Требования к соискателям степеней бакалавра и магистра соционики. Программы экзаменов. PDF Печать E-mail

БАКАЛАВРИАТ

Требования к соискателям степени бакалавра

  1. Высшее образование (или неполное высшее (первые три курса ВУЗа))
  2. Знание основ соционики в установленном объеме, подтвержденное сдачей экзамена.
  3. Предоставление к публикации квалификационной работы, демонстрирующей владение кандидатом навыками применения базовых понятий и методов соционики для анализа информационных, психологических или социальных процессов.
  4. Рекомендация магистра соционики или доктора философии в области соционики.
  5. Наличие годовой подписки на профессиональный научно-практический журнал «Соционика, ментология и психология личности».
  6. Защита квалификационной работы.

 

НИИ Соционики. Бакалавриат

Если у претендента есть несколько работ, позволяющих судить о его квалификации, Ученый совет может рассмотреть их и присвоить звание без экзаменов.

Программа экзамена на степень бакалавра

I. Основы.

  1. Предмет и метод соционики. Основания соционики. Возникновение соционики.
  2. Функции, классы и установки психики в представлении К.Г. Юнга.
  3. Психологические типы, описанные К.Г. Юнгом.
  4. Понятие информационного метаболизма у А. Кемпинского и в соционике.
  5. Социон. Определение. Значение. Взаимопомощь при передаче информации.

    II. Базис Юнга.

     

    1.  Экстраверсия – Интроверсия.

    a) Мир внешний и внутренний. Объекты и отношения. Особенности внешности, поведения и речи экстравертов и интровертов.
    b) Широта и глубина охвата информации. Особенности общительности.
    c) Экстраверты и интроверты на работе: ответственность и долг; творчество, виды деятельности; профессии.
    d) Экстраверты и интроверты в семье: взаимная дополняемость, воспитание детей с учетом типа личности, развитие способностей.

    2.  Логика – Этика.

    a) Логика – этика. Оценочный характер рациональных функций. Особенности принятия решений.
    b) Как распознать логика и этика: внешние признаки, цель общения, приоритеты.
    c) Логики и этики на работе (оценка труда; виды деятельности; профессии).
    d) Логики и этики в семье, взаимная дополняемость, воспитание детей с учетом типа личности, развитие способностей.

    3.  Интуиция – Сенсорика.

    a) Интуиция-сенсорика. Непосредственное восприятие действительности. Разница восприятия информации интуитивными и сенсорыми типами.
    b) Внешние различия интуитов и сенсориков. Особенности речи, поведения.
    c) Интуиты и сенсорики на работе: оценка труда; виды деятельности; профессии для интуитов и сенсориков.
    d) Интуиты и сенсорики в быту, в семье. Взаимная дополняемость. Оптимальное распределение домашних обязанностей. Развитие способностей.

    4.  Рациональность – Иррациональность.

    a) Рациональность – иррациональность. Оценочные функции и функции непосредственного восприятия действительности. Внешние различия рационалов и иррационалов.
    b) Различие в образе жизни рационалов и иррационалов. Различное количество целей и методов у рационалов и иррационалов.
    c) Особенности совместимости рациональных и иррациональных типов. Виды деятельности для рационалов и иррационалов.

     

    III. Аспекты информации о мире

    1.  Понятие аспектов информации, деление информации на аспекты.

    2.  Семантика аспектов.

    a) Характерные понятия для аспекта объектная логика (логика действий).
    b) Характерные понятия для аспекта субъектная логика (логика отношений).
    c) Характерные понятия для аспекта объектная этика (этика эмоций).
    d) Характерные понятия для аспекта субъектная этика (этика отношений).
    e) Характерные понятия для аспекта объектная сенсорика (волевая сенсорика).
    f) Характерные понятия для аспекта субъектная сенсорика (сенсорика ощущений).
    g) Характерные понятия для аспекта объектная интуиция (интуиция возможностей).
    h) Характерные понятия для аспекта субъектная интуиция (интуиция времени).

    3.  Блоки функций, взаимное влияние функций в блоке

    IV. Функции и модели. Модель Ю и модель А.

    1. Понятие психологической функции у К.Г. Юнга и в современной соционике.

    2.  Взаимосвязь соционических функций и аспектов информации.

    3.  Модель Ю, ее устройство, назначение функций.

    4.  Модель «А», ее устройство, назначение функций.

    a) Кольца модели А, их назначение.
    b) Горизонтальные блоки модели А, их значение. Сильные и слабые функции.
    c) Вертикальные блоки модели А, их значение. Контактные и инертные блоки.
    d) Функции модели А. Особенности обработки и передачи информации.
    e) Размерность функций в модели А.
    f) Диагональные императивы. Их смысл и применение.
    g) Наличие в одном ТИМ – ведущих блоков всех 16-ти ТИМ. Смысл и значение этого факта.

