Проективная методика соционической диагностики. Рисуночный тест «Мир и я в нем» Печать

Результаты исследований

 

Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г.
 

В статье приведены материалы по исследованию количественных характеристик надежности и частоты появления диагностических маркеров соционического признака «экстраверсия-интроверсия» при использовании проективной методики рисуночного теста «Мир, и я в нем».

Ключевые словасоционика, маркеры, экстраверсия, интроверсия, проективная методика, рисуночный тест

 

I. Введение

Предыстория. Проективные методики для диагностики соционических типов применяются много лет. Начало было положено давно англичанином Ридом, который классифицировал детские рисунки на по 8 типам К.-Г. Юнга [1]. Мы сейчас используем модифицированные рисуночные тесты киевского соционика Г.А. Шульмана: «Флаг, парусник, солнышко, белье на веревке, дерево, лицо, лошадь и вертолет» [2], санкт-петербургских социоников Л.А. Кочубеевой и М.Л. Стояловой: «Несуществующее животное» [3] и собственную разработку «Мир, и я в нем» для сбора диагностических маркеров признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР) и соционических малых групп (МГ).

Целью этого исследования является уточнение содержания и формулировок диагностических маркеров соционического признака «экстраверсии-интроверсии» при использовании проективного рисуночного теста «Мир, и я в нем», оценка надежности каждого маркера.

Актуальность исследования вытекает из признания существующих проблем и трудностей процесса диагностики типов информационного метаболизма (ТИМ). Постоянный поиск расширения возможностей и повышения надежности используемого инструментария привел нас сначала к проверке, а затем и к полноценному внедрению проективных методик, которые теперь используются в наших диагностических интервью и в групповых диагностических тренингах. Наши вопросы, задания и упражнения погружают человека в непривычные для него "нештатные" ситуации, где ему необходимо как-то формулировать понятия, о которых он может ни разу в жизни не задумывался, совершать действия при отсутствии соответствующего опыта. Это позволяет понижать величины нескольких важных "шумовых" составляющих диагностики, связанных с личным опытом человека, профессиональным или бытовым, его привычками, текущими заботами и целями. Особую нишу в перечне используемых нами проективных подходов занимают рисуночные тесты. Поэтому перед нами стоит задача оценить количественно надежность используемых в них диагностических маркеров.

Материалы для исследования. Для исследования был использован банк данных (рисунков), полученных в процессе выполнения рисуночных тестов участниками диагностических тренингов «Соционического ассессмента» в НИИ Соционики в 2008-2013 гг. Диагностика соционических типов участников проводилась сотрудниками НИИ Соционики по методике «Puzzle-технологии» [4] под руководством и при непосредственном участии доктора философии в области соционики, члена Международного ученого совета по соционике Т.Н. Прокофьевой. Выводы о соционическом типе участников формировались по результатам 3-х часового тренинга, частью которого было выполнение рисунка «Мир, и я в нем».

Исследователи: Т. Н. Прокофьева, В.Г. Прокофьев,

Волонтеры (осуществляли подсчеты маркеров в рисунках): Т. Безуглая, А. Годунова

 

II. Задачи исследования

  • Дать количественную оценку надежности применяемых в настоящий момент в НИИ Соционики маркеров признака «Экстраверсия/интроверсия». Уточнить их описание.
  • Проанализировать исследуемые рисунки в целях выявления новых закономерностей. Зафиксировать те, которые могли бы быть использованы в качестве маркеров рассматриваемого признака, дать оценку их надежности.

III. Гипотезы исследования

Результаты работы позволят доработать существующую методику, пополнить ее новым содержанием (в том числе новыми маркерами), уточнить формулировки маркеров соционического признака «экстраверсия-интроверсия» и оценить количественно надежность каждого маркера.

 

IV. Список используемых на текущий момент маркеров:

За интроверсию:

1. Автор рисунка изображает себя большим относительно площади всего рисунка и в центре рисунка.
Обоснование: Интроверты, склонные весь мир осознавать через свои внутренние реакции, в первую очередь фокусируются на 2-й части названия рисунка « … и я в нем», обозначая себя, как некую точку отсчета.

peacepicture1-1

 

2. Близкие автору люди и другие объекты также изображаются в несколько раз больше, нежели другие люди.
Обоснование: Интроверт включает в свой внутренний мир (как часть себя) близких ему людей, домашних животных, другие объекты, с которыми у него установлены отношения.

peacepicture2

 

3. Обозначение на рисунке социальных или природных взаимосвязей в виде связующих линий, стрелочек (но не стрелок-указателей).
Обоснование: Повышенное внимание интроверта к ОТНОШЕНИЯМ с объектами окружающего мира

peacepicture3

 

4. Обозначение родственных связей или близких отношений (явно прорисованных или снабженных комментарием): люди держатся за руки, смотрят друг на друга или показаны другие явные элементы личностного взаимодействия.
Обоснование: см. п.3.

peacepicture4

 

5. Автор один, нет других людей.
Обоснование: см. п.1

peacepicture5

 

