XII конференция в НИИ Соционики. 2016. Тезисы докладов и об их авторах. Печать

Бердутина Элеонора Владимировна (Нижний Новгород)
Методики соционического ассессмента для юридических лиц, опыт применения инноваций.
1. Об управленческих командах и их создании специалисты в области высокоэффективного менеджмента, организационного развития и социальной психологии заговорили относительно недавно, во второй половине XX века. Но к настоящему моменту общепризнанно, что именно доктрина командного менеджмента наиболее эффективна и отвечает всем требованиям современной экономики.
2. Базовый метод определения психотипа – проведение соционического интервью, остается во многом предпочтительным. Он позволяет подробно поговорить с человеком, дать ему сразу некоторые пояснения по его взглядам и подходам, кратко познакомить с типологическим подходом, сделав акцент на принцип взаимодополнения и отсутствие «идеальных» сотрудников.
И все же, если использовать только метод соционического интервью, мы не сможем поработать с крупными коллективами, или это растянется на длительные сроки. Для крупного оборонного завода в Поволжье была разработана авторская диагностическая линейка тренинговых заданий, и придумана система этапного соционического ассесмента, с привлечением обученных помощников и проведением удаленного анализа видео и письменных заданий.
3. Какие же задания помогут определить психотип сотрудника? Анализ написанного текста. Здесь обнаруживаем, в первую очередь, ценности квадры, к которой принадлежит психотип сотрудника. Неменьшую роль играет употребляемая семантика.
Другое письменное задание – рисуночный тест из 7-ми рисунков, он известен: солнце, дерево, флаг, белье на веревке, лицо человека, лошадь и вертолет.
Третий этап и четвертый этапы – даются задания, предполагающие необходимость рассказать о своих приоритетах в мире, представить себя, ответить на ряд вопросов, наиболее ценных в диагностическом плане.
Следующее задание предполагает индивидуальное творчество – предлагается каждому открыть свою фирму и презентовать свой выбор.
Для управленческой команды я применяю на шестом этапе кейс, в котором необходимо за ограниченное время разрешить перечень проблем, выстроить их по приоритету, и если не все задачи смогут быть выполнены, аргументировано отменить их.
4. Главный принцип методики в том, что все этапы кропотливо анализируются, и окончательный вывод по психотипу делается только, если пазл под названием «Модель А психотипа» собран, и никакой промежуточный результат ему не противоречит.
5. После анализа данных от участника со всех этапов соционического ассесмента готовится подробный отчет, включающий данные сильных и слабых функций его психотипа, нюансы работы ролевой и болевой функции. Указывается принадлежность к стимульной группе (адресная мотивация), квадральным ценностям, представляется карта интертипных отношений в подразделении, где разными цветами выделены группы комфортных отношений для совместной работы, работы при специальных условиях (которые я также подробно описываю в приложении) и нерекомендуемых, конфликтогенных отношений для работы в команде.
В специальном разделе отчета мы отвечаем на различные запросы заказчика по командообразованию и работе с конфликтами.
6. Очень важным моментом работы с юридическими лицами является создание встроенной школы HR – соционики, как я ее называю. Какие задачи решает эта школа.
7. Следующим этапом соционического консалтингового проекта у меня проходит командообразующий тренинг, на котором сотрудники приходят к осознанному пониманию, что в команде разные люди выполняют определенные взаимодополняющие функции, и только вместе мы сила!
8. И заключительный этап, в идеале, это соционический коучинг руководителей – участников проекта, где они получают личные рекомендации по саморазвитию сильных функций, по оптимально подобранной для них команде.


 

Борисова Вера Станиславовна (Екатеринбург)
I. Место соционической типологии в ряду психологических типологий личности
В психологии (и не только) существует много типологий, в т.ч. сосредоточенных на описаниях личности. Они имеют свои плюсы и минусы.
1. Соционика рассматривается на соответствие научным требованиям к описанию психологического типа.
2. Исследуется место соционического типа в принятой в психологии структуре личности. Т.е. очерчиваются границы ТИМа во всем пространстве личности (как ее понимает современная психология).
3. Соционический тип принимается как результат информационной специализации психики.
Показано, что соционическая типология и соционическая модель личности преодолевают недостатки многих других типологий и моделей личности:
• соционическая модель имеет четкую внутреннюю структуру;
• в основу типологии положены информационные аспекты, которые достаточно абстрактны и при этом четко классифицируются.
Свойства же личности, которые мы можем наблюдать – особенности поведения, черты характера и пр. – относятся не к основе соционической типологии, а к ореолу.
II. Опыт психологической работы в дуальной паре (в ко-терапии)
Описан опыт психологической работы (ведения групп, работы с клиентом) в дуальной паре Джек/Драйзер.
Преимущества и трудности работы в ко-терапии вне зависимости от ТИМов.
Особенности работы в дуальной паре.
Как строится взаимодействие в паре, кто за что отвечает (в т.ч. организационно). Внутренняя динамика. Иерархия. Взаимоподдержка.
Какие сильные/слабые качества может проявить каждый из пары и в каких случаях.
Как строится взаимодействие с клиентом в зависимости от склонностей клиента (переживать чувства или стараться понять «головой») и его текущего состояния. Разница подходов. Объединение ресурсов пары для клиента.


 

Букалов Александр Валентинович (Киев)
Распространение соционики и её применение
Методы соционики находят свое применение во всех гуманитарных науках и в ряде технических наук. Так, в Научной электронной библиотеке Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) elibrary.ru содержится более 1000 статей из российских ВАКовских журналов по применению методов соционики. Академия Google (scholar.google.com) —поисковая система по текстам научных публикаций — содержит около 2000 работ по соционике. Все эти работы ссылаются на соционические журналы, издаваемые Международным институтом соционики, и на книги докторов и магистров соционики. Соционика преподается в более чем 180 университетах и других вузах России, Украины и стран СНГ, а также в Болгарии, Латвии, Литве, Румынии либо в качестве отдельного курса, либо в учебных курсах по социологии, педагогике, социальной психологии, менеджменту, психологии управления, управлению человеческими ресурсами, конфликтологии, сервису и туризму, информатике и программированию, философии, неврологии, журналистике, документоведению, рекламе, библиотековедению, социальной работе, лингводидактике и другим дисциплинам. Университетами России, Украины, Болгарии, Румынии издан ряд учебников и монографий по соционике. Возникли новые научные направления: педагогическая соционика; социологическая соционика; деловая соционика, или соционика управления; библиотечная соционика; авиационная соционика; лингвосоционика и другие. Соционика как научная дисциплина и область исследований получила признание и распространение в целом ряде стран. Академические исследования и прикладные работы в сфере соционики проводятся в Украине, России, Казахстане, Белоруссии, Армении, Грузии, Молдавии, Болгарии, Великобритании, Латвии, Литве, Румынии, Эстонии, Австрии, Германии, а также в США. Методы соционики были использованы в более чем 900 диссертациях (из них 150 докторских), защищённых в Украине, России, Латвии и в других странах. Соционические методики Международного института соционики внедрены в 116 компаниях, фирмах и организациях Украины, России, Латвии, Германии и других стран. Соционика интенсивно используется компаниями для подбора персонала и формирования рабочих групп и коллективов, в том числе такими, как «Русский алюминий», Дойче Банк и др. Для укрепления научного статуса соционики и дальнейшего распространения соционических знаний Международный институт соционики запустил два новых web-проекта: электронный Издательский центр (publishing.socionic.info), предоставляющий авторам и читателям доступ к издаваемым институтом журналам по соционике и смежным дисциплинам, и многоязычную «Соционическую библиотеку» (library.socionic.info), предлагающую в свободном доступе обширную подборку работ по соционике на русском, украинском, английском и немецком языках.


