Есенин – поэт и «Есенин» – ТИМ PDF Печать E-mail

Розова М.Ю.

 

Цель данной работы разобраться, соответствует ли прототип Сергея Есенина типу информационного метаболизма «Есенин» в соционике. Путем анализа стихотворений и писем С.А. Есенина по 12 признакам Аугустинавичюте-Рейнина, 5 малым группам и по всем 8 функциям модели А сделан вывод о его принадлежности к ТИМу Интуитивно-этический интроверт.

Ключевые слова: соционика, тип информационного метаболизма, диагностика по текстам, признаки Аугустинавичюте-Рейнина, малые группы, модель А.

На примере нижеприведенного стихотворения я попыталась применить знания, полученные в НИИ Соционики, где я обучалась в течение 2008- 2009 г.г. по программе бакалавриата соционики. О том, как это получилось, и чему меня научили, решать и судить Вам.

Я обманывать себя не стану

Залегла забота в сердце мглистом

От чего прослыл я шарлатаном?

От чего прослыл я скандалистом?

Не злодей я и не грабил лесом,

Не стрелял несчастных по темницам.

Я всего лишь уличный повеса,

Улыбающийся встречным лицам.

Я Московский озорной гуляка

По всему Тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу,

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверю лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин –

В глупой страсти сердце жить не в силе, –

В нем удобней грусть свою уменьшив,

Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею,

Я иному покорился царству.

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.

Прояснилась омуть в сердце мглистом.

От того прослыл я шарлатаном,

От того прослыл я скандалистом.

 

Музыкальная пауза

 

Интроверсия – Экстраверсия

Поэт, написавший эти стихи, скорее интроверт. Он ведет повествование от своего лица, от себя, в тексте очень часто встречается местоимение «Я»:

Я обманывать себя не стану ...

Не злодей я ...

Я всего лишь ...

Я хожу в цилиндре ...

Я иному покорился ...

Я дружбы не имею ...

 

Я готов отдать ...

Я Московский ...

И теперь уж я болеть ...

...я шарлатаном

...я скандалистом

 

В тексте ярко выражена ориентация на свой внутренний мир:

Я всего лишь...

 

В глупой страсти сердце жить не в силе– ...

… грусть свою уменьшив, ...

 

Для автора в данном произведении отношения первичны, объекты – вторичны:

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне на встречу.

 

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверю лечит.

Средь людей я дружбы не имею, ...

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать мой лучший галстук ...

 

Здесь также видно, что у автора в ценностях субъективные отношения, и его поведение определяется собственными установками, субъективными ощущениями.

 

Логика – Этика

Автор больше этик, чем логик. Он хорошо и ясно видит и понимает как свои, так и чужие чувства и эмоции, легко ориентируется в них:

...залегла забота в сердце ....

...для зверей приятель я хороший,

каждый стих мой душу зверю лечит...

 

...в глупой страсти сердце жить не в силе...

...прояснилась омуть в сердце мглистом...

 

Автор четко знает, что такое хорошо и что такое плохо, адекватно оценивает себя:

...не злодей я и не грабил лесом,-

не стрелял несчастных по темницам...

 

 

 

Интуиция – Сенсорика

В тексте видно развитие процессов, автор стремится проанализировать и осмыслить происходящее, прогнозирует последствия от сделанного.

...забота в сердце мглистом...

...в глупой страсти сердце жить не в силе...

 

 

В написанных строках отчетливо виден полет фантазии и абстрактный характер написания:

...золото овса давать кобыле...

 

 

Учитывая вышеизложенное можно предположить, что автор интуит.

 

Установка на вид деятельности

Автор гениальный, всемирно известный поэт. Ярко выраженный, возвышенный, мечтательный, он – эмоционально переживающая личность. Поэтому можно предположить, что он принадлежит к группе «Коммуникаторы» или «Гуманитарии».

 

Аристократия – Демократия

Не совсем уверена, но мне кажется, что автора можно отнести к группе «Аристократы», т.к. он отделяет себя от группы лиц, занимающихся не свойственным ему делом, которое он не приемлет и выделяет себя в отдельную от них группу:

...не злодей я и не грабил лесом,

не стрелял несчастных по темницам

 

я всего лишь уличный повеса

улыбающийся встречным лицам.

