О соционической теории развития личности или почему мы недовольны жизнью? PDF Печать E-mail

Исаев Ю.В.


В данной статье рассказывается о соционической теории развития личности Т.Н. Прокофьевой. Главным образом о ее практическом значении, пользе для людей и открываемых ею перспективах.

Ключевые слова: развитие личности, соционика, психология, уровни развития, возрастные кризисы.


Начну с того, что мой глубокий интерес к соционике и работа в данной сфере начались как раз с того момента, когда я на одной из московских конференций услышал доклад Т.Н. Прокофьевой о ее теории, объединяющей в себе соционику А. Аугустинавичюте [1], теорию развития личности Э. Эриксона [2] и теорию уровней абстрактного интеллекта Я. Фельдмана [3]. В тот момент я еще не понимал всей ценности той идеи, которая высказывалась, но уже почуял в ней нечто стоящее.

На текущий момент мне удалось глубже узнать данную теорию и многократно опробовать ее на практике. Не скажу, что я в ней являюсь специалистом, скорее наоборот, с интересом ее изучаю, и перспективы, открывающиеся уже на данном этапе, заслуживают того, чтобы о них рассказать.


О теории


Если кратко охарактеризовать саму теорию, то в ее основе лежит компиляция множества психологических и типологических идей, как давно устоявшихся, так и совсем молодых. Можно представить себе это как трехмерный объект, о котором мы получаем представление, имея множество его двумерных проекций. Собственно, заслуга многих авторов, чьи идеи лежат в основе, как раз состоит в том, что они хорошо проработали и описали те самые проекции человеческой психики. Заслуга же Т.Н. Прокофьевой состоит в том, что эти кусочки головоломки были собраны воедино и в результате дали нам новое представление о таком сложном объекте, как человеческая психика, о новом видении закономерностей ее развития. Да, картинка все еще смазанная и умозрительная, поскольку мы пытаемся анализировать систему равную нам по сложности (что с физико-математической точки зрения является неразрешимой задачей), однако она стала гораздо более прозрачной и с ней можно работать, решая практические задачи.

Основными частями головоломки, как уже говорилось ранее, являются теории А. Аугустинавичюте, Я.А. Фельдмана и Э. Эриксона. Также многочисленные наблюдения и дальнейшие теоретические изыскания показывают, как на удивление лаконично в эту же мозаику укладываются теория основных форм страха Ф. Римана [4], теория уровней коммуникации В.В. Гуленко [5], концепция Э. Берна [6] и другие идеи, что позволяет нам предполагать, что удалось наткнуться если не на реальное, то на очень близкое к нему представление о механизме психического и интеллектуального развития человека.

Самой теории коснусь кратко, на уровне достаточном для рассмотрения в рамках данной статьи, поскольку о ней самой можно подробнее прочитать в статьях автора [7-12] и ее коллег [13,14].

В течении всего процесса своего существования человек развивается, проходит через кризисы и трудности, приобретает ценные качества, как «награды» за успешное прохождение испытаний, или страхи и комплексы, как «наказания» за провалы. На этот процесс влияют и внешние силы (родители, окружение, среда обитания, общественные нормы), и внутренние факторы (страхи, образ мыслей, гормональная активность). Данный процесс можно разделить на 8 основных этапов, что в свое время сделал Э. Эриксон [2]. Между каждыми двумя из этих стадий лежит кризис, провоцируемый возрастными гормональными взрывами в организме, «проверяющий» степень освоения текущей стадии и подталкивающий к переходу на следующую. Всего таких кризисов в жизни человека 7. К ним относятся в том числе и всем известные кризис переходного возраста (переход от «хорошего мальчика/хорошей девочки», играющих свои роли в обществе, к признанию своих не всегда одобряемых обществом, но вполне естественных физиологических инстинктов и потребностей) и кризис середины жизни (переход от обустройства своего физического существования и взращивания потомства к осмыслению своей жизни и постановке творческих, интеллектуальных, смелых и масштабных задач). На каждом этапе происходит так же освоение нового уровня сложности информации, которую человек учится обрабатывать, что хорошо описывает теория Я. Фельдмана [3]. Причем это может быть не только изменение уровня сложности информации, но и перенос внимания на иной аспект информации, некоторая смена интереса или повышение внимания к той или иной стороне действительности, о чем говорит соционика А. Аугустинавичюте, и, в частности, Модель А [8].