 

Букалов Александр Валентинович, Карпенко Ольга Богдановна (Киев)
Модель А и аспектно-дихотомийный подход к определению типа
Определение соционического типа — одна из главных задач в практической работе специалиста по соционике. Международный институт соционики (МИС) разрабатывает и внедряет методики определения типа с 1991 г. Эти методики проверены в течение 25 лет в 116 коллективах предприятий, фирм, организаций. Они опираются на работу с моделью А, включая концепцию мерностей функций, информационными аспектами, шкалами Юнга, признаками Рейнина. Важной частью процесса типирования является стандартизация процесса, последовательность процедур и ограниченность времени типирования. Согласно правилам МИС определение типа должны производить не менее двух специалистов, что позволяет избежать эффектов вовлеченности, переноса и дает возможность увидеть и оценить поведение тестируемого с различных точек зрения. Обязательным является выдвижение не менее двух гипотез о ТИМе испытуемого и аргументированное их сравнение. Формальные тесты носят вспомогательный характер, поскольку в психологии основными методами получения информации о человеке являются наблюдение и эксперимент [Л.Д. Столяренко]. Кроме тестовых вопросов и наблюдения желательна проверка полученного результата по интертипным отношениям. Важно также учитывать особенности биографии типируемого, его образование, хобби, отношение к работе, спорту и отдыху. Сфера профессиональной деятельности типируемого может приводить к профессиональной деформации, и это надо учитывать при определении типа. В ряде случаев целесообразно применять проективные тесты (например «Несуществующее животное») и другие психологические методики, направленные на раскрытие индивидуальных особенностей человека. Учёт мерности функций по А. Букалову позволяет точнее описывать особенности мышления и поведения человека, нюансы конкретных интертипных отношений и имеет значительные практические приложения, используемые на практике в экспертно-консультационной работе как сотрудников Международного института соционики, так и других специалистов по соционике. Хотелось бы предостеречь начинающих социоников от чрезмерного увлечения психософией до твёрдого теоретического и практического усвоения ими принципов, понятий и методов классической соционики и модели А, поскольку эти две системы пользуются сходными терминами и могут приводить к путанице и затруднениям в определении типа. Ошибочной на наш взгляд является абсолютизация признаков Рейнина, доходящая в некоторых случаях до исключения из использования модели А, следствием (но не причиной!) которой эти признаки являются. Отнесение испытуемого к той или иной соционической малой группе (квадре, клубу, темпераментной или стимульной группе и т.п.) не может быть основным аргументом в определении его типа, поскольку информационное пространство ТИМа 5-мерно, а эти группы всего лишь 2-мерны по конструкции и могут описывать только частные проявления ТИМа.


 

Бурцева Татьяна Яковлевна, Криво Юрий Алексеевич, Криво Наталья Евгеньевна (Воронеж)
Исследование мерности аспекта этики отношений в отделе персонала.
Данная работа показывает статистику отсутствия людей с маломерной интровертной этикой (отношений) в отделе персонала, что важно для подтверждения теоретической концепции типа информационного метаболизма модели Аугустинавичуте (ТИМа модели А).
Методы и материалы.
Исследованы ТИМы людей, работающих в отделе персонала 22 человека. Работа проводилась в течение 2 лет. Верифицированные ТИМы 22 человек отдела персонала были проанализированы на соответствие аспекта функции видам деятельности, а также их распределение по сферам деятельности (недвижимость, строительство, сфера развлечений и пр.), по квадрам, установкам на вид деятельности, по стимульным группам, темпераментным группам, по интертипным отношениям руководитель-подчиненный.
Результаты.
В отделе персонала отсутствуют ТИМы с одномерной этикой отношений на позициях 4 и 5 функций модели А: ИЛЭ (Изобретатель, Дон Кихот), СЛЭ (Маршал, Жуков) - на позиции 4 функции, ЛИЭ (Предприниматель, Джек Лондон), ЛСЭ (Администратор, Штирлиц) - на позиции 5 функции.
Выводы.
Одномерность функций ТИМа модели А интровертная этика является ограничивающим фактором для работы в службе персонала с высокой специализацией поданному аспекту, что соответствует теоретическим положениям соционики и модели А.


 

Ветрюк Алексей (Санкт-Петербург)
I. Соционика и Психософия. Скрещивание. Единая модель
• Доклад посвящен результатам работ Соционического клуба по сравнительному исследованию соционики и психософии. Гипотезам о явлениях, которые описывают эти теории. Модели, которая описывает и связывает обе теории вместе.

Краткие тезисы:
Подходы к исследованию. Поиск общего и различий.
Результаты наблюдений. Основное резюме – независимость и дополнение соционического и психософского.
Уточнение соционических и психософских базисов.
Природа соционическго и психософского базиса.
Гипотезы о локализации базисов в нейрофизиологии.
Общая модель.
Результаты использования модели в типированиях

II. Соционика как наука
• Доклад посвящен позиционированию Соционики, как научного направления. Автор рассматривает пять тем, в которых предлагает уточнение устоявшихся подходов.

Тема первая: Проблема сходимости. Может быть это не проблема, а достижение?
Тема вторая: Внешняя критика. Как корректно оценивать научную состоятельность работ и авторов.
Тема третья: Уточнение области исследования традиционной соционики, как Базис Юнга.
Тема четвертая: Ближайшие научные соседи соционики. Дифференциальная психология, нейрофизиология и социальная психология. Может быть наладить с ними связи?
Тема пятая: Выбор Длительных тенденций, как базиса соционической фактологии.


 

Владимиров Олег Михайлович (Москва)
I. Диагностика типов в формате соционического ассессмента
• Формат групповой диагностики;
• Проективные методики;
• Нивелирование фактора социальной желательности;
• Технология проведения;
• Диагностические тренинги;
• Некоторые маркеры признаков, малых групп, функций, ИО;
• Примеры диагностических рисунков;
• Рассказ о типе и обратная связь;
• Асссессмент как возможность широкой практики для диагностов.

II. Квадральные пространства: интерьеры через призму соционики
• О квадрах и ценностях;
• Предпочтения цветов, форм, материалов;
• Примеры квадральных интерьеров (фото);
• Применение: корпоративная культура и интерьеры под клиентов;
• Диагностика по квадральным предпочтениям.


 

Власов Алексей Владимирович (Сочи)

Принципы Золотого сечения и дихотомия экстраверсия-интроверсия.
 Пара экстраверсия-интроверсия и пропорции Фибоначчи в дуальном равновесии. Правило Парето не 80 на 20, а 61,8 на 38,2. Экстраверт даёт импульс, а интроверт дополирует. Экстраверт делает основную работу, а потом на оставшиеся 38,2 снова делится в той же пропорции. Можно как угодно на это смотреть, но это как минимум красиво. Да, именно экстраверт даёт первый импульс, а потом интроверт включается, но экстраверт помогает в той же пропорции и так до совершенства в цветочном танце. Но это не всё, экстраверт делает 38,2 качества, при этом они идут сразу, а интроверт включён тоже сразу, только занимается 61,8 % качества. Конечно, общий вклад, 50 на 50. Экстраверт потом включается доделывать свои 38,2% по качеству. Предположение возникло и было подтверждено так: на финансовых рынках эмпирически давно показали свою значимость уровни Фибоначчи, показывающие расстояние между пиком и дном ценового диапазона, выраженное в пропорциях Фибоначчи, или Золотого сечения. Соционический смысл на их примере виден очень явно - цена проходит свои 61,8%, импульс заканчивается и начинается "совершенствование" значения цены, потом так дальше и дальше. Связь фракталов, а в них также работает данная пропорция и психологических функций очевидна, так как и то и другое имеет Божественную природу.


 

Гак Анна, Святослав Райков (Сиэтл)
Соционика и волшебство: как правильно поставить цель в зависимости от социотипа
Мы расскажем вам о том, как использовать сильные стороны своего социотипа для постановки и достижения целей. Поговорим о том, какие механизмы информационного пространства помогают нам быть более эффективными и о том, что стоит за "умением сотворить волшебство".
• как волшебство работает на самом деле
• как правильно ставить и формулировать цели с опорой на свой психотип
• как убрать внутренние конфликты, которые мешают
• как использовать свои сильные стороны для того, чтобы наш "заказ" быстрее пришел


 

Голанджан Мария, Туркова Анастасия (Москва)
Нюансы дуализации при разных отношениях по Психософии на примере дуальной пары ЛИИ и ЭСЭ или почему мне не нравятся мои дуалы
Вокруг соционики в принципе и вокруг дуальных отношений в частности существует много мифов. Многие люди попадают в ловушку из неоправданных ожиданий и разочаровываются.
В нашем докладе мы на конкретных примерах рассматриваем какие оттенки дуализации придает расположение функций по психософии. Чем разные дуальные пары отличается друг от друга и как эти особенности сказываются на отношениях людей. Что именно может служить причиной конфликта в дуальных отношениях. И как не допустить конфликта в априори комфортных отношениях и гармонизировтаь их.


 

Карпенко Ольга Богдановна ( Киев)
Установки по Бёрну-Букалову и их влияние на проявления ТИМа и интертипные отношения.
В Международном институте соционики установки по Бёрну в консультационной работе используются с 1993 г. в дополненном виде. К 3 позициям, предложенным Э. Бёрном
1. «Я±» — оценка себя.
2. «Ты±» — установка по отношению к собеседнику
3. «Они±» — отношение к каким-то другим людям, вне непосредственного контакта.
А.В. Букалов добавил установку «Это±» как отношение к мирозданию, к миру в целом, как квинтэссенцию мировоззренческой и философской концепции. Установки по Бёрну-Букалову позволяют дать более объемный портрет и человека, и интегрального типа. Они могут маскировать тип личности, модифицировать отношения в социуме и изменять акценты мотивации поведения человека. А эти параметры очень важны в менеджменте, при подборе и расстановке персонала, для прогнозирования межличностных отношений и в международных контактах. Наши наблюдения показывают, что установка «–» нуждается в компенсации, потому что для нее характерны либо неуверенность в своих силах, либо недоверие к реальности по соответствующим аспектам, а с другой стороны, она может проявляться как ригидность, нормативность, жесткость суждений, склонность к поучениям, что особенно верно для установок «Ты–» и «Они–». При этом пассивность и беспомощность по одному информационному аспекту компенсируется или сочетается с избыточной уверенностью по сходному аспекту противоположного цвета, причем и то и другое находится в некоем противоречии с нормальным функционированием модели А соционического типа. Установки по Бёрну-Букалову налагают свой отпечаток на динамику интертипных отношений и их субъективную оценку. Человек с установкой «Они–», описывая даже «положительные» интертипные взаимодействия, может оценивать их негативно, излишне критично. Субъективная оценка человеком с установкой «Это–» своих сложившихся интертипных взаимодействий может не соответствовать соционической: конфликт может рассматриваться как нормальное состояние или, напротив, «хорошие» интертипные взаимодействия могут восприниматься негативно.


 

Краснов Евгений (Москва)
Современные аппаратные методики диагностики состояний мозга человека и возможность их применения в соционике
В рамках статьи ставится задача перечисления современных аппаратных методик диагностики состояний мозга человека, принятых в нейроэкономике, и рассмотрение возможности их использования в соционике.


 

Криво Наталья Евгеньевна, Криво Юрий Алексеевич (Воронеж)
История организации профессионального и научного общества соционики в Воронеже. Цели, методы, направления.
Воронежское научно-практическое общество соционики – это организация обмена профессиональным опытом от носителей знаний, практического опыта, традиций соционики к людям, желающим овладеть соционикой. Общество проводит ежемесячные заседания, семинары, организована интернет-коммуникация с Международным институтом соционики г.Киев, Украина. В обучении и практике организована преемственность навыков с школой основателей соционики. Используется естественно-научная база для обоснования закономерностей соционики. 14 ноября 2015 года проведена 1-ая конференция Воронежского научно-практического общества соционики.
Изучаются и применяются физиологические тесты для определения:
- аспектов функций в блоках,
- типа информационного метаболизма человека,
- подтипа по Гуленко-Букалову: доминантный, креативный, нормирующий, гармонизирующий (ДКНГ),
- установки Берна-Букалова,
- избранных признаков Аугустинавичуте-Рейнина.
Результаты тестов соответствуют экспертной оценке типа информационного метаболизма человека аспектно-дихотомическим методом Букалова-Карпенко, другими экспертными наблюдательными методами.
Воронежское научно-практическое общество – новая, физиологическая школа соционики, содействующая естественно-научному развитию соционики.


 

Криво Юрий Алексеевич, Криво Наталья Евгеньевна (Воронеж)
Физиологические аспекты соционики.
Способы определения аспектов функций в блоках и верификации типа, подтипа информационного метаболизма человека, определения признаков Аугустинавичуте-Рейнина, Букалова-Берна в современной соционике - наблюдательные и экспертные с высокой долей субъективной оценки, не используются способы и принципы в контексте физиологических параметров человека. Требовался способ для этих целей более объективный, достоверный, коррелирующий с другими физиологическими методиками и соответствующий естественно-научными знаниями.
В медицине используются способы определения рефлекторной реакции двигательной системы на факторы изменения внешней и внутренней среды, связанные с изменением активности функциональных систем организма. Физическими критериями при этом служат симметрия амплитуды движения – в флексионном тесте по Саморукову, и направление движения – в тесте силы по Лифу. Эти способы были приняты для определения аспектов функций в блоках конкретного типа информационного метаболизма модели Аугустинавичуте (ТИМа модели А) и верификации ТИМа, установок Букалова-Берна, избранных признаков Аугустинавичуте-Рейнина (статика/динамика), подтипов Гуленко-Букалова.
Создана методика определения ведущих физиологических параметров, соответствующих понятиям соционики. Методика апробирована и годна к практическому использованию в соционике, медицине, спорте, физкультуре и оздоровлении.


