Экспериментальное исследование соционических малых групп «стили лидерства» Печать

Прокофьева Т. Н., Прокофьев В.Г., Орлянская А.Е.

В статье описано экспериментальное исследование сотрудниками НИИ Соционики соционических малых групп «Стили лидерства» («Группы аргументации», «Масти», «Стили жизни»). Эксперимент показал яркие проявления, свойственные каждой из этих групп, в речи, поведении, жестах. Была подтверждена предсказуемость предпочтений при использовании группами испытуемых их типологических инструментов.

Ключевые слова: соционика, тип информационного метаболизма, ТИМ, малые группы, признаки Аугустинавичюте-Рейнина, стили жизни, масти, лидерство, эксперимент, логика, этика, рациональность, иррациональность, эмотивизм, конструктивизм.

В современном мире с возрастающей модной тенденцией на всестороннее саморазвитие сегодня остро актуальна тема уровня качества жизни, определяемого профессиональной реализацией человека, степенью его социального признания обществом и его близким окружением. Одна из важных составляющих успеха напрямую связана с навыком лидерства.

Существует мнение, что успешный лидер – это человек, который обладает определенным набором личностных черт, например, особенной харизмой, коммуникабельностью, смелостью и выдающимся уровнем интеллекта. Достаточно ли этих качеств для того чтобы стать эффективным лидером? Должен ли каждый лидер быть абсолютно безжалостным или лучшими руководителями являются высокоморальные люди? А может значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: семья, друзья, образование и т.д.?

Очевидно, что в какой-то мере все перечисленное может и оказывает влияние на развитие лидерства в человеке.

Соционика предлагает свой подход к раскрытию понятия «лидерство», в основе которого лежат исходные, природные предрасположенности психики. В рамках науки утверждается, что стиль лидерства у каждого типа свой! Лидерство необходимо проявлять с учетом своего типа информационного метаболизма (ТИМа), иначе при копировании чужой модели поведения мы получим чужую жизнь, но вряд ли чужие успехи.

Как же с помощью знания своего соционического типа выстроить и раскрыть в себе собственный стиль лидерства?

Можно рассмотреть разные стороны ТИМа, вносящие, безусловно, свой вклад в развитие и укрепление лидерских качеств. Чаще всего говорят о положении функции + в модели А, но разве представители ТИМов со слабой + не добивались серьезных успехов? Разве таких людей, как Никола Тесла, Александр Суворов, Осип Мандельштам, Вольфганг Амадей Моцарт и множество других нельзя отнести к признанным лидерам? Да, + влияет на лидерскую реализацию, как и экстраверсия, но все ли это?

Мы знаем примеры хорошо реализованных людей, выбравших свое трудовое поприще по функциям блока ЭГО, о таких говорят «человек на своем месте». Это, безусловно, способствует проявлению лидерских качеств. А нет ли еще подсказок в соционике, как развить и укрепить свое лидерство?

Такая подсказка пришла из смежной области: типоведения Майерс-Бриггс. Коллективом авторов Каммероу Дж., Баргер Н., Кирби Л. были описаны группы «стили лидерства» [3], основанные на таких парах признаков как T-F (логика-этика) и J-P (рациональность-иррациональность). В соционике на этих шкалах построены малые группы (МГ), описанные различными авторами. Это «Масти» по С. В. Савченко [2], «Стили жизни» по Т.Н. Прокофьевой [4], «Группы аргументации» по В.В. Гуленко [1].

Эта единственная тетратомия[1] , на которую обратили внимание столько исследователей. Четыре названия, четыре дополняющие друг друга точки зрения на входящие в нее четыре МГ, и каждая несет свою информацию этого психического феномена. Подходы эти не противоречат друг другу, а скорее дополняют, уточняют и взаимно обогащают. Изучив все четыре подхода, мы можем составить более полное представление о каждой из этих групп, а значит, получим более точные инструменты для применения, в данном случае, для проработки своих лидерских качеств и укрепления, развития лидерства у своих подчиненных и, что несомненно архиважно, у детей.

Особый вклад в изучение этих групп внес С. Савченко, который не просто дал соответствующие описания, но и заложил яркие образы для каждой из четырех МГ, которые мы активно используем в практическом плане. При анализе результатов диагностики мы часто говорим: «мечевое лидерство», «посоховое» и так далее [5].

Эта тетратомия сформирована на пересечении трех дихотомий: «рациональность-иррациональность» [6], «логика-этика» [6], «эмотивизм-конструктивизм» [7].

НИИ Соционики, МГ Масти1 

Рис.1. Схема малых групп «Стили лидерства»

(«Масти», «Стили жизни», («Группы аргументации»)

Стоит отметить, что вклад НИИ Соционики в изучение этой МГ состоит не только в суммировании изложенного предшественниками, но и в дополнении описаний этой тетратомии новыми подробностями, раскрытии новых проявлений этого психического феномена, полученных в результате проведения наблюдений и экспериментов, подтверждающих возможность прогнозирования типологических особенностей работы психики.

Экспериментальное направление исследовательской деятельности НИИ Соционики

Активная практическая работа в сфере профессионального консультирования, проводимая в НИИ Соционики, позволила накопить значительный банк наблюдений в сфере типологических проявлений. Помимо этого, мы в нашей исследовательской работе опираемся на целенаправленное проведение экспериментов различной степени «идеальности» [13]. В том числе используем возможности, которые нам предоставляет тренинговая система обучения в НИИ Соционики. Тренинговый формат позволяет не только ускорять и делать более эффективным усвоение материала, но и проводить небольшие эксперименты-наблюдения непосредственно на учебных занятиях.

Для демонстрации участникам типологических различий мы используем метод «резонансных групп», в свое время применяемый Аушрой Аугустинавичюте. Согласно этому методу студенты делятся на группы в соответствии со своими полюсами типологических различий (например, делим группу на логиков и этиков). Такие группы, однородные внутри, рассаживаются за разными столами, и им дается одинаковое задание, например, подготовить сценку, нарисовать плакат или создать коллаж.

При целенаправленной экспериментальной исследовательской деятельности мы используем тот же метод, дополняя его формированием из части участников еще одной группы – контрольной, куда собираем представителей всех полюсов рассматриваемого типологического феномена. В последнее время такие эксперименты мы проводим и на наших традиционных ежегодных «Шашлыках с НИИ Соционики». Успеху эксперимента способствует большое количество людей с ТИМами, определенными в НИИ Соционики, неформальная обстановка отдыха на берегу Клязьминского водохранилища и желание собравшихся творчески развлечься с одной стороны, и получить дополнительные знания с другой.

В этой статье мы представляем результаты эксперимента, проведенного 2 августа 2016 г.

Характеристики исследования

Цель исследования

Доказательство наличия психического феномена: соционических МГ «стилей лидерства» путем очередной экспериментальной проверки прогнозируемости и повторяемости его проявления.

Предмет исследования

Феномен группового поведения испытуемых, объединенных общей типологической особенностью.

Гипотеза

Группы испытуемых при решении новой, неожиданной для них задачи будут опираться на разные, но предсказуемые в соответствии с их общими типологическими предпочтениями инструменты, проявлять соответствующие вербальные и невербальные реакции.

Объект исследования

Пять групп испытуемых:

  • четыре однородных: «пентакли» (группа 1), «мечи» (группа 2), «посохи» (группа 3), «кубки» (группа 4);
  • одна контрольная, смешанная (группа 5).

Методология исследования

  1. Эксперимент был проведен в искусственно созданных условиях посредством целенаправленного управления ситуацией, внешней для групп испытуемых, способствующей максимальному проявлению изучаемого феномена типологических особенностей психики.
  2. Было применено маскирование предмета исследования. То есть цель эксперимента (какая тетратомия будет исследована) и типологическое распределение состава участников по группам были озвучены испытуемым только после окончания эксперимента.
  3. Для реализации поставленных целей нами был выбран формат исследования – сравнение группового поведения. При этом группирование испытуемых по «стилям жизни» выступает в качестве независимой переменной, а параметры результатов взаимодействия в группах – зависимой.
  4. Внешние переменные: индивидуальные особенности испытуемых, пол, возраст, мотивация, фактор времени, фактор задачи.
  5. Контроль за внешними переменными, управление ими осуществлялось:
    1. созданием константных условий (эксперимент проводился в одно и то же время), единая инструкция, одинаковые условия для подготовки и проведения своих групповых презентаций;
    2. спонтанностью в распределении испытуемых по группам (в части индивидуальных особенностей испытуемых, пола, возраста, мотиваций).
    3. Распределение участников по группам проводилось с учетом типов информационного метаболизма (ТИМ) испытуемых, определенных заранее на индивидуальных интервью и соционических ассессментах в НИИ Соционики. Во всех случаях определения ТИМа была использована «Puzzle-технология», объединяющая модельный и признаковый подходы. В 5-ю контрольную группу были собраны участники, не проходившие определение типа в НИИ Соционики, но в большинстве прошедшие типирование у других социоников.