Если приводить иллюстрацию, то основная задача младенца первого года жизни – узнавание матери и готовность получить поддержку от нее, в то время как от 18-20 летнего человека требуется уже решать значительно более сложные задачи: самостоятельное взятие на себя ответственности за свои действия, самообеспечение и самостоятельный выбор своего жизненного пути. При этом у разных типов информационного метаболизма [1] прохождение одной и той же стадии может быть связано с разными аспектами реальности. Как, например, прохождение 6-ой стадии у Интуитивно-Логического Экстраверта связано с умением оказывать деловую поддержку близким, работоспособностью и целесообразностью действий. В то время как для Сенсорно-Этического Интроверта та же стадия связана с умением налаживать душевное общение, дипломатичностью и мягкостью во взаимодействии с людьми.

Естественно, не все эти кризисы проходят гладко и успешно. Причин тому может быть великое множество. На практике с завидной частотой встречаются уже взрослые люди, все еще живущие по принципу «хорошего мальчика/хорошей девочки», продолжающие выполнять лишь требования общества, не решаясь на проявления себя как личности, своей индивидуальности. Это свидетельствует о не пройденном кризисе переходного возраста. Реже встречаются те, кто отвергает общественные нормы и стремится к абсолютной индивидуализации, что тоже свидетельствует о не пройденном кризисе переходного возраста, но уже в другой его крайности.

Важным моментом здесь является то, что жизнь не стоит на месте, мы становимся старше и на пороге в свое время встает следующий гормональный взрыв и новый кризис, а не сданные ранее «экзамены» лишь усложняют сдачу новых. В итоге неразрешенные кризисы начинают накапливаться как снежный ком. А годам к 60 нас ждет последний кризис - «экзамен», от сдачи которого зависит, обретем ли мы мудрость, ощущение цельно прожитой жизни и готовность передать свой опыт успеха зарождающемуся поколению, или же нами овладеет чувство отчаяния за непонятно на что потраченное время, ощущение затянувшего болота проблем и невозможности что либо исправить по причине нехватки сил и времени. В итоге получаем либо мудрого старца, которого ценят и уважают, а его опыт перенимают с удовольствием и уважением, либо ворчливого старика, недовольного жизнью, ругающего молодое поколение и играющего на скамейке во дворе в игру по Э. Берну «Разве это не ужасно?».

В свою очередь, маленькие люди (дети), психологически и физиологически готовые воспринимать информацию о мире от умудренных жизнью старцев, получают либо подкрепление уверенности в интересе к жизни, либо перенимают чувство страха и отчаяния. Как высказался по этому поводу Э. Эриксон: «... здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.» [2, стр. 259].


О практической применимости


Если остановиться на описании данной модели человеческого развития и примерах ее проявления в жизни, то, особенно с учетом практически наблюдаемых ситуаций, мы получим лишь пессимистическую картину для довольно большого количества жителей Земли с замкнутым кругом безысходности и отчаяния. Наша жизнь сложна: перестройки, экономические кризисы, последствия стрессов… У живого человека всегда есть какие-то сложности в жизни. Однако сочетание множества идей и подходов, заложенных в теории Т.Н. Прокофьевой, позволяют за 2-3 часа психологической консультации выявить неразрешенные кризисы и выработать конкретные ходы по решению назревших задач развития.

За, пусть пока небольшой, трехлетний опыт работы с Т.Н. Прокофьевой я неоднократно наблюдал, как меняются в лучшую сторону люди, хотя бы частично разрешившие свои кризисные ситуации. Что наиболее удивительно, они даже внешне становятся красивее. В том, что наметить пути решения вполне реалистично за 2-3 часа консультации я также убедился на своем опыте. Другое дело, что после этих часов лежат месяцы, а в некоторых случаях и годы самостоятельной работы человека в выбранном направлении.

Конечно, решать в 30-40-летнем возрасте задачу, которая должна была быть решена 3-х летним малышом, - непросто и требует больших усилий, поэтому, по возможности, лучше «сдавать сессию» вовремя или хотя бы спохватываться как можно раньше, не запуская проблему, ведь чем мы старше, тем менее восприимчивы к необходимым переменам. Данное преставление о развитии человека позволяет помочь ему в этом. Ввиду молодости теории, полноценный эксперимент с рождением и воспитанием человека не проводился, зато производились наблюдения за разными люди разных возрастов с изучением их жизненного пути с раннего детства. И данные наблюдения показывают, что когда окружение ребенка (главным образом родители или заменяющие их лица) помогают и поддерживают во время кризисов, а не обостряют оные, то вырастает вполне уверенный в себе человек, во многом способный самостоятельно преодолевать дальнейшие испытания.