 

Крымов Михаил, Кочук Ирина (Бостон)
Использование опыта MBTI в США для укрепления позиций соционики


 

Крюков Денис (Москва)
Связь соционики с психософией
• связь соционических (С) аспектов с психософией (П) можно представить в виде схемы в приложении. Особенности:

o С-логика - энергетически зависит от П-логики и П-физики;
o С-этика - от П-логики и П-эмоции;
o С-сенсорика - от П-физики и П-воли;
o С-интуиция - от П-эмоции и П-воли;

• П-логика в большей степени влияет на сознательные функции, в особенности на блок ЭГО, как энергия на рассуждения;
• П-эмоция в большей степени влияет на социальный блок, как энергия на взаимодействие с нематериальным миром - социализация;
• П-физика - на физический блок, как энергия на взаимодействие с материальным миром - реализация;
• П-воля - на детский блок, как энергия желания и стремления, не обусловленного рассуждениями;
используя это представление, можно:

o давать более чёткие описания сочетаний типов соционики и психософии;
o под новым углом взглянуть на аспекты соционики и психософии;
o приблизиться к более целостной системе типов информационно-энергетического метаболизма человека (ТИЭМ).


 

Лабузо Анна Константиновна, Криво Юрий Алексеевич, Криво Наталья Евгеньевна (Воронеж)
Ситуативность проявления физиологических двигательных функций человека - признаков Аугустинавичуте-Рейнина Статика/Динамика
Актуальность.
Существует несоответствие между данными мануальной медицины и фундаментальной физиологии о ситуативной и зависящей от внешних условий изменчивости влияния статичных поз и движений у одного человека на функции выпрямления и симметрию мышц туловища и значимостью признака Статика/Динамика», применяемого в соционике при верификации типа информационного метаболизма (ТИМа) по признакам Аугустинувичуте-Рейнина. Признак определяется обычно наблюдательным методом. Работа предлагает использовать физиологические тесты – исследовательский эксперементальный метод определения признака.
Методы и материалы.
Физиологический тест определения аспекта/дихотомии по Криво с использованием флексионного теста по Саморукову – определение симметрии/асимметрии двигательных единиц формы аутохтонной мускулатуры туловища в тестах с адиадохокинезом и изометрическим напряжением. Стандартные условия определения: состояние покоя, и здоровья, в комнате не более трех человек вместе с исследуемым, отсутствие внешних раздражителей. Эксперементальное создание заведомо неблагоприятных условий и исследование в состоянии болезни. Группа – 25 человек с установленным ТИМом, исследований 137.
Результаты и обсуждение.
Создание заведомо неблагоприятных условий и состояние болезни изменяло проявление физиологических свойств исследуемых на противоположенные, что говорит об активации витального кольца в этих условиях, а также о ситуативности результатов определения признака Аугустинавичюте – Рейнина «Статика/Динамика» наблюдательным методом, что может повлиять на результаты определения ТИМа.
Выводы.
Естественно-научные данные фундаментальной и клинической физиологии, мануальной медицины на которых основана работа, позволяют утверждать о необходимости использования общепринятых в практике науки и медицины технологиях оценки физиологических свойств человека - признаков Аугустинувичуте-Рейнина статика/динамика, а именно:
- создавать и контролировать стандартизированные условия,
- использовать физиологические тесты (по Криво, Саморукову).


 

Ломейко Илья Борисович (Москва)
Дизайн интерьера с учетом типа личности заказчика

  • Как представители различных типов реагируют на элементы дизайна. Связь с моделью А
  • Общественные и бизнес интерьеры – выбор по клубам
  • Частные интерьеры – учет мнения супруга и других членов семьи
  • Примеры из практики

 

Митрохина Анна Леонидовна (Москва)
Психосоционика: Психосоционическое консультирование как инновационный метод психотерапии и консультирования.
Практика психологического консультирования с использованием методов соционики представляет собой актуальное развивающееся направление в психотерапии сегодняшнего дня. На мой взгляд, в среде соционики наблюдается актуальная тенденция – интеграции соционического знания с теми наработками, которые давно имеются и находят применение в психологии.
В чем новизна и оригинальность методов соционики в психологическом консультировании и терапии?
Во-первых, впервые личность рассматривается не как набор индивидуальных черт характера (дифференциальная психология) или патологий (часто в психоанализе), а как врожденный тип интеллекта, как тип информационного метаболизма, как информационный скелет психики, который определяет способ восприятия, обработки, выдачи информации о мире. То есть с опорой на методы соционики психотерапия выхо дит на уровень информационных технологий, которые совмещаются с классическими подходами к работе с клиентом.
Во-вторых, знание информационных особенностей интеллекта клиента позволяет психотерапевту модернизировать, ускорить и усовершенствовать процесс диагностики, выделить врожденные свойства и отделить их от проблем исклчительно психологического характера, которые фрустрируют клиента и заставляют обращаться за помощью к психологу.
Полагаю, что использование методов соционики в консультировании и психотерапии имеет большое будущее, поскольку предлагает психологу практические инструменты, которые можно использовать в ходе работы. У меня и моих коллег существуют опыт преподавания соционики в среде психологов, которые дали позитивные результаты. Особенно открыты к освоению этих методов психологи-практики, которые буквально на лету хватают основные соционические принципы и стремятся использовать их на деле. Методы соционики совместимы с любой психотерапевтической модальностью, необходимо только овладеть соционикой профессионально. Сегодня в России для этого есть все.


 

Нагибина Наталия Львовна(Москва)
Типология К. Юнга и псикосмология: сравнение моделей. Равносильность рациональной и иррациональной функции как проблема нормы и патологии в работах Карла Юнга и в псикосмологии.
Типология, которую предложил Юнг, итог многолетней практической работы и философского осмысления сложнейших загадок, которые ставит перед человеком психическая реальность, и более конкретно, его собственное Я при взаимодействии с миром и другими людьми. Следует учесть, что юнгианская типология была разработана в начале 20 века. Сам автор подчеркивает, что это лишь начало, он указал путь, по которому должны двигаться психологи. Псикосмология представляет типы К.Юнга в более красивом и логичном варианте – в виде позиций на окружности.
Сама модель в виде круга появилась еще при жизни К. Юнга. Мы лишь уточнили эмпирическим путем, в соответствии с правилами и достижениями современных исследований в описании особенностей каждого юнгианского типа. Названия типов были изменены и приведены в соответствие со стандартной научной психологической традицией.
Смешанные типы. Теоретические представления Карла Юнга о функционировании познания приводят его к ошибочным представлениям. В своей книге «Психология типов» К. Юнг размышляет: «Абсолютное преимущество эмпирически присуще всегда только одной функции, ибо столь же самостоятельное вмешательство другой функции необходимо привело бы к другому ориентированию, которое хотя бы отчасти противоречило первому (Юнг, 1995, с. 493)». Далее Юнг поясняет, почему невозможен тип с равносильными функциями. «Так как иметь всегда ясные и однозначные цели является жизненным условием для сознательного процесса приспособления, то равнопоставление второй функции оказывается по закону природы исключением. Поэтому вторая функция может иметь только второстепенное значение, что эмпирически всегда и подтверждается» (там же, с. 493).
Таким образом, наличие у человека «однозначных целей» исключает равносильность функций. Однако конфликт целей является частой темой многих исповедей, дневников и другой литературы.
Исключение из эмпирической реальности «смешанных» типов на том только основании, что цель всегда должна быть единственной и однозначной является недопустимым и ошибочным.
Сам Юнг видел, что такие типы существуют, однако считал их «ошибкой природы». Он писал: «Равномерная сознательность и бессознательность функции - есть признак примитивного состояния духа» (там же, с. 493).
Реальность показывает, что в российской выборке «смешанных» испытуемых более половины от общего числа. Ни о какой «примитивности духа» применительно к смешанным типам речи идти не может. По количеству познавательных стратегий и их гибкости и вариативности применительно к решаемым задачам «смешанные» типы находятся в более выигрышной позиции, чем остальные типы.
Приводится диаграмма распределения типов в России.
Сам Карл Юнг был ярким представителем смешанного типа. Отсюда его бесконечные метания и сомнения.