Программа эксперимента

  1. Формирование групп участников и их рассадка на достаточном расстоянии, чтобы группы не могли влиять на работу друг от друга.
  2. Озвучивание одинаковой для всех групп задачи: «Разыграть сценку первой встречи людей с представителями цивилизации русалок, недавно обнаруженной в глубинах океанов».
  3. Письменная фиксация участниками групп ключевых положений общей групповой стратегии непосредственно в процессе ее выработки (с целью уменьшения взаимовлияния групп между собой).
  4. Поочередная презентация результатов каждой группой при наблюдении экспертами особенностей поведения участников в группах.
  5. Экпресс-обработка экспертами результатов наблюдений.
  6. Сообщение экспертов участникам о сделанных наблюдениях.

При проведении эксперимента была использована аппаратура видео и звукозаписи для подробной на всех этапах регистрации происходящего. При подготовке статьи было произведено транскрибирование (конвертация в текст) записанных аудио и видео. Данные в текстовом формате были использованы для дальнейшего анализа и оформления результатов.

Организация и структура эксперимента

В организации и проведении эксперимента можно выделить 3 этапа:

  1. Диагностический. В котором успешность/неуспешность проведения эксперимента могла подтвердить или опровергнуть (косвенным образом) результаты диагностик, проведенных в НИИ Соционики.
  2. Экспериментальный. Разработка и непосредственное проведение тренинга 2 августа 2016г.
  3. Аналитический. Обработка полученных результатов. Подготовка и публикация статьи.

Сценарий проведения эксперимента

  1. Заполнение списков с ТИМами по мере прибытия участников на площадку мероприятия.
  2. Распределение тех, кто был продиагностирован в НИИ Соционики по группам 1-4 и остальных в группу 5.
  3. Выбор подходящего момента, мотивирование и сбор всех участников, формирование групп, согласно подготовленным спискам. Пространственное разделение групп в пределах площадки 15х15 м2.
  4. Озвучивание одинаковой для всех групп задачи: «Разыграть сценку первой встречи людей с представителями цивилизации русалок, недавно обнаруженной в глубинах океанов». Время на подготовку (15 минут).
  5. Письменная фиксация участниками подготавливаемых ими ключевых положений групповых стратегий. Это необходимо с целью уменьшения взаимовлияния групп между собой при наблюдении чужих презентаций.
  6. Презентация сценок от каждой группы. Эксперты НИИ Соционики письменно фиксировали наиболее яркие факты проявления наблюдаемого психического феномена.
  7. Для полноты картины по завершению каждой презентации участники других групп в обязательном порядке задавали выступившим вопросы.

Выборка была представлена 33-мя участниками в возрасте от 12 до 45 лет.

НИИ Соционики, МГ Масти2

Полученные результаты

В таблице 2 представлен перечень обобщений типологических проявлений, выявленных в результате анализа речи и поведения групп.

(В приложении дана подробная таблица, содержащая стенограмму хода эксперимента и анализ маркеров)

 НИИ Соционики, МГ Масти8-1

НИИ Соционики, МГ Масти8-2

НИИ Соционики, МГ Масти 8-3

НИИ Соционики, МГ Масти1

 НИИ Соционики, МГ Масти8-5

 

Наблюдение типологических маркеров. «Соционика жестов»

НИИ Соционики, МГ Масти3

 

 

 

 

 

Для представителей каждого «стиля лидерства», по наблюдениям НИИ Соционики, характерно частое сопровождение речевых конструкций определенными невербальными жестами.

Наблюдение таких маркеров на протяжении многих лет, позволяет выделить уникальный формат присущий только данной МГ.

Как и где вырабатываются такие отличия мы пока не знаем. Но очевидно, что это очень важное наблюдение, которое в будущем поможет в поиске психофизиологических основ типологических особенностей психики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На эксперименте 2 августа наши видеокамеры зафиксировали следующее.

 

«Пентакли». Даже, если держит ручку или желудь, пальчики сами складываются в характерные жесты. НИИ Соционики, МГ Масти4

 

«Мечи». Свои аргументы подкрепляют рубящими жестами.

 НИИ Соционики, МГ Масти5

 

«Посохи». Даже изображая телефонную трубку у уха, используют свой характерный жест.

