает любви в первую очередь к самому себе. Поэтому различные способы повышения любви к себе приветствуются. Один из них – упражнение «инвентаризация», когда мы делаем себе комплименты по своим личным качествам: «у меня есть таланты, у меня есть внешность, у меня есть умения, и так далее». Очень часто такие люди внешне показывают эгоизм, как будто они очень хорошо любят себя и им наплевать на других. На самом деле, человек, который не умеет любить себя и других не любит. И если это не внешне демонстрируемый эгоизм с холодной головой, а некоторое развитие сферы чувств, умения любить, то начинает он постепенно, потихонечку находить дорожку как к своей душе, так и к душе другого человека.

Во всех нас есть все. И если мы временами проявляем оба полюса – то мы нормальные. А вот если человек бессердечен и даже не задумывается об этом, и когда ему говорят, что он «прошел по головам», он отвечает «а это их мнение», вот тогда это уже отклонение.

Слабые функции показывают нам наши слабости. Потому что если мы считаем, что наши возможности безграничны, и что мы можем для всех все делать, не отдыхая и не рассчитывая свои силы, то это просто гордыня. Ни к чему хорошему это не ведет. Момент гордыни мешает принять поддержку. В отличие от «инфантила», который только и делает, что принимает поддержку, требует ее, выпрашивает.

Еще к моменту недооценки СУПЕРИД, ситуация из какого-то произведения, где два друга и при этом дружба-дружбой, но у тебя конь умер, а я не буду своего заставлять тебя тащить. «Боливар не выдержит двоих». Никакого сочувствия.

 Примеры применения

Восстановление сил

  • (СЛЭ), чтобы восстановить силы, в обеденный перерыв ставит себе ритмичную, веселую музыку и заходит в соседний отдел послушать пару свежих анекдотов.

Это для Жукова – грамотный отдых. Понятное дело, что для Бальзака это будет не грамотный отдых, для него нужно по-другому.

Выбор подарка

  • (СЭЭ), готовя подарок для друга */(ИЛИ), находит старую школьную фотографию, на которой изображена их дружная компания, печатает ее на высококачественной бумаге и помещает в позолоченную рамку.

Есть момент красоты, оформленности, вещественное воплощение. И момент отношения.

Мотивация к деятельности

  • (ЭИЭ), чтобы приступить к уборке в комнате, представляет, как все будет красиво, как результат повысит самоуважение и статус в глазах гостей. Как проще ориентироваться в порядке, легче найти нужные вещи.

Попало по адресу?

-        А еще уберешься и думаешь: «Какая красота!». А тут кто-то говорит, «что это у тебя тут разбросано?» и возмущаешься «Как? У меня тут порядок!».

Ну, тогда можно и поинтересоваться «а как будет по порядку?» и пускай помогут.

Обрести любовь

  (ЭСИ), решая, как лучше наладить отношения с близкими, вспоминает памятные даты, традиции, связывающие их, готовит для них приятные подарки, полезные мелочи, делает так, чтобы жизнь их стала легче и приятнее.

Что-то сделать и вспомнить традиции. И на этой почве и свои чувства легче выразить, ощутить, и другим передать. Как пример, организация традиционного семейного ужина.

Главное не перегружаться, чтоб это было от души и легко. Потому что если целый день работать по слабой суггестивной функции, там можно так устать, что потом уже все не в радость будет. Мелочь, а приятно. Функции слабые, по ним не требуется «пахать».

Душа должна трудиться, но не каторжным трудом. Как только мы начинаем свою душу насиловать, то появляется ненависть. Когда работа по СУПЕРИД идет через силу, то там сначала появляется обида, потом ненависть. Это необходимо учитывать и не допускать до такого.

Работая по СУПЕРИД человек получает удовольствие, и окружающие воспринимают это с благодарностью, при условии, что он работает ровно столько, чтобы получать от этого удовольствие.

-        А если человек получает удовольствие от того, что устал от работы?

Смотря по какому блоку шла работа. Если работал по ИД – сколько угодно. ИД для того и создан, чтобы грузить себя работой и потом кайфовать от мышечной усталости.

-        А если я сделала по своему СУПЕРИД что-то, а мне предъявляют претензию «ты чего так мало сделала?» ((ЭСИ))

А что же это за душевное общение тогда? Тогда не надо такому человеку душу открывать, пока не научиться с ней обращаться по-другому. Хладнокровно с ЭГО, там, где у вас этика, делаем выводы, что человек поступает нехорошо, что обращается с моей душой не так, как мне хотелось бы, чтобы с ней обращались.

ИД

gb10

Состояние «Заботливый родитель», который занимается тем, чтобы накормить, напоить, обеспечивает физический комфорт, безопасность.

Стратегия достижения успеха, на что можно опереться, что можно воплотить в реальную жизнь, в реальный мир.

Здесь ответственность за себя, и за то, чтобы не делать другому того, чего не хочешь себе. Согласование действий, «включение поворотников» вовремя, чтобы другие люди знали чего от вас ждать.

Т.е. умение «не толкаться локтями», если почему-то мы вынуждены быть в одной упряжке, физически находится рядом.

 Задачи

  • Повседневный труд.
  • Воплощение задумок.
  • Обеспечение безопасности.
  • Решение бытовых проблем.
  • Быть «в одной упряжке», способность жить бок-о-бок с другими людьми. Не толкаться локтями. Совместная работа. Уважение к правам и обязанностям.
  • Качество жизни. Именно физического существования.

Крайности

gb11

Переоценка. Физический уровень ставится во главу угла. Физический достаток, накопление материальных ресурсов. Здесь помнят о своем теле, о своем физическом комфорте, чтобы мне было хорошо. Только других забывают.