 

Попова Г.А., Криво Юрий Алексеевич, Криво Наталья Евгеньевна (Воронеж)
Применение естественно-научных технологий физиологии в соционике Актуальность.
Соционика в большой степени описывает физиологические свойства человека и значит, возможно использовать физиологические методы для определения типа информационного метаболизма (ТИМа) и других целей, которые ставит перед собой соционика.
Методы и материалы.
Определялись ТИМ, подтип по Гуленко-Букалову;
Определение наблюдательным экспертным методом: аспектно-дихотомическим методом Букалова-Карпенко, вспомогательно использовались: тест Новиковой, задание с рисунком – выполняла одна группа исследователей.
Определение ТИМА экспериментальным физиологическим экспертным методом: физиологический тест по Криво с использованием флексионного теста по Саморукову и теста силы по Лифу – выполняла другая группа исследователей.
Исследовано 15 человек, 10 взрослых, 5 детей.
Результаты.
Определены ТИМы двумя группами исследователей: наблюдательным и экспериментальным физиологическим способами. Результаты совпали в 13 случаях. У 2 человек были определены ТИМы до двух вероятностей по одному из методов и точно – с единственной вероятностью – другим методом.
Выводы.
Определение аспектов функций в блоках ТИМа, осуществляемая разными экспертными способами: наблюдательным и экспериментальным физиологическим при методологическом единстве – дают высокую сходимость результатов и дополняют друг друга для полноценной и высокоточной верификации ТИМа. Это свидетельство того, что наблюдаемые феномены, понятия и модели соционики, имеют прямое отношение к физиологии человека, к его функциональным системам.


 

Прокофьева Татьяна Николаевна (Москва).
I. Вступительное слово. О развитии соционики. Области применения. Техники

II. Puzzle-технология и психологические аспекты соционической диагностики
Определение психологического типа – дело весьма ответственное. Ведь из соционического диагноза, так же как и из диагноза врачебного, делаются многочисленные выводы. Если тип определен неверно, то клиенту могут быть даны неверные рекомендации. Для повышения надежности результата разработана методика, позволяющая проверить себя эксперту на случай возможной ошибки и вовремя исправить ее.

III. Соционическая техника урегулирования конфликтов


 

Прокофьев Виктор Григорьевич (Москва)
I. Маркеры качества признаков и аспектов в соционической диагностике
Типологические особенности составляют основу психики человека и надежную опору в решении различных жизненных ситуаций. Но человек далеко не всегда «выбирает своих коней», двигаясь по единственному в своем роде, уникальному жизненному пути. К сожалению, на данный момент не изобретен еще тот «ренген», с помощью которого мы могли бы наблюдать непосредственно саму модель А в конкретном человеке, как это делает ренгенолог, рассматривая мельчайшие особенности скелета пациента. Поэтому наблюдать и анализировать нам приходится только внешние проявления типологических особенностей психики, которые мы выделяем из потока информации, поступающей от человека. Мы их называем маркерами соционической диагностики.
Эти маркеры можно разделить на два вида:
- непосредственно маркеры аспектов (полюсов признаков, соционических малых групп)
- маркеры качества (ситуации, контекста), позволяющие путем оценки ситуации и контекста определить, с какой именно ячейки модели А прошла информация (сильный это или слабый полюс признака).
Обычно в процессе диагностики в каждой ситуации мы сначала определяемся с первым видом маркеров (какие признаки или аспекты прозвучали), а затем (или параллельно), используя второй вид маркеров, осуществляем их оценку.
Этот доклад посвящен только маркерам второго вида, в особенности тем, что недостаточно четко прописаны в известной нам литературе.

II. Практика применения соционических малых групп «Стили планирования»
Доклад посвящен особенностям практического применения этой тетратомии, как в профессиональном плане, так и в личном, в частности для создания условий качественного полноценного отдыха.

III. Контент-анализ анкет участников эксперимента по признаку "Аристократия-демократия»
В НИИ Соционики проведен эксперимент по изучению феномена влияния типологических особенностей на функционирование психики человека. В докладе приведен разбор контент-анализа анкет испытуемых. Полученные результаты (анкетирования) полностью согласуются с выводами, полученными при экспертном наблюдении за реакциями участников в процессе выполнения экспериментальных заданий.


 

Русин Евгений Петрович (Москва)
7 принципов интегральной модели
С соционикой я познакомился в далеком 2006, в самом его конце. Потом в 2007 было знакомство с психософией. С тех пор были разные периоды, когда мой интерес угасал к одной из данных типологий, и периоды, когда возрождался заново. Но как говорил Афанасьев психософия со временем «выйдя из подсознания и вернувшись в него, все-таки возвращается не на прежнее место, а куда-то на грань между интуицией и знанием». Так случилось и у меня, с той лишь поправкой, что в голове родился некий синтез обеих типологий, который я решил назвать «интегральной моделью». С основными её положениями я хочу познакомить слушателей в рамках данной конференции.
Итак,
1. Принцип «Пирога». Данный принцип говорит нам о том, что наша психика «вещь в себе» и мы можем её исследовать только путем анализа взаимодействий с социумом, то есть с каждым из нас. Деля ее на разные части, мы можем получать на выходе, теорию темпераментов, соционику или психософию. Но сравнивая их вместе мы видим пересечения из-за того, что исходный «объект» один и тот же.
И здесь мы приходим к понимаю, что нужно каким-то образом разделить типологии.
2. Принцип «Призмы». Это принцип моделирует принцип обработки информации нашей психикой. Информация в пространстве первоначально не дифференцирована, наша психика, действуя как фильтр расщепляет ее и избирательно воспринимает. Другими словами, «мир» каждого ТИМа имеет свою цветовую гамму.
3. Принцип «Радуги». Если предыдущий принцип говорил нам о разделении, то этот принцип показывает нам то, что целостное восприятия мира возможно только с дуалом.
4. Принцип «Инь-Ян». Если предыдущие принципы касались соционики, здесь мы перейдем к психософии и посвятим ей два следующих принципа.
Возможно, некоторые из вас помнят, как выглядит этот символ восточной философии. С помощью него мы рассмотрим взаимодействие по процессионным функциям в социуме и поймем, что психософия это не только линейный принцип построения приоритетов, но и способ проявления нашей активности в тех или иных сферах.
5. Принцип «Стрелы». Этот принцип является новым, так как ранее в работах других исследователей он мной встречен не был. Он является ключевым для понимания того, какие задачи ставит перед нами психософия и способы саморазвития себя, приходя в итоге к 25 типу. Структура психотипа дает нам вектор развития, который зависит не только от верхних функций, как утверждалось ранее, но и о нижних. И здесь мы можем либо идти по кругу, как слон на веревочке, либо двигаться в своем развитии вперед.
6. Принцип «Многослойности». Это принцип является графическим представлением общей интегральной модели соционики/психософии. По своей сути это переосмысление модели Ю, но я думаю будет интересно и познавательно для наших слушателей. Исходя из этого принципа, мы можем понять, почему экстраверсия/интроверсия по Юнгу отличается от данной дихотомии по Айзенку. Кроме это мы можем разделить дихотомии на три групп: базовую – дихотомия экстраверсия/интроверсия, вспомогательные – этика/логика, интуиция/сенсорика и производную – рациональность/иррациональность.
7. Принцип «Резонанса». Данный принцип основываясь на графической модели показывает, что те или иные аспекты ТИМа будут ослабляться или усиливаться в зависимости от порядка приоритетов в типе по психософии. Данный принцип позволяет понять те сложные случаи, когда соционические дихотомии оказываются «размыты» либо человек оказывается в «маске».


