ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИОНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЛСЭ PDF Печать E-mail

Г.В. Костышева


Статья посвящена рассмотрению способов практического применения соционики при формировании успешной личности руководителя, для саморазвития и усовершенствования личностных качеств.

Соционика, саморазвитие

Вопросы самореализации, достижения цельности личности, понимания «кто я есть» начинают волновать людей в разные периоды их жизни. Возникли подобные вопросы и у меня. Некоторое время назад я пришла в НИИ Соционики с интересными установками, которым впоследствии суждено было претерпеть значительные изменения.

Во-первых, я считала, что есть люди, такие как я: успешные, деятельные, собранные, умеющие видеть процесс, с легкостью организующие выполнение любой задачи, – эдакие вечные батарейки... И все остальные, которым «не повезло» родиться такими, как я. Из этой установки следовало сугубо критическое отношение к миру вообще и к людям в частности.
Во-вторых, я как человек интересующийся, смотрела на людей творческих, креативных, эмоциональных. Глядя на них, я делала вывод, что мне не дано так видеть мир, и это моя зона роста, но осознанного понимания, что именно необходимо делать, не было.
В-третьих, отсутствие ощущения самореализации, понимание, что я не на своем месте в профессиональном плане, желание работать в творческих проектах – совершенно обесценивало успешность карьеры банковского руководителя. Меня часто посещали мысли о дауншифтинге на Гоа, кругосветном путешествии и прочие решения из разряда «бросить все и разом изменить свою жизнь».
В-четвертых, я слишком много размышляла о скоротечности жизни, о невозвратности времени, о старости и ее необратимости. Это печалило меня, и я никак не могла понять, почему другие люди, на порядок старше меня, так просто и философски относятся к этим вопросам.
Наконец, я не испытывала осознанности в понимании своего внутреннего мира, в своих сильных и слабых сторон и своих эмоциональных проявлений.


Первым и важным открытием для меня явились 16 ТИМов, как ЛОГИЧЕСКОЕ (не эзотерическое, религиозное и т.д.) объяснение аксиомы, что люди могут быть разными: не такими как я, другими и при этом имеющими право БЫТЬ. Началась большая внутренняя работа. Мне предстояло увидеть все свое окружение по-новому, принять качества людей, отличных от меня, как должное, как нечто не требующее доработки и изменения с целью усовершенствования и превращения человека в похожего на меня.

На рисунке 1 представлена Модель А логико-сенсорного экстраверта Деловая логикаБелая сенсорика(ЛСЭ, ESTJ, «Штирлиц»). Я являюсь представителем этого типа.

Модель А ЛСИ

Рис. 1. Модель А логико-сенсорного экстраверта

 

Признаковый подход


Логика-этика, интуиция-сенсорика

Первые мои инсайты касались моего логического склада ума, стремления все объяснить с точки зрения целесообразности, полезности, качества. Тут же стало ясно, что эмоциональный фон, так тонко чувствуемый моим окружением - не самая сильная сторона в моем мировосприятии. Я редко разбиралась во взаимоотношениях в коллективе, с друзьями и близкими людьми. Как правило, «рубила с плеча», действовала с точки зрения эффективности принятого решения, не задумываясь о последствиях, о душевных переживаниях любимых людей. Интересно было также осознать свою «сенсорную сущность». Сенсорные ощущения, умение замечать детали, внешняя красота, сила и власть всегда были моими неосознанными спутниками. Наконец, появилось понимание, что руководство людьми, стремление всегда говорить о делах, умение оперативно действовать, брать на себя ответственность за принятие решений – это мои сильные качества, определяющие профессиональный опыт успешного менеджера и карьерную модель поведения. (Клуб «Управленцев»).