 

 

 

Недооценка. Человек недооценивает физическую составляющую жизни, говорит что это не важно, это все мирское, плотское и т.п. Можно проиллюстрировать ситуацией, когда соседка заняла все пространство, и бедному, тоненькому, «бестелесному» соседу жить негде, все пространство заняли. И даже такое простое действие, как взять и купить свою мебель, и поставить ее на общей кухне, даже это трудно, не решается человек.

-        А как же йоги и отшельники?

Они-то как раз очень хорошо со своим телом дружат. Они занимаются своим телом, и настолько хорошо, что могут не есть и не спать, сохраняя бодрое состояние. Настолько они внимательны к своему телу.

-        Воплощение задумок по ИД, что имеется ввиду?

Физическое воплощение. Придумали по творческой. А работать кто будет? Дядя? Талант – на 90% – это труд.

-        А пример для Гексли?

Придумал идею по отношениям, теперь ее нужно эмоционально преподнести, замотивировать. «Новая идея! Передний край! Супер-пупер!».

Как Томас Хаксли эмоционально зацепил людей, отстаивая теорию эволюции: «Хорошо, пускай вы возникли от Бога, а я от обезьяны. Тогда вы деградируете, а я – развиваюсь!». Как Том Сойер сподвиг соседских ребятишек на покраску забора.

gb12

 Примеры применения

Проверка реальностью

  • (ЛИЭ), обдумывая свежую бизнес-идею, изучает рынок на предмет успешных вариантов реализации такой задумки, возможности производителей и потребителей, проводит патентный поиск, а так же составляет схему проекта.

Понятно, что большая бизнес-идея одним только ИДом не обрабатывается. Там еще значительно включается ЭГО, которым и обдумывается. Но вот момент проверки реалистичности идет как раз через ИД.

-        А как проверка выглядит для Габена?

В большей степени здесь играет ограничительная функция, как акцептная. Чья территория, кто здесь хозяин, не посягаю ли на чужие ресурсы, чьи зоны ответственности, какие усилия потребуются. Какой рынок? Насколько он наполнен? Насколько сильные на нем игроки? Насколько моих сил хватит их потеснить немножко? Плюс законность, правила и так далее. Поскольку все равно работает весь блок.

Собранность и мобилизация

  • (ЛСИ), чувствуя, что испытывает трудности с фокусировкой на стоящей перед ним задаче, заваривает себе горячего чаю, устраивается в кресле поудобнее, напоминает себе о потерях, которые он понесет, если задача не будет решена, и что самый эффективный метод ее решения в его руках.

«В одной упряжке»

  • (ЭСЭ) хочет наладить отношения со старенькой мамой. Он приезжает в гости, помогает сделать тяжелую работу, убрать и украсить квартиру, дарит подарки, говорит теплые слова, разговаривает по душам.

И тогда отношения налаживаются, вне зависимости от типа мамы. Он может это дать легко.

Качество жизни

  • . (ЭИИ) чувствуя, что в жизни что-то не так, говорит комплименты своим близким, планирует праздники и походы в театр, отслеживает памятные даты и создает моменты общей радости.

-        А вот если Дон Кихот «в одной упряжке» на работе, то как? Вот не нравится ему человек за соседним столом, неаккуратный, который еще и свои вещи ему на стол кладет.

Время и действия. Действия полезные и целесообразные, а время – быстрое. Представим, что поставили чашку на стол – можно ее быстро смахнуть. Действие целесообразное и быстрое. Один раз соберет с полу – больше не поставит. Один раз – «Не надо ставить на мой стол, пожалуйста», второй раз – «Не надо ставить на мой стол!!!», а третий раз – смахнуть.

-        А (ИЛЭ) сам не будет париться, что отношения испортил?

Если «обезличенный», то будет париться. А если он знает, что люди это поймут, и что даже самому поставившему чашку стыдно, что он такой разгильдяй, то он париться не будет, и от него это будет выглядеть убедительно.

-        А у Гексли получаются своевременные эмоции?

Да. Своевременно заорать «Опять?!?»

И это физический уровень, здесь не разговаривают «как же так, голубчик?».

 

gb13

Технология самопрезентации

1.Заранее создать себе определенность по ТНС. Выяснить информацию, сделать «домашние заготовки». «Подстелить соломки».

2.Начать общение с ролевой функции, готовя почву и формируя впечатление. «Встречают по одежке».

3.После установления контакта перейти на ЭГО, откуда информация идет весомо и уверенно. «Провожают по уму».

gb14

Совместная работа блоков

1.Возникает желание и появляется энергия на его осуществление. СУПЕРИД.

2.Продумываются методы и пути осуществления возникшего желания. ЭГО.

3.Методы достижения проверяются с точки зрения социальных норм и законов общества. СУПЕРЭГО.

4.Выбранный метод реализуется на практике, осуществляя желаемое. ИД.

Выводы

Многие из нас, желая обрести счастье и успешно реализоваться в жизни, пользуются опытом тех, кто, по нашему мнению, достиг желаемого.

При этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что методы, используемые другими людьми, могут противоречить нашей личности.

Осуществлять желаемое, используя собственные особенности психики гораздо проще и удобнее.

Список литературы

  1. К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.
  2. Аугустинавичюте А. Соционика. М.: Черная Белка, 2008.
  3. З.Фрейд. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – Спб.: Лениздат, 1992.
  5. Прокофьева Т.Н. Соционика в построении стратегии успешного взаимодействия: умение разбираться в людях и предсказывать их поведение. – М., 2004.
  6. Прокофьева Т.Н. Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что... или К философскому осмыслению значения колец и блоков модели А. //Соционика, ментология и психология личности. – 2006. – N 3

Social commentary Cackle
Обновлено 04.02.2016 15:26 Прочитано : 28192 раз(а)