Маркетинг для соционики

Маркетинг для соционики

Сообщение admin » 21 дек 2013, 05:36

Изображение

Рыночная экономика пришла на постсоветское пространство еще в начале 90-х годов ХХ века, однако для рынков отдельных продуктов до сих пор, как и в период плановой экономики, характерен диктат продавца, а не покупателя. Это касается, в частности и соционических услуг, рынок которых до сих пор не сформирован и развивается стихийно и неупорядоченно. Элементы маркетинга в продвижении соционических услуг практически не используются. Хотя в современных условиях при грамотном применении инструментов маркетинга и PR-технологий можно эффективно продавать практически все, что угодно.

Отличительной особенностью маркетинговой концепции является положение о том, что нужно продавать не то, что удобно производителю, а то, в чем реально нуждается потребитель. И, разумеется, получать от этого прибыль.

Согласно концепции маркетинга, для выполнения поставленных задач соционику необходимо выявлять потребности целевых сегментов и воссоздавать их в своих продуктах лучше, чем это делают конкуренты.

В условиях рыночной экономики выигрывают те, кто создает условия для привлечения постоянных клиентов. Добиться данной цели можно, с высокой точностью определив предпочтения клиентов, проводя рекламные кампании и стимулирующие мероприятия. Поэтому основным при оказании услуг становятся качество обслуживания и взаимодействие персонала и клиента.

Рассмотрим стандартную маркетинговую теорию «4P», основанную на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования:

* product - товар или услуга, ассортимент, качество, свойства товара, дизайн и эргономика;
* price - цена, наценки, скидки;
* promotion - продвижение, реклама, пиар, стимулирование сбыта;
* place - месторасположения торговой точки, каналы распределения, персонал продавца [3].

Что представляют собой эти элементы в соционике?

* ПРОДУКТ (product)
Соционика предлагает нематериальный информационный продукт. Он может быть как на материальных носителях (книги, брошюры, методические рекомендации, заключения, отчеты, диски и т.п.), так и выступать исключительно как нематериальное благо, прежде всего в форме различного рода консультаций, обучающих тренингов и программ, игр, встреч, а также возможности клиента идентифицировать себя с определенной группой. В условиях постиндустриального общества создание и распространение информационного продукта представляется одним из самых перспективных видов деятельности.

Но большинство социоников, предлагающих платные соционические услуги, допускают грубейшие ошибки в позиционировании своего продукта. В первую очередь это декларирование ими точности, однозначности и эффективности типирования. При отсутствии единства в подходах к определению соционического ТИМа, разной трактовке аспектов, функций, признаков разными социониками и школами, как известно, один и тот же человек может получить у разных консультантов самые различные версии собственного ТИМа.

Из этого следует однозначный вывод, что по меньшей мере большинство социоников фактически обманывают клиентов, обещая им «самое точное типирование». Когда при этом еще и упоминаются другие соционики, которые «типируют менее точно», или же «вообще не умеют типировать», то уже, по сути, имеет место сравнительная реклама, недвусмысленно запрещенная действующим рекламным законодательством.

Не имея точного и однозначного инструмента определения ТИМа, соционики сами загнали себя в ловушку: без точного определения ТИМа многие практические рекомендации не имеют смысла, а с точностью типирования имеются весьма существенные проблемы. Но, учитывая, что соционическим ТИМом в жизни каждого конкретного человека определяется далеко не все, соционик, знающий психологию (или психолог, владеющий соционикой) может вполне успешно заниматься консультированием и совершенно правомерно получать за такую работу деньги, если:

а) соционик не настаивает на непогрешимости своей методики и собственной версии ТИМа типирующегося, и тем более не повышает свою самооценку за его счет;

б) между социоником и клиентом есть обратная связь, взаимопонимание и взаимное уважение;

в) клиент принимает предложенную ему версию ТИМа хотя бы как возможную;

г) помимо версии ТИМа клиент получает и полезные рекомендации, позволяющие решить ему какую-то свою проблему и/или повысить личностную эффективность.

Что из этого следует? Прежде всего то, что желающий платно консультировать в сфере соционики должен предложить потенциальному клиенту реальный продукт, который может быть востребован, и быть по уровню качества лучше, чем аналогичный продукт, бесплатно предлагаемый любителем, занимающимся той же соционикой в качестве хобби.

* ЦЕНА (price)
Уровень цен на соционические услуги, как правило, сопоставим с услугами частнопрактикующих психологов. В России – от 1000 до 4000 руб. в час или до получения окончательной версии ТИМа, в Украине – от 100 до 500 грн. Программы скидок и бонусов, как правило, не используются, но есть возможность договориться о цене индивидуально в каждом конкретном случае. Следует отметить, что, как бы некоторые соционики ни пытались отмежеваться от психологии, целевые аудитории социоников и психологов, как правило, совпадают, кроме того, цели и ожидания клиентов от тех и других специалистов во многом пересекаются.

* ПРОДВИЖЕНИЕ (promotion)
Соционические услуги, как правило, предлагаются на специализированных и авторских сайтах и на соционических форумах. Ряд известных социоников выступают по радио и телевидению, публикуются в печатных соционических и неспециализированных изданиях. Большинство традиционных и более затратных средств продвижения (рекламные плакаты, листовки, буклеты, брошюры) социониками практически не используется. Конфликты и разногласия между социониками нередко выполняют, напротив. роль «черного пиара», как правило, ухудшающего ее имидж.

Положительным элементом в продвижении соционических знаний и соционических услуг является проведение соционических конференций, однако они рассчитаны прежде всего на специалистов и не способны обеспечить массовую аудиторию и приток новых клиентов.

* МЕСТО (place)
Очень немногие соционические школы и клубы располагают собственным помещением, в котором могут происходить встречи, общение, обучение или консультирование, не говоря уже об отдельных независимых практикующих социониках. Нередко очное типирование проводится в «полевых» условиях - в кафе, торгово-развлекательных центрах, парках, заочное – на интернет-форумах, в том числе с помощью анализа видеоматериалов и проективных методик, а также в скайпе. Невозможность обеспечить комфортные условия для общения с клиентом и постоянное местонахождение консультанта также не способствует повышению привлекательности соционических услуг.

Подводя итоги, можно сказать, что при грамотном и целенаправленном применении инструментов маркетинга и PR соционические услуги в перспективе можно продвигать и продавать гораздо более эффективно.

Полный текст статьи читайте на сайте
admin
Администратор
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 19 янв 2009, 00:25

Вернуться в Соционика и психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron