Проявление признака «иррациональность» в почерке «Габена» Печать

Серебряков С.А.

Проявление признака «иррациональность» в почерке «Габена»

handwriting

 

Статья раскрывает взаимосвязь соционики и графологии на примере одного из методов определения признака «рациональность – иррациональность» в почерке. Для исследования взяты тексты 3х девушек 26-28 лет, все (СЛИ), иррационалы. Подробно рассмотрены все графологические нюансы их почерков, соотнесены особенности психики девушек с соционикой, в ключе признака рациональность – ирациональность.

Ключевые слова: рациональность, иррациональность, графология, соционика, анализ почерка, «Габен», тип информационного метаболизма.

Введение

Каждый из людей, как известно, невероятно сложен, неповторим, уникален. Его бывает непросто охарактеризовать как ярко выраженного рационала или иррационала. Существует много нюансов поведения, различных вариаций и комбинаций поступков, что сильно искажает результат исследования. Очень многие вещи путают и вносят неразбериху: маски, личные качества, жизненный опыт, привычки, физическое и психическое состояние, образование, культурные особенности, психологические проблемы, идущие из детства. Эти особенности хорошо проявляются в почерке: доказано, что почерк человека невозможно подделать, он уникален, единственен и неповторим, как и его обладатель. Данная статья посвящена одному из методов определения рациональности/иррациональности в почерке.

Соционические рациональность/иррациональность

К.Г. Юнг разделял психологические типы на 2 класса: рациональные (мыслительные и чувствующие) и иррациональные (интуитивные и ощущающие).

Рациональность и иррациональность – классы функций, означающие опору на принятие решений или на непосредственное восприятие. Согласно Юнгу, одни люди опираются на принятое решение, а другие на непосредственное восприятие.

Иррациональность

Рациональность

1. Непосредственное восприятие, собственные ощущения

2. Поведение по ситуации

3. Гибкая реакция на изменения, внимание к собственным ощущениям

4. Специалисты по выходу из ситуации

5. Много целей

6. Один метод достижения

7. Предпочитают достигать целей «заодно, по пути»

1. Устоявшиеся нормы и традиции

2. Действовать согласно принятому решению

3. Последовательность, методичность, жесткое соблюдение принятого решения

4. Специалисты по входу в ситуацию

5. Иерархия целей

6. Много методов

7. Настойчивость в достижении целей и удержание запланированной линии пути

Рационалы стремятся жить с принятым решением и иметь твердое мнение. Они не склонны его менять, обычно имеют твердую позицию. Если обстоятельства меняются, необходимо время, чтоб к ним привыкнуть, освоиться, перестроить планы, принять новое решение. Ведь для них главное – жить с принятым решением, логическим или этическим, а какое это решение – это другой вопрос. В типологии Майерс-Бриггс их называют судящими или рассуждающими. Внешне они выглядят более угловато, осанка прямая. Жизнь рационала более ровная, планомерная, без ярко выраженных «крутых поворотов».

Иррационалы ориентированы на непосредственное восприятие, свой взгляд на мир, стремятся увидеть новые возможности, уловить свои ощущения. Если ситуация меняется, иррационалы реагируют быстрее, чем рационалы, так как в большей степени открыты для восприятия нового. В типологии Майерс-Бриггс их называют воспринимающими. Даже внешний облик иррационалов более гибкий, они как бы «перетекают» из одной позы в другую, нет четких изломов в плечах, теле, все равномерно переходит одно в другое. Жизнь иррационала полна взлетов и падений, более импульсивна, резче меняется.

Иррационалом в соционике является такой тип, в структуре которого базовую позицию занимает одна функция из пары сенсорика – интуиция. Рационалом же будет тот тип, в структуре которого базовая функция из пары логика – этика.

Понятия иррациональности и рациональности связаны с тем, что четыре соционические функции (интуиция, сенсорика, этика, логика) разделяются на две дихотомии. Так, интуиция и сенсорика – функции иррациональные, отвечающие за восприятие реальности. А логика и этика – функции рациональные, отвечающие за переработку воспринятого.

Иррациональные типы (а именно, «Дон Кихот», «Дюма», «Жуков», «Есенин», «Бальзак», «Наполеон», «Габен», «Гексли») ориентированы в первую очередь на то, что они воспринимают. Можно сказать, что в некотором роде у них лучше налажен непосредственный контакт с реальностью, нежели у рационалов. С иррационалом сложно о чем-то заранее договариваться, принудить его к планированию, расписыванию деятельности по этапам. Иррационалы легче отвлекаются и легче меняют намеченный курс при изменении обстоятельств. Можно сказать, что они более легки на подъем, чем рационалы.

