Требования к соискателям степеней бакалавра и магистра соционики. Программы экзаменов. PDF Печать E-mail

БАКАЛАВРИАТ

Требования к соискателям степени бакалавра

  • Высшее образование (или неполное высшее (первые три курса ВУЗа)).
  • Сдача экзамена по программе бакалавриата.
  • Квалификационная работа: письменное обоснование собственного ТИМ, содержащее самоанализ по модели А и по всем признакам, включенным в программу экзамена на степень бакалавра. Объем не менее 10 страниц формата А4, интервал одинарный. Цель работы: показать, что соискатель знает свой ТИМ и умеет его аргументировано подтвердить с использованием базовых теоретических основ соционики.
  • Подготовка одной научной статьи для публикации в журнале, издаваемом Международным институтом соционики.Требования к оформлению статьи.
  • Участие не менее, чем в 50 учебных диагностиках под руководством опытного соционика-тренера.
НИИ Соционики. Бакалавриат

Если у претендента есть несколько работ, позволяющих судить о его квалификации, Ученый совет может рассмотреть их и присвоить звание без экзаменов.

 

Программа экзамена на степень бакалавра

I. Основы.

  1. Предмет и метод соционики. Основания соционики. Возникновение соционики.
  2. Функции, классы и установки психики в представлении К.Г. Юнга.
  3. Психологические типы, описанные К.Г. Юнгом.
  4. Понятие информационного метаболизма у А. Кемпинского и в соционике.
  5. Социон. Определение. Значение. Взаимопомощь при передаче информации.

    II. Базис Юнга.

     

    1.  Экстраверсия – Интроверсия.

    a) Мир внешний и внутренний. Объекты и отношения. Особенности внешности, поведения и речи экстравертов и интровертов.
    b) Широта и глубина охвата информации. Особенности общительности.
    c) Экстраверты и интроверты на работе: ответственность и долг; творчество, виды деятельности; профессии.
    d) Экстраверты и интроверты в семье: взаимная дополняемость, воспитание детей с учетом типа личности, развитие способностей.

    2.  Логика – Этика.

    a) Логика – этика. Оценочный характер рациональных функций. Особенности принятия решений.
    b) Как распознать логика и этика: внешние признаки, цель общения, приоритеты.
    c) Логики и этики на работе (оценка труда; виды деятельности; профессии).
    d) Логики и этики в семье, взаимная дополняемость, воспитание детей с учетом типа личности, развитие способностей.

    3.  Интуиция – Сенсорика.

    a) Интуиция-сенсорика. Непосредственное восприятие действительности. Разница восприятия информации интуитивными и сенсорыми типами.
    b) Внешние различия интуитов и сенсориков. Особенности речи, поведения.
    c) Интуиты и сенсорики на работе: оценка труда; виды деятельности; профессии для интуитов и сенсориков.
    d) Интуиты и сенсорики в быту, в семье. Взаимная дополняемость. Оптимальное распределение домашних обязанностей. Развитие способностей.

    4.  Рациональность – Иррациональность.

    a) Рациональность – иррациональность. Оценочные функции и функции непосредственного восприятия действительности. Внешние различия рационалов и иррационалов.
    b) Различие в образе жизни рационалов и иррационалов. Различное количество целей и методов у рационалов и иррационалов.
    c) Особенности совместимости рациональных и иррациональных типов. Виды деятельности для рационалов и иррационалов.

     

    III. Аспекты информации о мире

    1.  Понятие аспектов информации, деление информации на аспекты.

    2.  Семантика аспектов.

    a) Характерные понятия для аспекта объектная логика (логика действий).
    b) Характерные понятия для аспекта субъектная логика (логика отношений).
    c) Характерные понятия для аспекта объектная этика (этика эмоций).
    d) Характерные понятия для аспекта субъектная этика (этика отношений).
    e) Характерные понятия для аспекта объектная сенсорика (волевая сенсорика).
    f) Характерные понятия для аспекта субъектная сенсорика (сенсорика ощущений).
    g) Характерные понятия для аспекта объектная интуиция (интуиция возможностей).
    h) Характерные понятия для аспекта субъектная интуиция (интуиция времени).