 

Саенко Виктор (Москва)
I. О работе социона. Три способа описания
1. Определение соционики по А. Аугустинавичюте как науки о соционе.
Для чего надо понимать место ТИМа в соционе.
2. три приближения описания работы социона.
а. квадровый,
б. в рамках кольца социального прогресса.
в. базисно-функциональный или базово-дихотомический.
3. Кратко о квадровом способе описания работы социона.
4. Описание работы социона в рамках кольца прогресса. Эксперимент Гуленко 2008 г. в Москве.
Природа правого и левого колец заказа и колец ревизии Скорость левого кольца и скорость правого экстравертного кольца.
Примеры передачи общественно значимых идей в рамках заказных отношений ИЛЭ-ЭИЭ.
Основная общественная задача левого экстравертного кольца.
Исторический экскурс. Квазисоцион. Невыявленность ИО. О запрете на сбор социона - версия. Гипотеза об изгоях.

 II. О работе социона. Базисно-дихотомический подход
1. Пример ЛСИ, как ТИМа, наиболее других настроенного на стабильность.
Базис признаков, из которых описывается настрой на стабильность. Работа с аудиторией над выбором ПР.
2. Противоположный ТИМ на базисе "настрой на стабильность - способность ориентироваться в быстроменяющейся обстановке "
3. Базисно-функциональный способ описания социона, его история.
4. Информаторы. Разведка рынка.
5. Фанатики, или захватчики рынка.
6. Идеалисты. Структурная перестройка общества или фирмы.
7. Стабилизаторы.
8. Первичные управленцы. Вторичная установка на вид деятельности.
Эстафета управленцев


 

Столярова М.С., Криво Н.Е., Криво Ю.А .(Воронеж)
Правовые и процедурные вопросы создания регионального общественного объединения для развития соционики. Опыт Воронежского научно-практического общества соционики.
Федеральный закон об общественных объединениях от 19.05.1995 N 82-ФЗ, действующая редакция от 08.03.2015 позволяет реализовывать право граждан на объединение, включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, в том числе и для целей развития профессии, отрасли науки и знания. Региональные общественные объединения могут образовывать межрегиональные и российские ассоциации общественных объединений, что расширяет и усиливает их влияние при взаимодействии с государственными и общественными органами и организациями.
В Воронеже создана Региональное общественная организация Воронежское научно-практическое общество соционики. Главная цель – содействие профессиональному и научному развитию соционики. Главная задача – передача профессионального опыта от носителей теоретических и практических знаний, навыков, традиций соционики к гражданам, желающим овладеть соционикой. Также задачами являются организация и содействие – общению между профессионалами, научному развитию соционики, становлению соционики как профессии, использованию методов соционики в других профессиональных областях. Использован опыт организации медицинского регионального общественного объединения. Проведено Учредительное собрание, принят Устав, избраны органы управления.
Общественное объединение - реальный и перспективный метод развития профессии и науки соционики гражданами России


 

Тихонов Александр Павлович (Днепропетровск-Нижний Новгород)
Из опыта преподавания основ психоинформационных технологий
Под психоинформационными технологиями мы понимаем совокупность методов изучения информационной структуры человеческой психики для организации и прогнозирования поведения социальных систем различного уровня. Составными частями психоинформационных технологий яляются:
- соционика А.Аугустинавичюте;
- типоведение (typewatching) И.Бриггс-Майерс;
- символьная соционика С.Савченко.
В настоящее время в соционике существует множество различных школ и подходов к обучению. Наиболее результативным является тренинговый подход, включающий такие элементы, как разминки, тематические упражнения, мини-лекции, ролевые и деловые игры, видеоанализ, групповые дискуссии, тестирование.
В докладе приводятся практические примеры различных групповых упражнений, иллюстрируемые фото- и видеофрагментами, а также анализ получаемых результатов.


 

Токнов Н.Ю. и Тихомирова Ю.А (Москва)
Делегирование и соционика
Доклад посвящается вопросам применения соционики в рабочей сфере.
Предлагается рассмотреть 3 этапа постановки задачи:
- Выбор задачи
Задача должна максимально реализовываться на сильных сторонах сотрудника, быть интересной, мотивировать.
Чтобы правильно подобрать задачу сотруднику рекомендуется использовать SWOT-анализ.
- Процесс делегирования.
Процесс делегирования можно разбить на 6 этапов:
1. Постановка цели.
2. Отслеживание обратной реакции. .
3. Прояснение возражений.
4. Работа с возражениями.
5. Обсуждение ресурсов
6. Обсуждение полномочий.
7. Составление плана и контрольных точек.
Делегируя задачу подчиненному, требуется учитывать его соционические особенности, которые влияют на каждый этап.
Предлагается рассмотреть каждый соционический признак и его влияние при постановке задачи.
В качестве примера используется сотрудник с ТИМом ЛИЭ.
- Контроль выполнения задачи.
В зависимости от ТИМа сотрудника, выполняемой им задачи, требуется применять каждый раз разный вид контроля и благодарность, так как контроль и мотивация могут или помогать, вдохновлять, поддерживать, или сильно демотивировать, разрушать подчиненного.


 

Цигенов Артем Валентинович (Москва)
Отношения в стрессе


 

