Семантика аспектов |
![]() |
Т. Н. Прокофьева Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется Ф. И. Тютчев
В связи с этим специалист по соционике должен знать, какое воздействие приведет к каким результатам. Тогда уже можно и предугадывать, как отзовется какое наше слово у представителя какого ТИМа или, по крайней мере, понимать post factum, что же произошло, когда люди друг друга не поняли, обиделись и поссорились, не желая того. Ведь разобрав полностью всю «кашу», которую люди «заварили» по недопониманию, мы даем им возможность помириться и впредь не повторять ошибок. Это можно назвать соционической диагностикой конфликта или даже шире – соционической конфликтологией, позволяющей и решать, и предотвращать конфликты.
Чтобы все это изучать, необходимо четко себе представлять, какие слова относятся к каким соционическим аспектам. Этот вопрос еще не в достаточной степени изучен, и поэтому здесь мы приводим то, что известно к настоящему времени. Для начала определим основные понятия. Сема́нтика (от греч. σημαντικός — обозначающий) — 1) всё содержание, информация, передаваемые языком или какой-либо его единицей (словом, грамматической формой слова, словосочетанием, предложением); 2) раздел языкознания, изучающий это содержание, информацию; 3) один из основных разделов семиотики — науки о знаках и знаковых системах.Иными словами, семантика изучает смысловую сторону информации. А семантический аспект информации [semantic aspect of information] — это характеристика информации с точки зрения ее смысла, содержания. Аспект [ от лат. aspectus - вид ] - точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятиеАспект информации — тип информации, показывает какого рода информация предоставляется, о чем она.Есть понятия (слова и словосочетания), которые можно так или иначе отнести к одному из аспектов информации: логика действий, логика отношений, этика эмоций, этика отношений, интуиция возможностей, интуиция времени, волевая сенсорика, сенсорика ощущений. Для восприятия информации необходимо, чтобы передаваемые сообщения соответствовали тезаурусу знаний получателя и его привычному словарному запасу. Если они не имеют точек соприкосновения, сообщение понято не будет. В этом случае сообщение содержит только семантический шум, он отсеивается в процессе передачи и восприятия информации. В этом случае мы можем говорить о семантических фильтрах. Мера соответствия сообщения тезаурусу определяет количество извлекаемой из него информации в результате восприятия и понимания сообщения.
Рассмотрим это на примере таких понятий , как время, история, отношения поколений, будущее, прошлое, прогноз, – относятся к интуиции времени (T). Приведем примеры реакции на эти слова представителей трех разных ТИМов. Нам здесь важно показать, как по-разному люди реагируют на одни и те же слова. Специалисту по соционике часто приходится наблюдать, как логико-интуитивный экстраверт PT (ЛИЭ) с его девизом “Время не ждет!” старается уместить в единицу времени как можно больше дел. Как логико-сенсорный экстраверт PS (ЛСЭ), боясь что-то не успеть, тщательно ведет еженедельники. Как интуитивно-этический интроверт TE (ИЭИ) без видимых усилий оказывается в нужный момент в нужном месте.Попробуйте употребить в разговоре с каждым из них какое-либо из вышеприведенных слов и внимательно понаблюдайте за реакцией. Вы увидите: у PT (ЛИЭ) — прилив творческой энергии, у PS (ЛСЭ) — обеспокоенность, у TE (ИЭИ) — спокойную уверенность.
