Терапия словом |
![]() |
Демчук К.А., Косенко М.А., Медведева И.А.Терапия словомKaterina .demchuk@gmail.com ,
Хорошие афоризмы — горькое лекарство в приятной оболочке, которое лечит, не оскорбляя вкуса. В. Швебель
Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем порядок в собственной жизни, Б. Паскаль
Кто я? Куда двигаться дальше? Как развиваться? Нравится ли мне моя работа или стоит что-то поменять? Как улучшить отношения с близкими? На протяжении жизни каждый из нас сталкивается с такими вопросами. Самопознание – это начало и основа самосовершенствования человека. Каждый раз, открывая новые грани своего Я, мы обретаем возможность достичь гармоничного единства своих целей, своего миропонимания и ценностей. Соционика, как наука, изучающая психику человека многоаспектно, дает довольно много знаний о природе чувств, действий, ощущений и пр. Человек, знающий свой тип, получает заветный «золотой ключик» к себе, своим возможностям и способностям, что делает соционику мощным практическим инструментом в коучинге, личном консультировании и индивидуальной работе над собой. В то же время многие диагносты сталкиваются с тем, что достаточно сложно сформировать полноценное представление у клиента о его типе. Связано это, прежде всего, с несовершенством ныне существующих типологических описаний. Практически все они ограничены с точки зрения тех или иных аспектов информации, и часто включают в себя элементы оценки типа, не всегда позитивной, и могут быть восприняты болезненно, в крайних случаях даже привести к кризису самоидентификации. В рамках данной статьи мы решили предложить свой инструмент презентации соционического типа и трансляции его признаков. Мы исходим из мысли о том, что самоидентификация человека происходит посредством языка и внутри языка: «Бытие мира есть бытие языковое» [1]. Важнейшим источником развития человека всегда был язык, в особенности язык художественной литературы, которая помогала жить, давала ценные советы, поддерживала в сложную минуту, заставляла задуматься о вечном. В данном разрезе художественную литературу можно рассматривать как библиотеку с ценными жизненными уроками, которые могут быть успешно использованы и в соционике. Нам бы хотелось остановиться лишь на одном жанре словесного творчества и возможностях его применения в соционике – афоризме. Афоризм – устойчивое выражение, кратко, обобщенно, в отточенной форме выражающее умную мысль. Афоризмом называют в первую очередь авторские сентенции [4]. Несмотря на свою немногословность, афоризм вмещает в себя огромное количество жизненного опыта: в сложных ситуациях 2-3 слова могут помочь человеку вернуться к полноценной жизни, дать надежду и указать путь. Поэтому афоризмы можно рассматривать в качестве средства словесной терапии. Для наблюдений мы взяли высказывания людей, тождественных нам по типу, так как отношения тождества благоприятны для обучения: когда один передает, а другой усваивает знания и опыт в определенной сфере [2]. Это одни из тех отношений, в которых возникает наилучшее взаимопонимание, поскольку у коммуникаторов совпадают как сильные, так и слабые функции. Подготовлена небольшая библиотека афоризмов для трех типов: После каждого набора цитат приведены отзывы читателей и составителей картотеки, демонстрирующие возможности ее применения.