Шиндин Алексей (Москва)
I. Мозаичный профиль ТУРС (теория уровней развития сознания) и соционический ТИМ: особенности взаимодествия.
Термин «мозаичная психология» отражает множественность, которая не обязательно стремится к единству, и целостности, допуская их. Ещё в прошлом веке Л.С.Выготский и А.Р.Лурия назвали кризисом и обозначили через этот термин отсутствие единообразия, множественность в психологии. В современном мире наряду с трендом к единству и созданию объединяющих теорий всего, есть и тенденция к многогранной "мозаичности". За счет глубокой дифференциации конструктов мы молучим более широкий спектр их дальнейшей интеграции.
Мозаичный профиль личности и особенности модели ТУРС позволяют включить в себя различные конструктивные особенности моделей развития различных исследователей, как отечественных, так и зарубежных: Пиаже, Коммонса, Эрикссона, Кигана, Левинджер, Кук-Гройтер, Непейводы, Лурии, Выготского, Белосельского-Белозерского, Фаулера, Кольберга, Маслоу, Уилбера, Гебсера, Луллия и многих других.
Метамодель ТУРС представляет собой конструкт этажей восприятия реальности, на каждом из которых можно разместить группы уровней по критериям. Причем частные случаи этих наборов будут давать различные модели развития человека по тем или иным психическим аспектам. Одним из базовых наборов критериев являются параметры: сложности, интегрированности и множественности. В модели выделяется 5 основных этажей и до 20 уровней развития. Скрытая, проблемная часть профиля личности представлена в теневой части модели, что составляет дополнительный профиль тени человека.
Некоторые особенности метасистемы ТУРС:
1. Неоднородность динамики прохождения уровней. Становится возможным прохождение уровней последовательно, но лишь слегка прикасаясь к содержанию для формирования базовой структуры. Данный подход сочетает в себе как необратимую постадийность возрастной психологии с формированием отношений в позитивную или негативную сторону к каждому этапу, так и сохранение категорий ведущей деятельности и зон ближайшего развития, а также собственную содержательность каждого этапа как в психологии развития, необусловленное только содержанием жизненного цикла с рождения до смерти человека.
2. Неоднородность стадий. Наряду с идеями о жертвенности и индивидуализме и о дифференциации и интеграции и других исследователей весь процесс развития с постижением новых конструктов личности может быть структурирован как чередующая последовательность смены двух полюсов: освоение нового, единичного, первого, униполярный взгляд; и переход к множественному, многообразию однородностей, мультиполярный взгляд; и соответственно выделение, дифференцирование себя и интеграция в окружение. Каждая такая четверка уровней будет образовывать этаж.
3. Промежуточные стадии и различные трактовки. Кроме выделяемых полюсов также устойчиво наблюдаются и одномерная последовательность, которую можно в дальнейшем еще больше дифференцировать: ось 1 —> несколько → много -> бесконечная неоднородность. Данная часть шкалы показывает освоение и рост адекватности существа, который сначала осваивает один конструкт и закрепляет его в деятельности. На этом он может остановиться, так как часто одного хорошего инструмента бывает достаточно. Если же он пробует второй, третий и уже оперирует несколько, то он перемещается по этой оси, что комплексно трансформирует его. При переходе ко многим конструктам значительно меняется его мировоззрение, смещаются значимые акценты жизнедеятельности. Положения шкал близких к бесконечности представляют новые категории, в которых трансформационно-предсказательный аспект достаточно сложен. Такие положения могут давать не только максимальные отклонения и возможности мутации конструктов, но и служить ресурсами непредсказуемых неравновесных преобразований, а люди их осваивающие неординарными гениями и творцами. Ноль является точкой входа на слой, означает отсутствие адекватной работы, проявленности, нейтральность, неиспользование конструктов.
4. Сложносоставной профиль. Переход от обязательной последовательности уровней и выделение текущего высшего к формированию профиля человека. Суперпозиция, как минимум, двух процессов (возрастного и развития) позволяет формировать не последовательно выстроенный профиль человека. В профиле можно выделять активные и пассивные, задействованные в определенных ситуациях, цели и методы, мнимые и реальные и т.д. Такой подход позволяет сблизить профили развития и типов личности человека.
5. Кластеры и вариативность. Переходя от одномерных конструкций к многомерным, учитывая биологические, социальные и другие среды и используя идеи о сочетании психологии развития и возрастной психологии можно перейти от последовательностей уровней развития, которые могут универсально не соблюдаться при сочетании факторов, к кластерным образованиям, которые представляют собой устойчивые конфигурации, характерные для каждого набора исследуемых факторов.

II. Кроссмодельное исследование особенностей реализации конструктов моделей типов и уровней
На сегодняшний момент появляется все больше различных психологический моделей личности. Большинство из них относится либо к типологиям, либо к моделям развития. Каждая из таких конструкций предлагает различные методы, но сравнение моделей чрезвычайно затруднено в силу базисных конструктивных отличий как для каждого вида из моделей, и тем более в кросс-модельном поле. Развитие человека как биолого-социально-духовного существа является кросс-дисциплинарной задачей. Предлагается авторский инегрально-мозачный конструкт стадий/уровней развития человека и исследование взаимосвязей моделей типа и уровней развития личности.
Объектом исследования являются системные многообразия психологических особенностей человека, рассматриваемые как врожденные или изменяемые характеристики в ходе жизнедеятельности личности. Предметом исследования являются специфика системного представления основных психологических особенностей в концепциях психологических типов личности и уровней/стадий развития личности.
Цель исследования: обобщенное понимание, что поле моделей уровней развития и психологических типов конструктивно не полностью независимы друг от друга, а системно взаимообуславливают проявление итогового многообразия. Осуществить попытку разработки кросс-поля взаимодействия моделей типов личности и моделей этапов развития
В ходе исследования предполагается концентрация не на детальном разборе уровней и их характеристик в моделях с целью сопоставить именно по-классово в некоторую единую модель, а исследование структурных особенностей и методов реализации авторами моделей в определенном культурно-историческом контексте.
1. Рассмотрены особенности представления психологических особенностей человека в моделях психологических типов личности и моделей уровней/стадий развития личности. Всего 17 моделей уровней и 6 моделей типов.
2. Выявлены конструктивные закономерности построения моделей обоих групп путем выделения базового набора признаков для каждой из групп и его обобщением на совместное кросс-модельное поле. Всего 27 признаков.
3. На базе выделенных признаков проведен корреляционных, кластерный и факторных анализ а. поля моделей уровней. б. единого поля моделей типов и уровней развития личности. В ходе исследования выделены а. устойчивые, исторически группы моделей, б. метапеременные кросс-модельного поля

III. Интегральный профиль личности: типологии и модели развития, статические и динамические компоненты.

 

 




 

Сведения о докладчиках


Бердутина Элеонора Владимировна (Нижний Новгород)
Основатель и руководитель ООО Студия «Живая соционика», диплом МБА "Управление человеческими ресурсами", бизнес – тренер, ведущий тренингов по соционике и командообразованию, имеет авторские методики кадрового аудита организации, собственный опыт руководства - 14 лет, в том числе, с применением соционики в управлении персоналом, 10 лет.

***

Борисова Вера Станиславовна (Екатеринбург)
Занимаюсь соционикой более 20 лет. Активный участник конференций, начиная с днепропетровского эксперимента СРТ-99. Через соционику пришла в психологию.
Магистр соционики. Руководитель Уральской школы соционики: занимаюсь консультированием и обучением.
Редактор издательской группы «Чёрная белка», выпускающей литературу по соционике. Была редактором двух соционических журналов

***

Букалов Александр Валентинович (Киев)
Доктор философии в области психологии, доктор философии в области соционики, директор Международного института соционики,гл.редактор журналов "Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология", "Соционика, ментология и психология личности" и "Психология и соционика межличностных отношений", Председатель Международного Ученого Совета по соционике.

***

Бурцева Татьяна Яковлевна (Воронеж)
Воронежское научно-практическое общество соционики

***

Ветрюк Алексей (Санкт-Петербург)
Независимый исследователь. Один из организаторов Санкт-Петербургского соционического клуба. Автор статей по соционике, психософии и ТУАИ. Основное направление интересов связь соционики со смежными дисциплинами, социальная адаптация. Сайт: tomyself.ru

***

Владимиров Олег Михайлович (Москва)
Психолог, тренер-преподаватель НИИ Соционики. Закончил факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. В соционике с 2010 года. В 2011 году получил степень бакалавра соционики. Принимал участие в разработке курса бакалавриата НИИ Соционики «ТИМ-building®: инструменты самореализации». Совместно с коллегами провожу учебные тренинги на курсах «ТИМ-building®», очно-заочный интенсив «Всё о соционике: коротко и ясно», встречи по изучению типов личности «ТИМ-info», психолого-соционические консультации и диагностические ассессменты. Активно работаю в направлении популяризации соционики как серьёзной науки, выкладывая интересные публикации на площадках НИИ Соционики в социальных сетях, что повышает ценность соционики в глазах общественности.