Аристократия-демократия, стимулы к деятельности
Признак «аристократия-демократия» всегда был конфликтным в моем окружении. Друзья-демократы нередко в шутку «поправляли корону» на моей голове, а бывало, что наши невинные споры об иерархичном устройстве мира в целом и общества в частности перерастали в бурные словесные баталии. Понимание оппонента с моей стороны было существенно затруднено, потому что полярность понятий аристократии и демократии не позволяла мне принять как данность точку зрения, отличную от моей. Мое стремление к престижным местам, успешным людям нередко доставляло мне неудобство, т.к. мы с друзьями, будучи совершенно разными в этом плане людьми, нередко оказывались по разные стороны баррикад. И я непрестанно задавалась вопросом о целесообразности моих стремлений, я думала о том, что это неправильно, потому что большинство людей вокруг меня их не разделяет и даже посмеивается над той серьезностью, с которой я к этому отношусь.
Все немедленно встало на свои места, когда в процессе обучения я поняла, что признак «аристократия» и стимульная группа «Короли» свойственны моему ТИМу. Я наконец приняла себя такой как есть и объяснила свою особенность близким людям, которые спокойно отреагировали и более мы не касались данных тем. Я всегда с большим удовольствием наблюдаю эти признаки и стимульные группы у людей. На мой взгляд, они наиболее ярко выражены. А с практической точки зрения стимульные группы существенно облегчают процесс нематериальной мотивации моей рабочей команды.

Экстраверсия-интроверсия
Понимание особенностей данного признака тоже обогатило мою жизнь. Мне, наконец, стало понятно, по какой причине я стремлюсь максимальное количество времени проводить с людьми, как я подзаряжаюсь в компании интересных собеседников, и почему мне свойственно наблюдать за внешним миром. Люди моего окружения по большей части интровертны и, поняв это, я решила совмещать наши взгляды на мир, интересуясь их восприятием, для того чтобы более полно видеть картину, под разными углами зрения смотреть на окружение. Я вовремя стала оставлять близких людей в одиночестве, не стремясь излишне навязывать им своё общение. Я стала уважать их право быть в одиночестве, молчать, чтобы набраться сил. Я приняла, что они другие, логично, просто, понятно.

Рациональность-иррациональность, процесс-результат, тактика–стратегия
Бизнес-процесс в компании, где я работаю, очень динамичен и постоянно меняется. Планирование исключительно гибкое, в соответствии с требованиями рынка и решениями акционеров. Проекты могут быть отменены на крайней стадии реализации, цели оперативно скорректированы, решения неожиданно изменены. Мне было очень непросто показывать качественный результат моей работы, учитывая динамичный стиль руководства и ведения бизнеса. Работать в режиме многозадачности получалось с трудом. Оперативное изменение планов приводило меня к ощущению опустошения, ненужности моей работы. Как только стало понятна моя рациональная сущность, процессность и приверженность тактике, работа в этом направлении перешла на сознательный уровень. Я принялась целенаправленно развивать качества, требуемые моим работодателем. Осознанная тренировка навыков работы в режиме многозадачности, понимание, что для входа в процесс мне требуется некоторое время, а при изменении задачи просто нужно отпустить ситуацию и не зацикливаться на ранее проделанной работе присвоив полезный опыт, полученный при ее реализации – сделали меня более свободной, успешной и востребованной в различных проектах. При этом, отношения с непосредственным руководителем Белая сенсорикаДеловая логика(СЛИ, ISTP, «Габен») перешли на качественно новый уровень, потому что мне стало понятно, что его стиль руководства связан с особенностью его ТИМа, и стресс – это неотъемлемая часть его ресурсного состояния для движения вперед.
При этом основательность в решении задач, возможность погрузиться в процесс и отладить работу до мелочей – это сильная сторона моей личности. Я стала понимать, что в мое отсутствие процесс не ломается, а это одно из самых востребованных качеств современного менеджера.
В личном окружении я постаралась донести до близких мне людей, что наличие каких-либо ранее построенных планов для меня имеет значение и оперативное их изменение не всегда идет на пользу общему делу. Я почувствовала себя сильнее, потому что сейчас я понимаю, что мои реакции на подобные ситуации вызваны не отсутствием эмоционального интеллекта, как мне казалось ранее, а особенностями моего ТИМа и поэтому стараюсь предотвратить их по возможности.

Позитивизм – негативизм
Еще одним важным процессом осознания стало качественно новое понимание структурирования информации на положительные и отрицательные моменты. Сейчас люди, которые видят «подводные камни», как и я сама, уже не считаются в моем сознании пессимистами. Это позитивно сказывается на рабочем процессе, т.к. развитие данного качества, выведение его на осознанный уровень, принятие, дает мне возможность видеть слабые стороны, точки роста и возможные риски при реализации рабочих и жизненных проектов.