На другие группы слов у представителей различных типов тоже будут свои характерные реакции. И их можно предсказать заранее, зная распределение информации по аспектам и зная еще, какое место в модели типа занимает соответствующая функция, обрабатывающая информацию данного аспекта. Все это изучает раздел соционики, называемый «Семантика аспектов». Знание семантики аспектов, таким образом, необходимо
Стороннему наблюдателю эта ситуация, наверное, напоминает попытки Митрофанушки ответить на вопрос, слово «дверь» - это «существительно» или «прилагательно»? Он приходит к глубокомысленному выводу, что если дверь приложена к своему месту, то «прилагательно», а если просто существует в чулане, так, значит, «существительно». Смешно, вроде, но очень похоже на современное состояние дел с изучением семантики соционических аспектов. Вопросы семантики в настоящее время находятся в стадии научного поиска. А как изучать новое, не ошибаясь и не выдвигая разных предположений? Как понять то, что до сих пор никто не понимал? Вот и приходится изучать, выдвигать разные версии. К.Г. Юнг писал об этом: «В действительности же мы прибегаем к уже имеющимся в языке понятиям, которые доступны и ясны каждому. Если, например, я говорю о «мышлении», то только философ не знает, что под этим подразумевается, но ни один дилетант не найдет это непонятным; ведь мы употребляем это слово ежедневно и всегда подразумеваем под ним примерно одно и то же, однако, если попросить дилетанта дать четкое определение мышлению, то он окажется в весьма затруднительном положении. То же самое касается «памяти» или «чувства». Насколько трудно бывает научно определить такие непосредственные психологические понятия, настолько же легки они для понимания в обиходном языке» [6]. Приведем здесь свой вариант характерных понятий для соционических аспектов, опирающийся в первую очередь на работы А. Аугустинавичюте [1,3] и И. Д. Вайсбанда [4], и подтверждаемый нашей практикой соционической диагностики и консультирования. В описание каждого аспекта информации включим два момента, помогающие раскрыть содержание аспекта. Иными словами, семантика изучает смысловую сторону информации. А семантический аспект информации [semantic aspect of information] — это характеристика информации с точки зрения ее смысла, содержания.
В таблице даны только краткие описания соционических аспектов информации для общего представления о них, более полный вариант приведен ниже. Здесь слова объединены в группы по факторам (однородные по смыслу). Приведенный далее ряд понятий, естественно, тоже далеко не полон. Даны лишь основные понятия, позволяющие сформировать общее представление о семантике каждого аспекта информации о мире. По мере углубления знаний об аспектах он может быть продолжен.
Логика действий P (P)
Знание – квалификация, метод, навыки, факт, эрудиция. Работа – деловая команда, инструмент, механизм, производственный процесс, технология, умение работать, функционирование. Разум – адекватность, выгода, здравый смысл, польза, прагматизм, разумные действия, рассудочность, рационализм, целесообразность, эффективность. Экономика – предприимчивость, стоимость, умение обращаться с деньгами, цена.
Логика отношений L (L)
Понимание – анализ, подробность, синтез, универсальность. Порядок – выравнивание, классификация, контроль, последовательность, ранжировать, строгость, учет. Система – закономерность, иерархия, организация, причинно-следственные связи, теория. Структура – взаимное положение объектов, взаимосвязи, конструкция, подчиненность, позиция, соотношение, схема. Формальная логика – алгоритм, дистанция, доказательство, «если – то», закон, инструкция, информатика, кибернетика, математика, официальные отношения, права и обязанности, правила (в т.ч. этикета), программирование, равенство, справедливость, статистика, уравнение.
Этика эмоций E (E)
Побуждение к действию – внутренние импульсы, настрой, решимость, фанатизм, энергичность, энтузиазм. Проявление эмоций – артистизм, вспыльчивость, запальчивость, интонация, использование превосходных степеней в речи (безобразный, жуткий, замечательный, отвратительный, очаровательный, потрясающий, эффектный), плач, сдержанность, смех, умение владеть эмоциями. Эмоции людей - восторг, восхищение, гнев, настроение, обида, паника, печаль, радость, романтизм, страх, тревога.
Этика отношений R (R)
Притяжение – навязчивость, надоедливость, неприязнь, отталкивание, привязанность, психологическая дистанция, тяготение. Проявления чувств – бесцеремонность, деликатность, дипломатичность, милосердие, отзывчивость, снисходительность, терпимость, умение не обидеть, человечность. Чувства – доброта, зависть, злость, любовь – ненависть, симпатия – антипатия, сострадание. Взаимоотношения людей – вражда, дружба.