 

Наиболее яркие примеры признака «Аристократия» будут приведены ниже в письмах автора к А. Дункан и к Н.А. Клюеву.

 

Уступчивые – Упрямые

Автора можно отнести к группе «Уступчивые», т.к. в тексте мы видим, как охотно он помогает окружающим, отдает свое:

...золото овса давать кобыле...

 

...каждому здесь кобелю на шею

я готов отдать мой лучший галстук.

 

Ради справедливости надо отметить, что употребленное автором слово «ОТДАТЬ» в большей степени подходит для «Упрямых», но, учитывая, что это стихотворение, а написавший говорит: «готов отдать», все-таки сделаем предположение, что автор скорее относится к группе «Уступчивые».

 

Стиль общения

По стилю общения автора можно отнести к группе «Душевные», т.к. он передает свое отношение к объектам, общение происходит как обмен знаками душевной привязанности и косвенными сигналами, сообщающими о его отношении к ним. Так же автор сообщает о своем отношении к получаемой информации и о своем видении по данному вопросу.

 

Рациональность – Иррациональность

Автор больше иррационал, чем рационал, т.к. ориентирован на непосредственное восприятие, на свой взгляд на мир – стремится уловить свои ощущения. Быстро реагирует на меняющуюся ситуацию. В тексте видно, что автором движет сила впечатлений, ощущений, возможностей. Он легко переключается с одной темы на другую, исключая одни, и включая другие темы, часто отвлекается на ассоциации.

 

Статика – Динамика

В тексте автор ярко передает настроение, эмоции, мотивации, энтузиазм. Читая эти строки, ясно представляешь себе, как идет молодой, веселый, озорной гуляка по Московским улицам и переулкам, замечая все на своем пути и оказывая знаки внимания тем, кто ему симпатичен. В тексте много слов, связанных с явной динамикой объекта – логика действий, с неявной динамикой объекта – этика эмоций и с явной динамикой отношений – сенсорика ощущений.

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что автор текста скорее «Динамик», чем «Статик».

 

«Стиль жизни»

Анализируя данное произведение с точки зрения малой группы «Стили жизни» или «Масти» мы явно читаем веселый, праздничный настрой героя:

...Я всего лишь уличный повеса,

улыбающийся встречным лицам...

 

...Я Московский озорной гуляка...

 

Нет сомнений, что эти строки писал человек, принадлежащий к масти «Кубки».

 

Конструктивизм - Эмотивизм

По тексту видно, что у героя в контактном блоке – этика, а в инертном – логика, а так же видно, что у него легко может вызвать симпатию каждый встречный:

...Улыбающийся встречным лицам..

 

...Каждая задрипанная лошадь

головой кивает мне навстречу...

 

Из этого я делаю вывод, что автор скорее «Эмотивист».

 

Группа Восприятия

Судя по скорости переключения автора с одного вида деятельности на другой можно предположить, что он относится к группе «Восприимчивые». Он легко и быстро переключается с темы на тему, с одного действия на другое. Быстро реагирует на сигналы, поступающие как извне, так и из внутреннего мира, и реагирует на эти сигналы без видимых сложностей. Чутко относится к «подсказкам», предчувствиям, легко ориентируется по ситуации и гибко меняет тактику по обстоятельствам. Его герой с «летящей, легкой походкой», в речи много образов и ассоциаций.

 

Тактика – стратегия

Из выше перечисленного, также можно предположить, что автор «Тактик».

Веселые – Серьезные

Автора текста можно отнести к группе «Веселых», т.к. в ценностях у него этика эмоций. Также в ценностях у него логика отношений: он стремится понять свое состояние, разобраться в нем, сделать собственные выводы. Этот признак еще носит название «Субъективизм».

 

Функции Модели А

Так же можно предположить, что этика эмоций находится у автора в сильных, осознанных функциях ментального кольца – это первая или вторая функция в Модели А. Эта функция сильная и осознанная, представляет собой зону уверенности.

 

Квестимность – Деклатимность

Необходимо отметить, что в начале произведения автор задает ряд вопросов, а в конце сам же на них отвечает, что можно было бы отнести к признаку «Деклатимность». Однако данное стихотворение больше похоже на самоисследование: автор ставит вопросы к себе и находит на них ответы – «Квестимность».