 НИИ Соционики, МГ Масти 6

 

«Кубки». Часто на консультации не просто нальют себе стаканчик воды, а бывает так и не выпускают его из рук до конца процедуры. Что, кстати и продемонстрировала одна участница (из «кубков»), держа свой стаканчик от самого начала подготовительной части до конца рассказа результатов экспертами.

 НИИ Соционики, МГ Масти 7

 

Выводы:

Полученные в эксперименте результаты однозначно показывают, что подтвердилась гипотеза:

Группы испытуемых при решении новой, неожиданной для них задачи будут опираться на разные, но предсказуемые в соответствии с их общими типологическими предпочтениями инструменты, проявлять соответствующие вербальные и невербальные реакции.

Очередной шаг в экспериментальном подтверждении прогнозируемости и повторяемости наличия феномена типологических различий сделан.

Это выразилось в том, что

  1. Все четыре группы испытуемых ярко продемонстрировали каждая свой «Стиль лидерства» и ПАР, ему соответствующие. При том, что в 5-й группе были отмечены все четыре стиля без существенного выделения какого-либо одного.
  2. Типологический резонанс (в однородной по типологическому составу группе, общие признаки проявляются особенно ярко, «входят в резонанс») способствовал тому, что даже характерные жесты можно было наблюдать одномоментно сразу у нескольких участников групп.
  3. Все четыре (полярные) группы испытуемых очевидно испытали удовлетворение результатами своего творчества, проявленного, как и ожидалось, в их заранее предсказанном стиле лидерства. И подготовка, и разыгрывание самой сценки проходили в творческом, положительно-эмоциональном настрое.
  4. В 5-й контрольной группе была отмечена дискомфортная атмосфера, переходящая в перебранки между участниками. Этот «эффект контрольной группы» мы уже наблюдали не раз во время наших экспериментов. Пока не можем с определенностью сказать, с чем это связано. Одно из возможных объяснений: мы всегда наблюдаем положительные результаты у участников после прохождения наших консультаций по определению ТИМа и тем более у прошедших курс обучения. У них заметно повышается уверенность в себе, существенно возрастает коммуникабельность, и они становятся более открыты к любому творчеству, в том числе и к выполнению подобных заданий. Контрольная группа часто набирается из «случайных» людей (не проходивших диагностику и обучение в НИИ Соционики).
  5. Эксперимент позволил зафиксировать и вербализовать дополнение к одному из маркеров ПАР «Эмотивизм-конструктивизм»:
    «Проявление эмоций/конструктива при изменении ситуации (в том числе при ее завершении)».
  6. Эксперимент позволил задокументировать с помощью видеорегистратора уникальный феномен наличия четко выраженных (даже производимых коллективно) жестов, характерных для каждого стиля лидерства.

 

Литература:

Гуленко В.В. Типологическая целостность социона. Образование социотипов по базису Юнга «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 5.

Савченко С.В. Символьная соционика. 2 группы Рейнина в Таро

Каммероу Дж., Баргер Н., Кирби Л. Ваш психологический тип и стиль работы. - Пер. с англ. А Багрянцевой. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -224 с.

Прокофьева Т.Н. Соционика. Команда и лидерство. Учебно-практическое пособие. 91 с.

Прокофьев В.Г. Лидером рождаются или становятся? // http://socionics.ru/personal-development/2014-06-16-06-32-18/.

Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - М.: "Гном-Пресс", 1999, 108с.

Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Конструктивизм-Эмотивизм". Цитаты из публикаций сотрудников и выпускников НИИ Соционики. // http://socionics.ru/signs-and-groups/priznaky/constructivism-emotivism.

Аугустинавичюте А.

Аугустинавичюте А. Соционика. - М.: Чёрная белка, 2008.

Букалов А.В., Карпенко О.Б., Чикирисова Г.В.

Шульман Г. А.

Прокофьева Т.Н. Методика диагностики типов информационного метаболизма. //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2004. – №2.

Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. Методика определения психологического типа детей дошкольного возраста. //Соционика, ментология и психология личности. – 2010. – №4.

Дружинин В. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000.

 

Приложение.
Текстовая расшифровка видео и аудио записей эксперимента

НИИ Соционики, МГ Масти 9-1

 

НИИ Соционики, МГ Масти 9-2
 
НИИ Соционики, МГ Масти 9-3
 
НИИ Соционики, МГ Масти 9-4
 
НИИ Соционики, МГ Масти 9-5

[1]Тетратомии – малые группы, кватернионы – четверки типов, полученные делением социона двумя дихотомиями.

 

Social commentary Cackle
Обновлено 14.02.2024 23:47 Прочитано : 16546 раз(а)