    5.  Функции модели А. Особенности работы, назначение, применение для достижения успеха: в своей жизни, в переговорах.

    a) Базовая функция.
    b) Творческая функция.
    c) Ролевая функция.
    d) Функция наименьшего сопротивления.
    e) Суггестивная функция.
    f) Референтная функция (активационная).
    g) Ограничительная функция (рамочная).
    h) Реализующая функция (демонстративная, фоновая).

    V. Признаки Рейнина. Отличительные особенности. Характерные понятия. Внешние отличия. Практическое применение.

    1.  Индивидуальные признаки.

    a) Статика-Динамика.
    b) Квестимность-Деклатимность.
    c) Позитивизм-Негативизм.
    d) Тактика-Стратегия.
    e) Конструктивизм-Эмотивизм.

    2.  Квадральные признаки.

    a) Рассудительность-Решительность.
    b) Весёлость-Серьёзность.
    c) Аристократия-Демократия.

    VI. Тетратомии. Отличительные особенности каждой группы. Характерные понятия. Внешние отличия. Практическое применение.


                  Соционические клубы. Ориентация на вид деятельности.

    a) «Управленцы». ТИМ, настроенные на производственно-управленческую сферу деятельности.
    b) «Социалы». ТИМ, ориентированные на социальную сферу деятельности.
    c) «Гуманитарии», «коммуникаторы». ТИМ, ориентированные на гуманитарную сферу деятельности.
    d) «Сайентисты», «исследователи». ТИМ, ориентированные на научно-исследовательскую сферу деятельности.
                 Целеполагание. Соционические темпераменты. Малые группы «Букет»
    a) Одна внешняя цель, «линейно-напористые».
    b) Множество внешних целей, «гибко-разворотливые».
    c) Одна внутренняя цель, «уравновешенно-стабильные».
    d) Множество внутренних целей, «восприимчиво-адаптивные».
    Квадры, квадральные ценности. Характер юмора. Общая характеристика каждой квадры.
    a) α-квадра
    b) β-квадра
    c) γ-квадра
    d) δ-квадра

    VII. Типы информационного метаболизма. Их характеристика по функциям модели А.

    1. Описание Интуитивно-логического экстраверта.
    2. Описание Сенсорно-этического интроверта.
    3. Описание Этико-сенсорного экстраверта.
    4. Описание Логико-интуитивного интроверта.
    5. Описание Этико-интуитивного экстраверта.
    6. Описание Логико-сенсорного интроверта.
    7. Описание Сенсорно-логического экстраверта.
    8. Описание Интуитивно- этического интроверта.
    9. Описание Сенсорно-этического экстраверта.
    10. Описание Интуитивно-логического интроверта.
    11. Описание Логико-интуитивного экстраверта.
    12. Описание Этико-сенсорного интроверта.
    13. Описание Логико-сенсорного экстраверта.
    14. Описание Этико-интуитивного интроверта.
    15. Описание Интуитивно- этического экстраверта.
    16. Описание Сенсорно-логического интроверта.

    VIII. Интертипные отношения. Общая характеристика отношений как благоприятных, напряженных, нейтральных. Понятие симметричных и асимметричных отношений. Интертипные резонансы. Структурный анализ. Область эффективного использования этих отношений в практике переговоров, в семье, на работе, для личностного роста.  Интровертная соционика.

    1. Отношения тождества.
    2. Дуальные отношения.
    3. Отношения активации.
    4. Зеркальные отношения.
    5. Деловые отношения.
    6. Миражные отношения.
    7. Отношения суперэго.
    8. Отношения погашения (полной противоположности).
    9. Отношения квазитождества.
    10. Отношения конфликта.
    11. Родственные отношения.
    12. Полудуальные отношения.
    13. Отношения заказа.
    14. Отношения контроля.

    IX. Методика диагностики ТИМ.

    1. Способы диагностики: тестирование, диагностическое интервью, наблюдение, проективные методики. Положительные и отрицательные стороны этих способов.
    2. Правила проведения диагностического интервью. Его цели, задачи, структура. Правила и нормы социально-психологического общения при проведении интервью.
    3. Проверки точности диагноза. Различные способы выхода на диагноз ТИМ. Разрешение противоречий.
    4. Знания и умения, необходимые специалисту для надежной профессиональной диагностики.
    5. Нормы собственной безопасности соционика-диагноста, профилактика профессионального выгорания.

    МАГИСТРАТ

     Требования к соискателям степени магистра

    1. Наличие не менее 5 печатных научных работ по соционике.
    2. Активная деятельность в области применения, изучения или преподавания соционики.
    3. Регулярное участие в конференциях по соционике.
    4. Рекомендации двух магистров соционики или доктора философии в области соционики.
    5. Наличие годовой подписки на профессиональный научно-практический журнал «Соционика, ментология и психология личности».
    6. Предоставление к публикации и защита диссертационной работы.
    НИИ Соционики. Магистрат

       Программа экзамена на степень магистра

       

      I. Интертипные отношения (ИО). Алгебра и геометрия ИО. Позитивные и негативные свойства этих отношений. Эффективное использование

       

      II. Признаки Рейнина. Отличительные особенности. Характерные понятия. Внешние отличия. Практическое применение.

      • Правые-Левые.
      • Уступчивые-Упрямые.
      • Беспечные-Предусмотрительные.

        III. Малые группы и тетратомии. Отличительные особенности каждой группы. Практическое применение.

        «Стили общения»  («Стили коммуникабельности»)

        «Стимулы к деятельности» («Карты»)

         «Стили лидерства» («Аргументивные группы», «Масти», «Стили жизни», «Группы здоровья I»)

        «Группы восприимчивости» («Группы перцепции», «Группы здоровья II»)

        «Группы стрессоустойчивости» 

        «Психоанатические группы» («Гендерные установки»)

        «Формы мышления», ("Кольца контроля")

        «Речевые группы» («Группы мобилизации», «Кольца заказа»)

        «Стили планирования» («Группы релаксации», «Квадрат»)

        IV. Интратипные различия.

        1. Место ТИМ в психике человека. Виды различий внутри ТИМ.
        2. Коммуникативные модели, «маски», Соционические акцентуации. Их польза и вред. Способы помощи и самопомощи в сложных ситуациях.
        3. Подтипы и акценты ТИМ. Способы их распознавания. Отношения между разными подтипами.

          V. Организационное консультирование с помощью соционики.

          1. Оценка персонала и кандидатов на вакантные должности, составление индивидуальных психолого-соционических портретов, выдача рекомендаций.
          2. Анализ психологического климата в коллективе, анализ его сильных и слабых сторон, склонности коллектива к различным видам деятельности, способов немонетарной мотивации, стиля общения, неосознаваемых ценностей, стрессоустойчивости. Методы построения слаженных команд.

            VI. Индивидуальное и семейное консультирование.

            1. Типологический анализ личностных проблем и поиск путей их решения. Выдача индивидуальных, адресных консультаций по преодолению трудностей, повышению энергичности, улучшению качества жизни.
            2. Профориентация для подростков и взрослых с учетом психологических типов, уровней развития и индивидуальных особенностей.
            3. Способы улучшения качества общения, результативности коммуникаций, эффективности переговоров.
            4. Определение структуры взаимоотношений в семье. Помощь в решении проблем, анализ их информационных корней, поиск путей достижения гармонии.
            5. Рекомендации по развитию и воспитанию детей. Консультации по стилю общения с подростками, мотивации их к деятельности.

              VII. Соционика и личностный рост. Развитие личности с учетом ТИМ.

              1. Возможности и ограничения, связанные с ТИМ, для реализации личности.
              2. Пути развития личности в рамках ТИМ. Помощь в нахождении собственного пути к успеху, раскрытии личностного потенциала. Эффективное целеполагание.
              3. Способы успешной реализации человека с учетом индивидуального опыта проработки и наполнения каждой функции, анализ трудностей, выявление наиболее действенных средств достижения целей.
              4. Определение зоны ближайшего развития для конкретного человека. Постановка задач с учетом его возможностей в данный момент. Методы помощи и самопомощи на разных этапах развития.

              VIII. Другие типологии

              • Психология и соционика. Соционическая теория развития личности.  Соединение соционики с теорией Э. Эриксона, элементами психоанализа и аналитической психологии Юнга, теорией Я. Фельдмана.
              • Психософия А.Ю. Афанасьева (психе-йога)
              • Основные формы страхов Ф. Римана. Психология и соционика. Комплексная диагностика и решение личностных проблем.
              • Традиционные+гендерные подходы (курс "Счастливая семья")   
              • Типологический подход на основе теории групповой динамики. Архитипы ("Лидерский курс")        

                Обновлено 12.05.2018 13:15 Прочитано : 14945 раз(а)
                 
                 
                 

                ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
                Сейчас 82 гостей онлайн
                Просмотры материалов : 7156336