Интуиция возможностей I (I)
Возможности – жизнеспособность, потенциал, ресурс, способности, талант, шанс. Неопределенност ь – вдруг, «журавль в небе», кто-нибудь, многозначность, может быть, наверное, необычное, неожиданность, парадокс, что-нибудь. Поиск – выбор, гипотеза, догадка, замысел, идеи, изобретение, находка, озарение, оптимальность, открытие, предположение. Суть – внутреннее устройство, истинное свойство, основа, открытость, содержание, сущность, гласность, простота, чистота.
Интуиция времени T (T)
Общение со временем – ждать – догонять, отношения поколений, оценка времени, планирование, предупреждение, пунктуальность, распределение времени, спешить, стратегия. Прогноз – перспектива, предвидение, предчувствие, ретроспектива. Развитие процессов во времени – генеалогия, изменчивость, история, молодость - старость, назревание, последовательность событий, современность, приобретение опыта, развитие, раньше – позже, чередование эпох, эволюция. Скорость – быстро – медленно, замедление, ритм, скоро – долго, темп, ускорение.
Волевая сенсорика F (F)
Внешние качества - внешний вид, контрастность, красота, форма, цвет, яркость. Масса – много, скопление, толпа. Проявление волевых качеств – готовность использовать свою энергию, добиться, достижение цели, завоевать, заставить, командовать, лидерство, мобилизованность, подавить, покорить, решительность, штурмовать. Сила – вес, весомость, власть, влияние, воля к победе, давление, нажим, насилие, отпор, сила воли, сопротивление, уверенность, физическая сила. Статус – авторитет, амбиции, вес в обществе, значительность.
Сенсорика ощущений S (S)
Самочувствие - здоровье, наслаждение, отдых, расслабленность, удовлетворение, Вкус жизни - гармония, дизайн, качество, “синица в руке”, удобство, удовольствие, уют, эстетическая удовлетворенность, комфорт, качество, Ощущение себя в пространстве и времени – здесь и сейчас, Ощущение пространства, ощущение своих отношений с пространством, качество пространства, умение обжить пространство. Надежность.
Многозначные понятия Чаще всего бывает трудно отнести слово однозначно к какому-либо одному аспекту информации. Однако круг приведенных слов дает понять и почувствовать, о чем идет речь. Соционика – молодая наука, развивающаяся силами пока еще немногих энтузиастов. Многие уточнения еще впереди. Поэтому я пишу только о том, что мне известно и проверено на практике. В нашей речи часто встречаются многозначные понятия, всеобъемлющие, емкие. Есть слова, и их немало, относящиеся сразу к нескольким аспектам. Значение их варьируется в зависимости от контекста. У людей разных типов такие слова вызывают разные ассоциации. Оперируя ими, следует каждый раз хорошо понимать, что именно в данный момент имеет в виду ваш собеседник.
Но есть и комбинированное восприятие слов. Например, «деньги» как объект коллекционирования, нумизматика. Здесь и эстетичность оформления каждого экземпляра (S), и история (T), и необычность (I) и т.п. Интересно разобрать в этом ключе понятия, представляющихся нам универсальными, а именно: «любовь», «долг». Разбор этих слов был проведен совместно с Е. А. Удаловой. Слово «любовь» можно трактовать, например, так:
А слово «долг»:
Предлагаемые толкования слов не претендуют на исчерпывающую полноту. Возможно, некоторые из них нуждаются в уточнении. Это лишь попытка проиллюстрировать, как соционические функции выбирают «свою» информацию из общего потока. Будем рады услышать соображения и дополнения на эту тему. 2003 г.
[1]. А. Аугустинавичюте. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. – М.: «АСТ», СПб.: «Terra Fantastica», 1998. [2]. В. Д. Ермак. Толковый словарь аспектов информационного потока. // Соционика, ментология и психология личности, №№ 1-3, 1998. [3]. А. Аугустинавичюте. О символах. Смысловое содержание символов, используемых в соционике. // Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1998 [4]. И. Д. Вайсбанд. Кто я такой? Немного о соционике. // Знание – сила, №№ 1, 3-10, 1992. [5]. Р.К. Седых. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. М.: НПП «Менатеп-Траст», 1994. [6]. К .Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновлено 02.10.2020 22:37 Прочитано : 55823 раз(а) |