6. Отделение себя и близкого окружения непрерывной линией (в частности кругом) от внешнего мира. (Если это не земной шар.)
Обоснование: см. п.1

peacepicture6 

 

За экстраверсию:

7. Автор рисунка изображает себя маленьким относительно площади всего рисунка, других объектов, иногда как точку, иногда вообще не присутствует на рисунке.
Обоснование: Экстраверт всегда немного отделен от своего "Я". Он всего лишь объект среди таких же объектов. Он согласно заданию, начинает рисовать мир, часто забывая про вторую часть задания .

peacepicture7

 

8. На рисунке показано несколько человек, среди которых автор никак не выделен, но может быть  стрелочкой показано, где конкретно "Я". Иногда подписано имя автора.
Обоснование: см. п.7

peacepicture8

 

9. Автор изображен в позиции наблюдателя, смотрящего на мир.
Обоснование: У экстраверта есть склонность наблюдать за миром, в отличие от интроверта, взгляд которого направлен немного вглубь себя. Это свойство находит отражение в рисунке, когда экстраверт помещает себя у края рисунка, или так, чтобы видеть все, что на рисунке происходит, в позе наблюдателя.

peacepicture9

 

10. На рисунке много объектов, не связанных с близким кругом автора (с его близкими людьми, домом, дачей, домашними животными и т.д.)
Обоснование: Так как экстраверт непосредственно воспринимает окружающую действительность, то он склонен передавать объективное видение мира, почти не искажая его картину своим восприятием.

peacepicture91


V. Описание эксперимента

  • Испытуемым давалось задание: «Сделать рисунок «Мир, и я в нем».
  • На выполнение этого задания испытуемым дается 10 минут.
  • В распоряжении испытуемых был лист бумаги А4, ручки, простые и цветные карандаши, фломастеры.

VI. Результаты исследования

1. В процессе исследования было обработано 308 рисунков.

  • 132-х интровертов
  • 176-ти экстравертов

2. Были посчитано N - количество появлений в них каждого из перечисленных маркеров.
В результате мы получили оценку вероятности появления каждого маркера V = N/(308).

3. Были подсчитаны количества:

  • маркеры "интроверсии" на рисунках "интровертов" (Nинт-инт),
  • маркеры "интроверсии" на рисунках "экстравертов" (Nинт-экст),
  • маркеры "экстраверсии" на рисунках "экстравертов" (Nэкст-экст),
  • маркеры "экстраверсии" на рисунках "интровертов" (Nэкст-инт)

и произведена оценка надежности маркеров:

  • "интроверсии" была рассчитана по формуле НАДЕЖНОСТЬ = Nинт-инт /(Nинт-инт + Nинт-экст).
  • "экстраверсии" - по формуле НАДЕЖНОСТЬ = Nэкст-экст /( Nэкст-инт + Nэкст-экст).

4. Результаты исследования (маркеры, с надежностью более 60% и с вероятностью появления больше 5%) представлены в таблице ниже.

peacepicture92

VII. Резюме и выводы

1. В своей практической деятельности мы сейчас используем три разных рисунка:

  • «Мир, и я в нем»
  • «Флаг, парусник, белье на веревке, лошадь»
  • «Несуществующее животное» в четырех видах: На работе, среди друзей, больное, злое.

2. На данный момент обработали не более 3% всех собранных рисунков. При чем исследовали только маркеры «экстраверсии-интроверсии» и только по рисунку «Мир, и я в нем». Результатам этого исследования мы посвятили эту статью.

3. Дальнейшего количественного анализа ждут маркеры «экстраверсии-интроверсии» в рисунке «Неизвестное животное на работе», а также десятки других маркеров:

4. Наш опыт показывает, что какой бы то ни было определенной иерархии самих ПАР и МГ не существует. Для наблюдения конкретных просто необходимо ввести клиента в определенную ситуацию (валидными вопросами или заданиями). А для их маркеров ПАР и МГ ее очень важно выстроить дальнейшими исследованиями, что позволит повысить эффективность их использования.

5. Как мы видим из таблицы, вероятность того, что в рисунке человека появится конкретный маркер не велика от 7 до 37%. Но если мы работаем с представленным целым комплектом маркеров, то эта вероятность существенно возрастает. Т.е. практически мы на любом рисунке «Мир, и я в нем» мы можем наблюдать хотя бы один маркер за «экстраверсию» или «интроверсию». Очевидно, что чем больше маркеров проявится на рисунке, тем точнее результат мы получим.

 

Литература

1. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии // Спб.: РЕЧЬ, 2001

2. Шульман Г.А. Еще раз о Майерс-Бриггсовском определителе типов К.Г.Юнга. //Соционика, ментология и психология личности, 1999, № 1

3. Кочубеева Л.А., Стоялова М.Л. Применение проективной рисуночной методики "Несуществующее животное" для определения ТИМ // Соционика, ментология и психология личности, 2002, № 6.

4. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики. // http://socionics.ru/diagnostic/puzzle


Обновлено 14.08.2017 22:54 Прочитано : 10190 раз(а)