Также некоторые наблюдения позволяют сделать оригинальные предположения о реструктуризации общественного процесса по развитию детей (когда отдавать ребенка в детский сад, когда в школу). Текущая система накладывает внешние кризисы (например, отрыв ребенка от матери и помещение его в ясли, детский сад, школу) и на время прохождения ребенком внутренних психо-физиологических кризисов, что значительно усложняет их прохождение.

Еще одним интересным наблюдением является тот момент, что девочки развиваются несколько быстрее мальчиков. Сначала разница в прохождении кризисов небольшая, порядка 1 года в 6-7 летнем возрасте, позже она становится разительной. На групповой диагностике соционических типов 14-15-летних детей в гимназии, мы наблюдали четкое различие в поведении между мальчиками и девочками, причем настолько явное, что это бросилось в глаза, несмотря на то, что задачи в диагностики уровней развития детей не стояло. Девочки вели себя как уже взрослые сформировавшиеся девушки, а мальчики – как совсем еще дети. Если данное предположение верно, то оно может объяснить такой фактор поведения, как интерес девочек к более старшим молодым людям, и наоборот, ребят — к более молодым девушкам. Конечно, данные наблюдения нуждаются в экспериментальной проверке, и во многом тут играют роль индивидуальные особенности, как например на консультации был молодой человек, у которого кризис середины жизни был в 35 лет, в то время как обычно он бывает в 37-45 лет.

Возвращаясь же к доступной на данный момент практике, - ею главным образом является ощутимая помощь людям, заинтересованным в личностном росте и развитии. Диагностика проблемных участков в развитии, выявление причин и нахождение методов их разрешения. Особую роль в данном процессе играет соционика [1], поскольку позволяет определить тип информации, связанный с тем или иным этапом развития личности. Что в свою очередь позволяет как упростить задачу диагностики, так и существенно помочь в поиске ходов по исправлению ситуации, направления ближайшего развития.


Итог


Моей главной задачей являлось привлечение внимания к данной теории развития личности, поскольку, на мой взгляд, она является более чем достойной этого. Применение данной идеи и предлагаемых ею методов позволяет улучшить качество своей жизни, понять причины многих неврозов и избавиться от груза нерешенных задач, который многие из нас несут с раннего детства. Этот груз, в свою очередь, мешает нам наслаждаться жизнью и заставляет испытывать недовольство, суть которого не всегда осознана и понятна.


Список литературы

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. - М.: Черная Белка, 2008.
  2. Эриксон Э. Детство и общество. - Изд. 2-е, Спб.: ООО «Речь», 2002.
  3. Фельдман Я.А. Теория уровней и модель человека. - М.: Доброе слово: Черная белка, 2005.
  4. Риман Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  5. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика для руководителей. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2005.
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М. : Эксмо, 2009.
  7. Прокофьева Т.Н. Развитие личности и соционические функции. // Соционика, ментология и психология личности, N1, 2004.
  8. Прокофьева Т.Н. Уровни развития интеллекта и модель А. // http//:www.socionics.ru, 2006.
  9. Прокофьева Т.Н. Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А // Соционика, ментология и психология личности, N 1, 2002.
  10. Прокофьева Т.Н. Соционическая диагностика стадий развития личности. "Соционика". Сборник докладов VI московской научной конференции. 2002.
  11. Прокофьева Т.Н. Основные формы страхов и соционика. // http//:www.socionics.ru, 2003.
  12. Прокофьева Т.Н. Соционика и развитие личности. Учебно-практическое пособие. 56 с.
  13. Крылова О.В., Прокофьева Т.Н. О диагностике и решении некоторых психологических проблем. "Соционика". Сборник докладов VI московской научной конференции. 2002.
  14. Засед В.В. Соционический ключ к преодолению препятствий на пути к свободе личности.

Обновлено 09.11.2010 13:24 Прочитано : 11554 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 42 гостей онлайн
Просмотры материалов : 6348644