    3.  Блоки функций, взаимное влияние функций в блоке

    IV. Функции и модели. Модель Ю и модель А.

    1. Понятие психологической функции у К.Г. Юнга и в современной соционике.

    2.  Взаимосвязь соционических функций и аспектов информации.

    3.  Модель Ю, ее устройство, назначение функций.

    4.  Модель «А», ее устройство, назначение функций.

    a) Кольца модели А, их назначение.
    b) Горизонтальные блоки модели А, их значение. Сильные и слабые функции.
    c) Вертикальные блоки модели А, их значение. Контактные и инертные блоки.
    d) Функции модели А. Особенности обработки и передачи информации.
    e) Размерность функций в модели А.

    V. Признаки Рейнина. Отличительные особенности. Характерные понятия. Внешние отличия. Практическое применение.

    1.  Индивидуальные признаки.

    a) Статика-Динамика.
    b) Квестимность-Деклатимность.
    c) Позитивизм-Негативизм.
    d) Тактика-Стратегия.
    e) Конструктивизм-Эмотивизм.

    2.  Диадные признаки.

    a) Правые-Левые.
    b) Уступчивые-Упрямые.
    c) Беспечные-Предусмотрительные.

    3.  Квадральные признаки.

    a) Рассудительность-Решительность.
    b) Весёлость-Серьёзность.
    c) Аристократия-Демократия.

    VI. Тетратомии. Отличительные особенности каждой группы. Характерные понятия. Внешние отличия. Практическое применение.

    1.  Квадры, квадральные ценности. Характер юмора. Общая характеристика каждой квадры.

    a) α-квадра
    b) β-квадра
    c) γ-квадра
    d) δ-квадра

    2.  Стили общения (коммуникации).

    a) «Обмен эмоциями».
    b) «Обмен знаками душевной привязанности».
    c) «Обмен предложениями делового сотрудничества».
    d) «Обмен информацией».

    3.  Соционические клубы. Ориентация на вид деятельности.

    a) «Управленцы». ТИМ, настроенные на производственно-управленческую сферу деятельности.
    b) «Социалы». ТИМ, ориентированные на социальную сферу деятельности.
    c) «Гуманитарии», «коммуникаторы». ТИМ, ориентированные на гуманитарную сферу деятельности.
    d) «Сайентисты», «исследователи». ТИМ, ориентированные на научно-исследовательскую сферу деятельности.

    4.  Стимульные группы, стимулы к деятельности.

    а) Настрой на уникальность.
    b) Настрой на личный интерес, интерес к работе, самодостаточность.
    c) Настрой на престиж, статус.
    d) Настрой на благосостояние.

    5.  Целеполагание. Соционические темпераменты. Малые группы «Букет».

    a) Одна внешняя цель, «линейно-напористые».
    b) Множество внешних целей, «гибко-разворотливые».
    c) Одна внутренняя цель, «уравновешенно-стабильные».
    d) Множество внутренних целей, «восприимчиво-адаптивные».

    6.  Стили жизни. Группы аргументации. Группы здоровья I типа.

    a) «Блюстители».
    b) «Дипломаты».
    c) «Реструкторы».
    d) «Конструкторы».

    7.  Группы восприятия (перцепции). Группы здоровья II типа.

    a) «Восприимчивые», «Ассоциативные».
    b) «Гибкие», Коммутативные».
    c) «Обстоятельные», «Диссоциативные».
    d) «Основательные», «Дистрибутивные».

    VII. Типы информационного метаболизма. Их характеристика по функциям модели А.

    1. Описание Интуитивно-логического экстраверта.
    2. Описание Сенсорно-этического интроверта.
    3. Описание Этико-сенсорного экстраверта.
    4. Описание Логико-интуитивного интроверта.
    5. Описание Этико-интуитивного экстраверта.
    6. Описание Логико-сенсорного интроверта.
    7. Описание Сенсорно-логического экстраверта.
    8. Описание Интуитивно- этического интроверта.
    9. Описание Сенсорно-этического экстраверта.
    10. Описание Интуитивно-логического интроверта.
    11. Описание Логико-интуитивного экстраверта.
    12. Описание Этико-сенсорного интроверта.
    13. Описание Логико-сенсорного экстраверта.
    14. Описание Этико-интуитивного интроверта.
    15. Описание Интуитивно- этического экстраверта.
    16. Описание Сенсорно-логического интроверта.