Рациональные типы (к ним относятся «Робеспьер», «Гюго», «Максим», «Гамлет», «Джек», «Драйзер», «Штирлиц», «Достоевский») ориентированы в первую очередь на то, чтобы осмыслить, что они воспринимают. Им важнее определиться со своим отношением к воспринятым фактам, установить их место в системе других фактов и т.д. Рационала сложнее сдвинуть с намеченного пути, для него внезапный срыв плана может стать катастрофой, которая на время вообще выбьет его из колеи. Рационалы больше нуждаются в том, чтобы планировать свою деятельность, понимать, что происходит, видеть конечную цель, ради которой осуществляются действия.

Графологические особенности и психические черты

Личностные качества напрямую связаны с движениями руки при письме. Линия письма течет по бумаге, высвечивая процессы, происходящие в психике. Опыты свидетельствуют, что пишет не рука, а мозг с помощью руки. Почерк считается письмом мозга. Неврологические исследования показали, что нейромускульные движения коррелируют с определенными чертами индивидуальности. Каждая отдельная черта характера представлена некоторым неврологическим мозговым шаблоном. Каждый мозговой шаблон производит уникальное нейромускульное движение, которое принадлежит человеку, обладающему данной специфической индивидуальной чертой. При письме эти крошечные движения происходят подсознательно.

Графология оценивает почерк с целью определения черт характера, а также склонностей и предрасположенностей человека к тем или иным поступкам. Почерк, точно так же как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом последовательности индивидуальных движений, он может рассказать о привычках, чувствах и мыслях человека в тот момент, когда он взял ручку и что-либо написал. Почерк показывает истинную индивидуальность, включая эмоциональные проблемы, страхи, честность, защитные реакции и другие черты индивидуальности.

Характеристики почерка

1

Размер букв (измеряется по овалам буквы «о»)

Большой >3мм

1 крупный 4-6 мм

2 очень большой 5 -7 мм

Маленький <3мм

1 крошечный + быстрая скорость + текучесть + широкие буквы

2 аккуратный + медленная скорость + нет текучести + узкие буквы

2

Нажим

Сильный

Человек сильно давит на бумагу ручкой

Слабый

Слабо давит ручкой на бумагу

3

Наклон

Правый/левый/ прямой

0-35 град. - висящий наклон, 35-55 - умеренно правый, 56-80 - правый, 95-80 - вертикальный, 120-96 - левый наклон.

4

Почерк

Широкий/узкий

Берем 20-30 овалов. Для каждого вычисляем отношение ширины к высоте. Высчитываем усредненную величину. Если она от 0.51 и выше, то почерк широкий. Если от 0 до 0.50, то узкий.

5

Строки

Опускающиеся/поднимающиеся/прямые

6

Расстояние между строками и словами

Большое/нормальное/ маленькое/

3-4 размера средней зоны, больше-меньше есть большое или маленькое расстояние

7

Расстояние между буквами

Большое/нормальное/ маленькое/

1 мера ширины буквы – норма, больше-меньше есть большое или маленькое расстояние

8

Расстояние между словами

Большое/нормальное/ маленькое/

4 меры ширины буквы, больше-меньше есть большое или маленькое расстояние

9

Поля

Широкие/ петляющие/узкие/отсутствующие

Поля норма: левое 2 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 3 см.

Считается, что поля отсутствуют, если штрихи букв касаются края листа.

10

Прерывистость/ непрерывность

Слитный

Сплошная связь в соединениях между буквами в слове

Раздельный

Есть пробелы в соединениях между буквами

в слове

11

Однородность/ неоднородность

Дифференцированный

Резко меняются расстояния в слове, строках, буквах, скорости, раздельности и т. д.

Однородный

Нет резких контрастов в расстояниях между словами, строками, буквами, скорости, слитности и т. д.

12

Организация

Продуктивная

Нормы слов, строк, абзацев, букв, прямой наклон строки

Хаотичная

Беспорядочная изменчивость в расстояниях слов, строк, букв, изменчивый наклон строки

13

Скорость

Быстрая

импульсивно быстрый, умеренно-быстрый, здоровый быстрый почерк, неопределенный, слабо быстрый почерк

Медленная

чрезмерно медленный или статичный, умеренно медленный, здоровый медленный, неопределенно–медленный, слабо медленный почерк

16

Изменение размера букв с верхней части по нижнюю – ее высота одна и та же или меняется

 

а) методически изменчивый

1. Непрерывная изменчивость высоты букв на протяжении текста.