 

Позитивизм – Негативизм

Так же нельзя пройти мимо факта, что в тексте много частиц «НЕ»:

не стану

не в силе

не злодей

не имею

 

не грабил

не стану

не стрелял

не для женщин

 

Произведение начинается «за упокой», а заканчивается «за здравие», что говорит нам о том, что в данном случае в тексте мы встретили признак негативизма. Однако этот признак был полностью опровергнут в других произведениях, которые будут приведены ниже. Что же касается этого стихотворения, возможно в момент написания у автора было тяжелое эмоциональное состояние, о чем и говорит данное стихотворение. Разобрав ряд других стихотворений того же автора мы увидим, что в большей части текстов ярко выражен признак «Позитивизм».

 

Итак, проанализировав все выше изложенное, сгруппировав все выявленные признаки, обнаруженные в тексте, а именно:

Признаки Рейнина

Малые группы

Функции модели А

интроверсия

иррационал

интуиция

динамика

аристократия

эмотивизм

восприимчивый

веселый

уступчивость

тактика

квестимность

установка на вид деятельности:
«Гуманитарий», «Коммуникатор»

Стиль общения:
«Душевный»

«Стили жизни»:
«Кубки»

Группа Восприятия:
«Восприимчивый»

 

этика эмоций в ЭГО

, ; - ; / - в ментальном кольце

 

можно предположить, что стихотворение «Я Московский озорной гуляка» написано человеком с ТИМом Интуитивно-этический интроверт, *-(ИЭИ), «Есенин», что не может не радовать т.к. автор стихотворения С.А. Есенин.

В данной работе мною была поставлена цель постараться увидеть и определить максимально возможное количество признаков из одного стихотворения, но т.к. ряд признаков был не явным или просто отсутствовал (либо я их не увидела), рассмотрим другие произведения и переписку с современниками этого же автора.

В подтверждение признака «Аристократия-Демократия» хочется привести выдержку из писем С. Есенина:

29 августа 1923г. Письмо А. Дункан (Т.6, Стр. 158, М.: Наука, Голос)

Дорогая Изадора! ... Был у Троцкого. Он отнесся ко мне изумительно. Благодаря его статусу и его помощи мне дают сейчас большие средства на издательство...

24 апреля 1915г. Письмо Клюеву Н.А. Петроград (Т.6, Стр. 66)

...не могу не писать Вам. Тем более тогда, когда у нас с Вами много общего. Я тоже крестьянин и пишу так же, как Вы...

В этих отрывках из писем, на мой взгляд, ярко выражен приоритет социальных достижений, оценка человека по положению в обществе и по принадлежности к социальной группе, что указывает на принадлежность автора к группе «Аристократия».

Из нижеследующих стихотворений разберем признак «Позитивизм-Негативизм»:

Оживило тепло,

Озарил меня свет.

Я забыл, что прошло

И чего во мне нет...

Чувства полны добра,

Сердце бьется сильней,

Оживи меня луч

Теплотою своей.

Я с любовью иду

На указанный путь,

И от мук и тревог

Не волнуется грудь.

1911г.

 

Капли жемчужные, капли прекрасные,

Как хороши вы в лучах золотых,

И как печальны вы, капли ненастные,

Осенью черной на окнах сырых.

Люди веселые в жизни забвения,

Как велики вы в глазах у других

И как вы жалки во мраке падения,

Нет утешенья вам в мире живых.

1912г.

 

 

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

 

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся – далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей

И не чужда тропинка склизкая.

1915г.

 

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила,

 

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре

1915г.

 

В этих и многих других стихотворениях С.А. Есенина видно, что автор в первую очередь видит, что объединяет мир вокруг него. Общая установка на то, что мир хорош. А это является характеристикой признака «Позитивизм».

 

У автора в ценностях интуиция времени, что говорит о его принадлежности к группе «Решительные». Люди этого типа легки и быстры «...в переулках каждая собака знает мою легкую походку...», внимательны к старшим «...ты жива еще моя старушка?...»

Солнца луч золотой

Бросил искру свою

И своей теплотой

Согрел душу мою

И надежда в груди

Затаилась моей

 

Что-то жду впереди

От грядущих я дней

Оживило тепло,

Озарил меня свет

Я забыл, что прошло

И чего во мне нет.

 

Объединив выявленные признаки: Решительные – Веселые – Аристократы делаем вывод о принадлежности автора ко 2-ой квадре.