***Когда подбираем цитаты тождественных типов, первое, что приковывает внимание и находит внутренний отклик – информация по болевой функции. Особенно ярко это проявляется в творчестве женщин – «плачет и кровоточит» болевая этика отношений. И в стихах Беллы Ахмадулиной, и в некоторых высказываниях Ренаты Литвиновой и, конечно же, в пронзительном творчестве Любови Захарченко. Страдание становится понятным сразу и мгновенно, и как бы становится общим. И в то же время виден выход через диагональный императив [6] (болевая – творческая): «Если ты не любишь никого, ты как бы бессмыслен» (Р. Литвинова). Вдохновляют, расширяют границы собственного сознания и добавляют уверенности высказывания Альберта Эйнштейна. Так значит, это нормально – задавать вопросы и выдвигать неожиданные и «безумные» идеи. И великие умы стали великими, в том числе, благодаря тому, что не ограничивали собственные возможности и широту взгляда. В процессе поиска цитат для картотеки очень немного встретилось высказываний с суггестивной и референой функций тождественных ТИМов, так как функции эти бессознательные, слабые и говорят мало. А если уж (ИЛЭ)и пишет с референтной этики эмоций, то заметна некоторая детскость суждений, особенно это видно, если сравнивать с высказываниями с творческой этики эмоций дуального ТИМа – Сенсорика ощущений и вовсе звучит по-детски – хочется, казалось, бы Ренате Литвиновой провести время у камина в кресле качалке, «…И тут БАЦ. Выясняется, что у тебя нет ни камина, ни кофе, ни кресла-качалки» – очень понятные ощущения автора и такая детская обида, которая им сопутствует. Что касается ограничительной инутиции времени – каждая фраза звучит сильно, емко, глубоко – тождественно. И есть иллюстрация, как можно уменьшить давление ограничительной функции – найти выход через диагональный императив [6] (ограничительная – суггестивная): «Время, потерянное с удовольствием не считается потерянным» Дж. Леннон. И, наконец, реализующая функция «… Я просто работал» Дж. Леннона и «…Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться» А. Эйнштейна – хорошая подсказка для ТИМа – Екатерина Демчук
***Во время поиска, составления библиотеки и первого прочтения возникало ощущение, что прикасаешься к чему-то важному. На некоторые цитаты, хотелось вскрикнуть: «А, вот же почему, вот оно как у меня все…». Было интересно наблюдать, как успешные люди, сходного с тобой типа, определяли себя, в каких областях давали свою экспертную оценку, как говорили о своих недостатках. Возникало желание примерить некоторые слова на себя. Для меня стала открытием работа творческой функции: эмоции как способ защиты у А. Макаревича и М. Жванецкого, эмоции как цель у П. Маккартни. Мудрые советы по функциям СУПЕРЭГО также были достаточно точные, некоторые до недавнего времени осознавались интуитивно. Вообще после прочтения стала более понятна и приятна природа своего типа: что есть сильного в нем, а о чем необходимо заботиться. Медведева Ирина
***В поисках афоризмов по семантике функций я то улыбался, то становился задумчив, то напрягался. Сила, заключённая в короткой фразе, наполняла и задействовала, активировала весь механизм. Скажу честно, афоризмы великих людей разных типов по-своему хороши и неповторимы, но своего (тождественного) типа ближе и роднее – отзывается: – «О, я бы тоже так сказал!» – или – «Да, это так!» При этом, как меняется мир, когда смотришь другими глазами, через авторов других типов высказывающихся на те же темы и задействующих те же функции – совсем другие ощущения. Возможно, при глубоком анализе, проявятся интертипные отношения и что-то ещё. Если уловить первое впечатление в теле, помимо восторга от глубины и широты мысли, то по сильным, осознанным функциям Когда читаю Есть огромное желание самому создать афоризм, хотя, скорее не афоризм, а именно стать великим – «Они смогли и я смогу!». Хочется дерзнуть облечь мысли в форму слов, достойную встать в один ряд или превзойти признанное временем. Ведь растёт плотность информационного поля, и мы обретаем возможность достичь новых высот на основе синтеза уже имеющегося материала (афоризмы действительно мотивируют).