 

Модель А

Качественно новый скачок в развитии получен мной при работе с моделью А.
Прежде всего, ЭГО-блог стал моим основным осознанным инструментом в реализации рабочих проектов и принятии жизненно важных решений. Стало гораздо проще в понимании, что я на своем профессиональном месте в жизни, что мое стремление быть руководителем, усовершенствовать и отлаживать процессы полностью соответствует сильным сторонам моей личности.
Понимание Блока Супер-ЭГО со слабыми функциями сознания позволило перестать быть критичной к самой себе по части времени и эмоций. Я перестала быть постоянным инициатором и «душой компании», т.к. меня такой ритм довольно часто приводил в состояние опустошенности. Моя болевая интуиция времени теперь отчетливо и осознанно мне видна, и каждый раз, когда информация поступает по этому аспекту, я уже не реагирую так остро негативом, а просто и спокойно принимаю свой страх, осознавая в полной мере, что происходит.

Блок Супер-ИД для меня зона роста. Последние пять лет я много времени посвятила изучению принципов взаимоотношений людей. Однако данное образование не переросло в профессию, что несколько смущало меня. Кроме того, каждое новое направление в изучении данной темы воспринималось мной некритично, бралось на веру. Неоднократно мои близкие люди указывали мне на этот факт, когда я с жаром доказывала очередную теорию понимания взаимоотношений людей. После принятия своей суггестивной этики отношений все встало на свои места. Я стала более осознанно подходить к осмыслению и накоплению жизненного опыта, касающегося взаимоотношений людей. Это позволило мне более критично выбирать, каких учений стоит придерживаться, а какие оставлять за кадром.

Блок ИД
Важным открытием для меня стала моя ограничительная функция – структурная логика. Это означало, что инструкции и правила способны ограничить меня. Будучи руководителем, я почти никогда не уделяла времени чтению или созданию нормативной базы, регламентирующей деятельность моего подразделения. Однако понимание процессов, логической взаимосвязи объектного мира позволяет мне, опираясь на понятие «логичности» принимать верные решения. А выведение этой способности на осознанный уровень существенным образом усилило мои позиции среди коллег. Я с гордостью говорю, что мои сотрудники могут быть информированы больше чем я, однако это не мешает мне успешно руководить, так как моя способность видеть картину процесса целиком, умение его оптимизировать, понимание взаимосвязи звеньев цепи задачи позволяют мне качественно и правильно принимать решения.
Фоновая функция. Основным открытием в данной функции явилось то, что я без труда могу определить позиционирование людей в коллективе. Эта способность во многом заменила мне суггестивную функцию, т.к. позволила выявить лидеров и сильных руководителей в команде моих сотрудников, что привело к карьерному и личностному росту некоторых из них. В компании, где я работаю, был запущен коуч-проект, по условиям которого я, как руководитель, должна была выявить лидеров среди своих сотрудников. Задачей проекта стало определение сильных и слабых сторон участников с целью развития и усовершенствования данных качеств. По итогам данной работы один из моих сотрудников смог полностью заменить меня в нескольких важных проектах. Я довольна тем фактом, что не ошиблась в потенциале сотрудника, а также с помощью соционики, в понимании сильных и слабых сторон сотрудника, смогла помочь ему улучшить профессиональные компетенции и вырасти личностно.

 

Выводы
В первую очередь, изучение соционики позволило мне более глубоко и структурировано понять свой внутренний мир, природу реакций на те или иные проявления окружения, осознать свои сильные и слабые стороны. При этом отпала необходимость «играть на чужом поле», так как эффективность использования сильных качеств моего ТИМа теперь не вызывает сомнений.
Во вторую очередь, мне как ТИМу со слабыми функциями этики, соционика открыла мир возможностей при построении взаимоотношений с людьми. Определив ТИМ человека, я с большей долей уверенности могу понять ценности человека, его мировоззрение, эмоциональные реакции и поведение в целом.
Наконец, изучение соционики расширило мой кругозор, обогатило интеллектуально, а также во многом изменило мое мировоззрение.

 

Литература:
1. Аугустинавичюте А. Соционика. - М.: Чёрная белка, 2008. – 568 с.
2. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих отношений. – М.: Алмаз, 2005.
3. Прокофьева Т.Н. Рабочие тетради курса «ТИМ-building®: инструменты самореализации». – М., 2016.

 


Обновлено 15.12.2017 12:57 Прочитано : 1027 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 187 гостей онлайн
Просмотры материалов : 7096700