    VIII. Интертипные отношения. Общая характеристика отношений как благоприятных, напряженных, нейтральных. Понятие симметричных и асимметричных отношений. Структурный анализ. Область эффективного использования.

    1. Отношения тождества.
    2. Дуальные отношения.
    3. Отношения активации.
    4. Зеркальные отношения.
    5. Деловые отношения.
    6. Миражные отношения.
    7. Отношения суперэго.
    8. Отношения погашения (полной противоположности).
    9. Отношения квазитождества.
    10. Отношения конфликта.
    11. Родственные отношения.
    12. Полудуальные отношения.
    13. Отношения заказа.
    14. Отношения контроля.

    МАГИСТРАТ

     

    Требования к соискателям степени магистра

    1. Высшее образование.
    2. Сдача экзамена по программе магистрата.
    3. Наличие пяти опубликованных научных статей.
    4. Дипломная квалификационная работа (магистерская диссертация), содержащая описание результатов научной, научно-методической или практической работы в области соционики. Объем не менее 40 страниц формата А4, интервал одинарный.
    5. Участие не менее, чем в 200 учебно-практических диагностиках под руководством опытного соционика-тренера. Не менее 50% диагнозов должно быть подтверждено руководителем. Возможно частичное выполнение диагностик в виде письменного разбора интервью, фото и видео материалов, но не более 25% от требуемого количества.
    НИИ Соционики. Магистрат

      Квалификационную работу может заменить не менее 3-х статей, разрабатывающих определенную тематику, которые могут быть рассмотрены Ученым советом вместо дипломной работы.

       

      Программа экзамена на степень магистра

      I. Углубленное представление о модели А.

      1.  Кольца модели А, их особенности и назначение. Отражение сознательного и бессознательного, социального и биологического аспектов в модели информационного метаболизма.

      2.  Блоки модели А.

      a) Горизонтальные блоки, их психологический смысл, уровни коммуникации. Связь с уровнями психики по З. Фрейду и К.Г. Юнгу. Назначение и практическое применение.
      b) Вертикальные блоки, их значение, применение в практике коммуникаций.
      c) Диагональные императивы. Их смысл и применение.
      d) Наличие в одном ТИМ – ведущих блоков всех 16-ти ТИМ. Смысл и значение этого факта.

      3.  Функции модели А. Особенности работы, назначение, применение для достижения успеха: в своей жизни, в переговорах.

      a) Базовая функция.
      b) Творческая функция.
      c) Ролевая функция.
      d) Функция наименьшего сопротивления.
      e) Суггестивная функция.
      f) Референтная функция (активационная).
      g) Ограничительная функция (рамочная).
      h) Реализующая функция (демонстративная, фоновая).

      4.  Геометрическая модель (Куб Рейнина).

      II. Интертипные отношения. Взаимодействие ТИМ (по моделям А и по геометрическим моделям). Позитивные и негативные свойства этих отношений. Эффективное использование этих отношений в практике переговоров, в семье, на работе, для личностного роста. Взаимное соответствие интертипных отношений и ТИМ с точки зрения интровертной соционики.

      1. Отношения тождества.
      2. Дуальные отношения.
      3. Отношения активации.
      4. Зеркальные отношения.
      5. Деловые отношения.
      6. Миражные отношения.
      7. Отношения суперэго.
      8. Отношения погашения (полной противоположности).
      9. Отношения квазитождества.
      10. Отношения конфликта.
      11. Родственные отношения.
      12. Полудуальные отношения.
      13. Отношения заказа.
      14. Отношения контроля.

        III. Малые группы и тетратомии. Отличительные особенности каждой группы. Практическое применение.

        1.  Понятие малой группы в соционике. Характеристика отношений и атмосферы в малых группах.

        a) «Квадра»: отношения дополнения, зеркальные и активация.
        b) «Клуб»: отношения квазитождества, зеркальные и погашения.
        c) «Букет»: отношения суперэго, деловые, родственные.
        d) «Кольцо заказа»: отношения социального заказа и суперэго.
        e) «Кольцо контроля»: отношения социального контроля и суперэго.
        f) «Квадрат» («Релаксация»): отношения полудополнения, родственные и дополнения.
        g) «Мобилизация»: отношения активации, квазитождества и суперэго.

        2.  Кольца социального прогресса. Их значение. Особенности отношений внутри кольца.

        3.  Группы стрессоустойчивости. «Блокировки». Характерные понятия. Внешние отличия. Характеристика отношений и атмосферы в каждой «Блокировке»: отношения дополнения, погашения и суперэго.

        a) «Стрессоустойчивые», «гибкие».
        b) «Стрессотренируемые», «каркасные».
        c) «Стрессотормозные», «вязкие».
        d) «Стрессонеустойчивые», «хрупкие».

        4.  Психоаналитические группы. Характерные понятия. Внешние отличия. Взаимоотношения в семье с учетом этих групп.

        a) «Заботливые».
        b) «Инфантильные».
        c) «Агрессоры».
        d) «Виктимные».

        IV. Методика диагностики ТИМ.

        1. Способы диагностики: тестирование, диагностическое интервью, наблюдение, проективные методики. Положительные и отрицательные стороны этих способов.
        2. Правила проведения диагностического интервью. Его цели, задачи, структура. Правила и нормы социально-психологического общения при проведении интервью.
        3. Проверки точности диагноза. Различные способы выхода на диагноз ТИМ. Разрешение противоречий.
        4. Знания и умения, необходимые специалисту для надежной профессиональной диагностики.
        5. Нормы собственной безопасности соционика-диагноста, профилактика профессионального выгорания.

          V. Интратипные различия.

          1. Место ТИМ в психике человека. Виды различий внутри ТИМ.
          2. Коммуникативные модели, «маски», Соционические акцентуации. Их польза и вред. Способы помощи и самопомощи в сложных ситуациях.
          3. Подтипы и акценты ТИМ. Способы их распознавания. Отношения между разными подтипами.

            VI. Организационное консультирование с помощью соционики.

            1. Оценка персонала и кандидатов на вакантные должности, составление индивидуальных психолого-соционических портретов, выдача рекомендаций.
            2. Анализ психологического климата в коллективе, анализ его сильных и слабых сторон, склонности коллектива к различным видам деятельности, способов немонетарной мотивации, стиля общения, неосознаваемых ценностей, стрессоустойчивости. Методы построения слаженных команд.

              VII. Индивидуальное и семейное консультирование.

              1. Типологический анализ личностных проблем и поиск путей их решения. Выдача индивидуальных, адресных консультаций по преодолению трудностей, повышению энергичности, улучшению качества жизни.
              2. Профориентация для подростков и взрослых с учетом психологических типов, уровней развития и индивидуальных особенностей.
              3. Способы улучшения качества общения, результативности коммуникаций, эффективности переговоров.
              4. Определение структуры взаимоотношений в семье. Помощь в решении проблем, анализ их информационных корней, поиск путей достижения гармонии.
              5. Рекомендации по развитию и воспитанию детей. Консультации по стилю общения с подростками, мотивации их к деятельности.

                VIII. Соционика и личностный рост. Развитие личности с учетом ТИМ.

                1. Возможности и ограничения, связанные с ТИМ, для реализации личности.
                2. Пути развития личности в рамках ТИМ. Помощь в нахождении собственного пути к успеху, раскрытии личностного потенциала. Эффективное целеполагание.
                3. Способы успешной реализации человека с учетом индивидуального опыта проработки и наполнения каждой функции, анализ трудностей, выявление наиболее действенных средств достижения целей.
                4. Определение зоны ближайшего развития для конкретного человека. Постановка задач с учетом его возможностей в данный момент. Методы помощи и самопомощи на разных этапах развития.

                  Обновлено 18.01.2015 15:00 Прочитано : 12886 раз(а)
                   
                   
                   

                  ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
                  Сейчас 147 гостей онлайн
                  Просмотры материалов : 5702942