 

 

Функции модели А у Интуитивно-этического интроверта

 

1 функция – Базовая – интуиция времени.

Это область экспертной оценки: время прошлое-будущее, способности людей, возможности событий, дел, догадки. ИЭИ романтичны, оптимистичны, верят в светлое будущее:

...Что-то жду впереди от грядущих я дней...

...Озарил меня свет. Я забыл, что прошло...

...Я с любовью иду на указанный путь...

 

...Люди веселые в жизни забвения,

Как велики вы в глазах у других

И как вы жалки во мраке падения,

Нет утешенья вам в мире живых.

 

 

...Вот за это веселье мути, отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте, попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все, за грехи мои тяжкие, за неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке. Под иконами умирать...

 

 

 

2 функция – Творческая – этика эмоций.

Область творчества ИЭИ – эмоции, энтузиазм, печаль, радость, романтизм, тревога, впечатление, настроение, восхищение.

...Капли жемчужные, капли прекрасные,

Как хороши вы в лучах золотых,

И как печальны вы, капли ненастные,

Осенью черной на окнах сырых

 

...Золотые далекие дали,

Все сжигает житейская мреть...

...И пахабничал я и скандалил.

Для того, чтобы ярче гореть

 

 

Солнца луч золотой

Бросил искру свою

И своей теплотой

Согрел душу мою.

 

И надежда в груди

Затаилась моей

Что-то жду впереди

От грядущих я дней.

 

 

3 функция – Ролевая – сенсорика ощущений.

ИЭИ – любят поговорить о еде, комфорте, удобствах. Сами элегантны, со вкусом одеваются.

Из воспоминаний Н.В. Крадиевской-Толстой. Берлин 1917г.

...на Есенине был смокинг, на затылке – цилиндр, в петлице – хризантема. И то, и другое, и третье выглядело на нем безупречно.

Из воспоминаний И.В. Грузилова:

«Впервые я увидел Сергея Есенина в 1918 году в Политехническом музее. Он мгновенно привлек мое внимание своей внешностью: бросились в глаза его костюм и волосы...».

Из письма С. Есенина М.В. Аверьянову 28 декабря 1916 г. Царское Село (С.90-91)

«Дорогой Михаил Васильевич! Положение мое скверное. Хожу отрепанный, голодный, как волк, а кругом всё подтягивают. Сапоги каши просят, требуют, чтоб был как зеркало, но совсем почти невозможно...».

Не всегда ИЭИ заботятся о себе:

Г.А. Бениславской. Баку 11 мая 1925г. Т.6. Письма-1999-С.212-214:

«Лежу в больнице. Верней, отдыхаю. Не так страшен черт, как его малютки. Только катар правого легкого. Через 5 дней выйду здоровым... Доктора пели на разный лад. Вплоть до скоротечной чахотки. Я не пьянствую. Я только раза три с досады за свое здоровье. Хорошее дело, чтоб у меня была чахотка. ....после выправки жизнь меняю.

 

4 функция – ТНС – логика действий.

Люди этого типа не любят решать вопрос «что делать?», по этим вопросам нуждаются в тактичной помощи и поддержке, им с трудом даются экономия и трезвые расчеты в делах. Не очень хорошо умеют обращаться с деньгами. Не любят когда им об этом говорят. Не всегда умеют оценить пользу дела.

А. Бениславской. 12 декабря 1924г. г. Батум (С.186-187)

...Перепечатайте эти стихи и сдайте куда хотите. Продавать мои книги можете не спрашивать меня. Надеюсь на Ваш вкус в составлении...

17 декабря 1924г. г. Батум (С.189-191)

...На столе у меня лежит черновик новой хорошей поэмы «Цветы». Прислать не могу, потому, что лень переписывать...

17 октября 1924г. Тифлис (С.179-180)

...Сижу в Тифлисе. Дожидаюсь денег из Баку. С книгами делайте, что хотите. Доверенность прилагаю. ...Мне важно, чтоб Вы собрали и подготовили к изданию мой том, так как я говорил с А.А.

Белинскому Е.Я. 14 августа 1924г. Константиново (С.172-173)

...Час моего финансового падения настал, и я обращаюсь к Вам с великой просьбой выслать мне из тех 184 рублей, что найдете возможным...

Богомильскому Д.К. август 1924г. (С.174)

...теперь дело в том, чтоб ты устроил печатание нашего журнала в кредит...

Головачеву С.Д. март 1921г. Москва (С.119)

Мне очень и очень нужны деньги, будьте добры подательнице сей записки дать 150000рублей.

Бениславской Г.А. 20 декабря 1924г. г. Батум (С.191-192)

...Посылаю Вам еще 2 (стихотворения). Отдайте все 4 в журнал «Звезда Востока». Просите 2р. за сточку. Не дадут, берите 1 руб. Черт с ними...

Берзинь А.А. 16 октября 1925г. Москва (С.225-226)

...Ты всегда была моим ангелом – хранителем. Устрой что – нибудь из тех мест, где это возможно. Половину жизни за 100 рублей. И целая поэма о гнусности денег.

 

5 функция – Суггестивная – волевая сенсорика.

ИЭИ ценят волевых сильных людей, сами же люди мягкие, уступчивые, гибкие, утонченные. Уважают авторитетных людей, которые могут выдать конкретные указания:

29 августа 1923г.Письмо А. Дункан (Т.6, Стр.158, М: Наука, Голос)

Дорогая Изадора! ... Был у Троцкого. Он отнесся ко мне изумительно. Благодаря его статусу и его помощи мне дают сейчас большие средства на издательство...

 

6 функция – Референтная – логика отношений.

ИЭИ благодарны тем, кто помогает понять правила, что, как и в какой последовательности делать:

17 октября 1924г. Тифлис. Г.А.Бениславской (С.179-180):

...Мне важно, чтоб Вы собрали и подготовили к изданию мой том, в точности, как я говорил с Анной Абрамовной, лирику отдельно и поэмы отдельно, Первым в поэмах «Пугачев», потом «36», потом «Страна негодяев» и под конец «Песнь». Мелкие же поэмы идут впереди всего...

 

7 функция – Ограничительная – интуиция возможностей.

ИЭИ хорошо чувствуют возможности людей, ситуаций, легко к ним приспосабливаются, обладая утонченностью восприятия мира. Эта функция видна на протяжении всего текста, приведенного выше.

 

8 функция – Реализующая – этика отношений.

Автор ярко проявляет свое отношение к людям и окружающему миру. Отношения с людьми он строит легко и свободно. Очень обаятельный, он легко выходит из сложных психологических ситуаций. Мягкий, тактичный человек. Чуткий и внимательный. Терпим к недостаткам других. Легко располагает людей к себе. Искусен в умении нравиться. С хорошими манерами. Открыто делится своими проблемами с окружающими, ищет понимания, сочувствия и поддержки.

Берзинь А.А. 21 октября 1924г. Тифлис (С.182-183)

...Очень я Вас ругаю за то, что Вы обидели отца. Право, он этого не заслужил. Хотя я и сам от него убегал в города и веси сей страны.. Но сердце его доброе и отзывчивое. Не мешало бы Вам помириться...

Январь 1923г. Брагинскому М.Л. (С.152-153)

...Дорогой мой! Ради Бога, простите меня и не думайте обо мне, что я хотел что-нибудь сделать плохое или оскорбить кого-нибудь...

 

Вот пожалуй и все, что я хотела рассказать о Есенине – поэте и «Есенине» – ТИМе.

 

Литература

  • Аугустинавичюте А. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. – М.: «АСТ», СПб.: « Terra Fantastica », 1998.
  • Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. «Соционика, ментология и психология личности» 1998г. №№ 1-6.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - М.: «Алмаз», 2005.
  • Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
  • Прокофьева Т.Н. Методика диагностики типов информационного метаболизма. «Соционика». Сборник докладов V московской научной конференции. 2001; // Менеджмент и кадры, № 2, 2004.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Профориентация и мотивация к деятельности. Учебно-практическое пособие. М., 2004, 64 с.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Признаки Рейнина. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  • Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. – М.: Наука; Голос, 1995-2002.
  • Иванов В.С. Переписка с М.Горьким. Из дневников и записных книжек. М., Советский писатель, 1969.

 

П.С.С. Т.6 – М: Наука: Голос, 1995-2002

П.С.С.: – М: Наука: Голос, 1999-2002г. Т. 6 Письма 1999.


Обновлено 14.07.2014 21:42 Прочитано : 11249 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 143 гостей онлайн
Просмотры материалов : 5561123