2. Изменение размера ритмическое, гладкое и постепенное.

3. Диапазон изменений размера в пределах 50% от средней высоты букв.

б) беспорядочно шероховатый

1. беспорядочность и неритмичность письма

2. изменчивость размера букв, шероховатость слов, строчек

в) ровность

1. размер средней зоны букв постоянныйво всех частях текста.

2. наклон букв в образце однородный с высокой точностью.

17

Как рука выводит буквы: скованно или расслабленно в письме

Текучесть (релиз)

1. легкое и естественное движение

2. графическая слитность письма

3. отсутствие любых задержек (стесненности, жесткости, колебаний, «правильности», искусственности).

Скованность (контроль)

1. пробелы в буквах и словах.

2. внезапные скованные штрихи (остановки пера, уголки и дрожания).

3. раздробленность и фрагментация линий.

4. искривления и судороги на линии (в той же букве).

18

Почерк более статичен или динамичен

активность

1. быстрая скорость

2. текучий почерк

3. продуктивная организация

пассивность

1. медленный почерк

2. скованный почерк

3. непродуктивная организация

19

Почерк скорее более оригинальный или стандартный

ведущий

1. крупный размер

2. релиз

3. углообразная форма письма

ведомый

1. мелкий размер

2. контроль

3. дугообразная форма письма

Примеры для наглядности (синтез)

Для исследования были взяты тексты 3х девушек 26-28 лет, все СЛИ («Габены»), иррационалы. Рассмотрены графологические нюансы их почерков, потом соотнесены особенности психики девушек с соционикой в ключе рациональности-ирациональности.

Курсивом помечены иррациональные (переменчивые) характеристики в почерке, иррациональность в данном случае отражается в большем непостоянстве и множестве изменчивых признаков письма. Почерк будет неоднородным. В то время как рационалы более склонны следовать принятому решению, и в их почерке будет больше постоянных и неизменных признаков, он будет более однородным.

1

Рис.1. Мария Г.

Описание почерка: регрессирующие линии (окончания вниз), кривые линии, прямой наклон с переменой к правому – переменчивость, низкие буквы, непрерывное письмо, тупой штрих, медленный почерк, контроль, ведомый, сильный нажим – сильная изменчивость (частотная в 1 слове в буквах), строка ровная, расстояние между словами – норма, расстояние между буквами норма, ширина букв – норма – изменчивое к узкому.

 

.2

Рис.2. Мария С.

Описание почерка: медленная скорость, контроль, размер букв средний, форма букв: угол 30%, дуга 70%, строка падает, петляющие левое поле норма, петляющие правое поле норма, верхнее поле широкое, расстояние слов большое и переменчивое, расстояние строк большое переменчивое, расстояние между буквами узкое, ширина букв узкая, изменчивость почерка системная, шероховатость 50%+, ровность 50%, нажим средний от буквы к букве меняется, упрощение букв, пассивность, ведомость, средняя связность букв.

 3

Рис.3. Мария П.

Описание почерка: размер букв от среднего до большого, беспорядочная изменчивость, нажим слабый изменчивый, ширина букв – широкая, расстояние букв переменчивое от узкого до среднего, наклон изменчивый, округлость букв, расстояние между словами изменчиво от малого до большого, модель письма крючковидная с округлой, зоны все (низ, верх, середина) букв переменчивые, релиз большой, раздельность между буквами.

 

Заключение

Как видно из этих трех примеров, у иррационалов типа «Габен» параметры почерка достаточно гибко изменяются даже в пределах небольшого фрагмента рукописного текста.

Говоря о рациональности и иррациональности, нужно понимать, что чистых типов не бывает, и в одном человеке присутствуют разные полюса одного и того же признака. Продвигаясь от общего к частному при анализе почерка, мы сможем более детально взвесить, чего больше: рациональности и иррациональности.

Соционика и графология могут дополнить друг друга в исследовании психики человека.

 

Литература

1.Аугустинавичюте А. «О дуальной природе человека» // Соционика, ментология и психология личности» 1996. № 1–3.

2.Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: «Гном-пресс», 1999.

3.Митрохина А.Л. Общая соционика. – М.: «Доброе слово»: «Чёрная белка», 2010.

4.Сибирская С. Сайт «Графология АзБука почерка» // http://grafol.ru


Обновлено 24.08.2021 14:10 Прочитано : 3317 раз(а)