***

Власов Алексей (Курск)

Закончил Курский Государственный Университет в 2007 по специальности Государственное и муниципальное управление, в 2011 - аспирантура "Политические науки". Занимаюсь деятельностью на финансовых рынках. Проживаю в городе Сочи. Соционикой занимаюсь с 2003 года. Веду группу в социальной сети "ВК". Практик медитации.

***

Гак Анна (Сиэтл)
Счастливый и добрый волшебник, тренер, автор нескольких книг, ведущий собственных тренингов. Очень любит соционику и умеет использовать ее практически, для гармонизации своей и вашей жизни.

***

Голанджан Мария Григорьевна (Москва)
Психолог. В 2015 году закончила Московский институт психоанализа по специальности «Психологическое консультирование в Транзактном анализе». Соционикой занимаюсь с 2008 года. В 2009 году прошла первый модуль ускоренной программы в НИИ Соционики. Психософию изучила самостоятельно. Больше всего в нашей теме мне интересен синтез соционики и психософии. Кроме того, для меня важен вопрос, почему мы упорно притягиваем "не тех людей". Как это связано с нашим деструктивным сценарием. Как мы «отыгрываем» его с помощью интертипных отношений (конечно же неосознанно). И какие сведения о сценарии нам может дать понимание этих отношений.

***

Карпенко Ольга Богдановна (Киев)
Доктор философии в области соционики, зам. директора Международного института соционики, зам. гл. редактора журналов "Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология", "Соционика, ментология и психология личности" и "Психология и соционика межличностных отношений".

***

Кочук Ирина (Бостон)

***

Краснов Евгений (Москва)
Магистр физической культуры. Соискатель степени кандидата экономических наук РЭУ им Г.В. Плеханова (каф. менеджмента и маркетинга спортивной индустрии).

***

Криво Наталья Евгеньевна (Воронеж)
Директор центра «Орто-Форма, Воронежское научно-практическое общество соционики,

***

Криво Юрий Алексеевич (Воронеж)
Директор Представительства Российской Ассоциации мануальной медицины в Воронежской области, врач мануальный терапевт, травматолог-ортопед

***

Крымов Михаил (Бостон)

***

Крюков Денис (Москва)
Ведущий разработчик ПО в ОАО «НПО Ангстрем». Интересуюсь разными типологиями личности, их взаимосвязями и представлением. 2013-2015 гг. получил степень бакалавра в НИИ Соционики.

***

Лабузо Анна Константиновна (Воронеж)
Воронежское научно-практическое общество соционики

***

Ломейко Илья Борисович (Москва)
Владелец двух дизайн-бюро и тренингового центра. Тренер по психологии и организации бизнеса. Бизнес-консультант, 15 лет работы в консалтинге.

***

Митрохина Анна Леонидовна (Москва)
Психолог, гипнотерапевт, магистр соционики, автор учебника «Общая соционика» (2010) и научно-практических статей по соционике, главный редактор издательства «Чёрная белка», переводчик, автор и режиссёр научно-популярных фильмов о соционике, руководитель соционической Мастерской и Школы «Я СОЦИОНИК», www.iamsocionic.ru, amitroxina@gmail.com

***

Нагибина Наталия Львовна (Москва)
Доктор психологических наук, профессор, автор псикосмологии, научный руководитель АНО «Центр развития человека» (Москва) и International Institute of Differential Psychology (Берлин). Автор более 120 научных публикаций по проблемам познавательных стилей, в том числе книг «Психологические типы. Системный подход. Психодиагностические методики» (2000), «Познание и личность. Типологический подход» (2004), «Популярная психология типов» (2008).

***

Попова Галина Алексеевна (Воронеж)
Воронежское научно-практическое общество соционики

***

Прокофьева Татьяна Николаевна (Москва).
Генеральный директор НИИ Соционики, доктор философии в области соционики. В соционике с 1990 года. Психолог. Сертифицированный тренер. Автор двух книг. Разработчик «Соционической теории развития личности», «Алгебры и геометрии интертипных отношений» и др.

***

Прокофьев Виктор Григорьевич (Москва)
Зам. Генерального директора НИИ Соционики с 2007 г. Магистр соционики, преподаватель, сертифицированный тренер, коуч, консультант. Автор более 10 публикаций по соционике.
Высшее образование и опыт предыдущей работы: радиофизика, логистика.

***

Русин Евгений Петрович (Москва)
По образованию я инженер. Сколько себя помню, всегда хотел научиться понимать людей.Однажды, увидев человека в толпе, я долго не мог вспомнить, где я раньше его встречал. Как выяснилось, этот человек был похож на одного моего знакомого. Это был мой первый инсайд, показавший существование закономерностей в психике. Так началась моя соционика

***

Саенко Виктор (Москва)
В соционике с 2000 года, получил известность, как распространитель литературы, имеет свои опубликованные работы. Проводил семинары в разных городах СНГ.

***

Святослав Райков (Сиэтл)
Счастливый и добрый волшебник, тренер, автор нескольких книг, ведущий собственных тренингов. Очень любит соционику и умеет использовать ее практически, для гармонизации своей и вашей жизни

***

Столярова Мария Станиславовна (Воронеж)
Воронежское научно-практическое общество соционики

***

Тихомирова Юлия (Москва)
Руководитель контакт-центра, Страховая компания. Применение соционики в подборе кадров, обучении, распределении задач. Кредо по-жизни: Клиент всегда прав

***

Тихонов Александр Павлович (Днепропетровск-Нижний Новгород)

Психолог, бизнес-тренер, доктор философии в области соционики.
Один из организаторов практического применения и распространения соционики в Днепропетровске — в 1996—1997 г.г. Долгие годы работал старшим преподавателем Днепропетровского национального университета ж.д. транспорта. Руководил «Днепропетровским Клубом соционики» в 1996-1997 г.г. Работал психологом по подбору персонала в рекрутинговых агентствах. Проводил тренинги по соционике в Днепропетровске, Киеве, Донецке.
В настоящее время - преподаватель Нижегородского индустриального колледжа.

***

Токнов Николай (Москва)

Руководитель отдела инфраструктурной поддержки, в AT Consulting. Изучил основы соционики, активно применяет их в работе, вовлек топ-менеджмент компании в определение ТИМа руководителей второго и третьего звена и оптимизации работы. Кредо по-жизни: Важно оставить след в истории

***

Туркова Анастасия (Москва)
С соционикой познакомилась в 2012 г. в НИИ Соционики. В рамках программы бакалавриата закончила курс ТИМ-building, а также специализированные семинары и тренинги. Психософию также изучала в НИИ Соционики.

***

Цигенов Артем Валентинович (Москва)

Сотрудник НИИ Соционики

***

Шиндин Алексей (Москва)
Магистр психологии, математики и политологии, создатель системы уровней развития деятельности и основатель мозаичного подхода, преподаватель московского института психоанализа. Области специализации и интересов: дифференциальная и интегральная психология, возрастная и психология развития; Кроссмодельные исследования, интегральные подходы к исследованию человека, метамоделирование, комплексный психологический конслатинг.


Обновлено 20.02.2016 01:01 Прочитано : 7545 раз(а)