В заключение хочется сказать, что всё это сделано «для себя» (это инструмент для индивидуальной работы) ведь помимо модели есть её объём и наполнение каждой отдельно взятой функции. Например, если Вы не видите семантики сильной функции, и при попытке заполнить аналогичную таблицу самостоятельно остаются пустая или пустые ячейки в ЭГО или ИДе – возможно Вам стоит поработать над ними или расширить круг авторов, ведь никто не совершенен, а сильные функции затем и даны, чтобы творить. И именно они во многом определяют успешность человека или его неуспешность, так как достичь чего-то великого по слабой функции заметно сложнее, чем по сильной. Косенко МихаилВыводыИстория дает нам уникальный шанс использовать опыт великих, талантливых, неординарных людей, почерпнуть крупицу мудрости и принять во внимание чужой опыт. А соционика дает еще один путь к самопознанию и самопониманию, позволяет понаблюдать, опираясь на какие функции, человек живет, рассуждает, творит – и как складывалась судьба актера, писателя, режиссера, к чьему творчеству мы обращаемся. Помогает увидеть и принять нам свои слабые стороны и более полно и продуктивно опираться на сильные, дает шанс не повторить чужих ошибок, обойти трудные моменты и совершать свой путь осознанно, а не двигаясь по течению. Кто, как ни мы сами, в ответе за собственное будущее, успех и яркость жизненного пути.
Литература1.Гадамер Х.-Г.. Истина и метод: Основы филос. Герменевтики / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988.– 704 с.2.Гуленко В.В. Гуманитарная соционика / В.В. Гуленко. – М.: Черная белка, 2009. – 344 с. 3.Конрад Н. И. Запад и Восток / Н. И. Конрад. М., 1972. С. 429-430 с. 4.Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов / Т.В. Матвеева. – Ростов н/Д: 2010. – 562 с. 5.Прокофьева Т.Н., Кузьмина М. Об интертипных отношениях / Т.Н. Прокофьева, М. Кузьмина / http://www.socionics.ru/relationships/2010-03-22-10-37-43 6.Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г., Исаев Ю.В.. Диагональные императивы // Соционика, ментология и психология личности. – 2012. – N 1. 7.Прокофьева Т.Н. Об аспектах и функциях в соционике. //Психология и соционика межличностных отношений. – 2004. – N 1. 8.Прокофьева Т.Н. Развитие личности и соционические функции. //Соционика, ментология и психология личности. – 2004. – N 1, //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2009. – N 6 9.Прокофьева Т.Н. Семантика аспектов. //Психология и соционика межличностных отношений. – 2004. – N 2 10.Прокофьева Т.Н. Методика диагностики типов информационного метаболизма. //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2004. – N 2
Сведения об авторахМедведева Ирина Александровна – аспирант кафедры «Теории языка» ЧелГу, менеджер в региональном отделе ООО РА «Алькасар». Сфера научных интересов: лингвистика, психология, , реклама, соционика – диагностика, консультирование, тренинги, лингвосоционика. Вдохновляют люди, поэзия. Прошла полный курс бакалавриата соционики «ТИМ-building®» в НИИ Соционики. Демчук Екатерина Анатольевна – выпускница физического факультета УрГУ, кафедра теоретической физики.Интересы: психология, соционика, диагностика проблем в отношениях на базе соционики, определение социотипа у ребенка. Развитие детей с учетом ТИМ, соционика и теория уровней Я. Фельдмана. Раннее развитие детей. Музыка, Литература.Прошла полный курс бакалавриата соционики «ТИМ-building®» в НИИ Соционики, а также мастер-класс «Развитие личности и соционические функции». Косенко Михаил Алексеевич – окончил ГОУ МГИУ по специальности менеджер по управлению персоналом. ООО АрхМедСтрой – менеджер по продажам (поиск клиентов, заключение договоров). Интересы в соционике: интертипные отношения, развитие личности, общество, ТИМы. Планы – создать кадровое агентство. Люблю учиться, создавать интригу, договариваться и задавать вопросы.Прошел полный курс бакалавриата соционики «ТИМ-building®» в НИИ Соционики, а также мастер-класс «Развитие личности и соционические функции». Demchuk E.A., Kosenko M.A., Medvedeva I.A.Therapy with wordsThe article aphorisms of famous people are considered as a tool for self-discovery, self-motivation and self-development. Authors by observing their reactions to quote of the peoples, belonging to their type, concluded that the reading of such statements may help considerably in the individual self-improvement. Keywords: aphorism, model A, therapy, self-knowledge, identity contact. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновлено 14.02.2024 23:26 Прочитано : 13734 раз(а) |