Концепция обучения и практической подготовки кадров для системы профориентации подростков Печать

Введение

В современном цивилизованном обществе особую актуальность приобретает задача создания условий для эффективного применения и развития человеком своих способностей. Решение этой задачи позволяет специалисту быть максимально востребованным, а обществу – использовать результаты труда профессионалов, работающих творчески и с полной отдачей.

К сожалению, сегодня мало кто может похвастаться ощущением полноты жизни, любовью к своей работе. Очень часто люди воспринимают часы, проведенные на работе, как вычеркнутые из жизни. Даже в тех случаях, которые принято считать вполне благополучными, нередко можно видеть, что человек честно трудится, но не любит свое дело. В чем причина? Он просто не на своем месте.

А есть и другие, те, кто достиг в чем-то немалых успехов как бы играючи. Это не значит, что они не прикладывали труда. Прикладывали и немало, но труд этот доставляет такое удовольствие, что они часто не могут поверить, что именно эту сферу и надо связывать с профессией.

У каждого из нас есть свой набор природных способностей и приобретенных навыков. Они определяются комбинацией качеств личности, которые можно диагностировать современными психологическими методами. При этом специалист-эксперт составляет психологический портрет личности, включающий описание склонностей к различным видам деятельности.

В зависимости от сложности задачи определяется глубина анализа. Формируемый портрет может учитывать как актуальное (сегодняшнее) состояние развития способностей и интересов, так и природные склонности, данные нам от рождения. Это те душевные потенции, которые могут еще и не быть реализованными, долгое время дремать в нас, давая о себе знать лишь в редкие периоды особенного интереса, вспышки, того состояния, которое мы воспринимаем, как «полет», «вершину», успех.

Не всегда, к сожалению, родители и учителя умеют прислушиваться к растущему ребенку, не всегда интересуются тем, что же необходимо для развития именно ему. Зачастую семейные традиции или массовая культура навязывают человеку определенные стереотипы, которые постепенно становятся частью его образа жизни. В такой ситуации человек уже и сам перестает прислушиваться к себе, к своим желаниям, принимая привычное – за действительно ценное.

Актуальное состояние личности более очевидно, его легче диагностировать. На такой диагностике построены некоторые современные методики профориентации. Но изучая лишь сегодняшние интересы и склонности человека, мы не можем дать четкий ответ, является ли это долговременным или связано с модой, влиянием окружения.

В стратегическом плане важнее определить, чем нас наградила природа. Не секрет, что кто-то более одарен, например, в гуманитарной области, а другому ближе логическое мышление. Но не всегда это бывает очевидно, не каждый из нас знает, в чем именно заключен его талант, и какая дорога легче и увереннее приведет к жизненному успеху.

Один из путей проведения таких исследований основан на теории психологических типов К. Г. Юнга, позволяющей определить врожденные особенности личности, ее сильные и слабые стороны. Такой подход особенно полезен в профориентации подростков, позволяя им с самого начала выбрать жизненную дорогу и дело по душе.

Теоретическое обоснование

Предлагаемая концепция профориентации строится на понятиях психологических функций, введенных в научный обиход К. Г. Юнгом и получивших дальнейшее развитие в типологии Майерс-Бриггс ( Myers- Briggs) (в странах Западной Европы и США) и в соционике (на постсоветском пространстве). К. Г. Юнг выделял у всех людей четыре функции, устойчиво присущие индивиду. Эти функции сгруппированы попарно. К. Г. Юнг утверждал, что у каждого человека одна функция из каждой пары носит характер сильной, а вторая неизбежно отстает от нее в развитии.

  • Функции «Логика» (T) и «Этика» (F) определяют гуманитарную или техническую направленность способностей человека.
  • Функции «Интуиция» (N) и «Сенсорика» (S) определяют теоретическую или практическую направленность.

Поскольку все четыре функции присущи каждому человеку, можно рассматривать соединение сильных функций в блок, несущий обобщенную информацию о сильных сторонах личности. Оставшиеся две функции соединяются в блок, говорящий о слабых сторонах. Это утверждение дает основание рассмотреть 4 группы психологических типов. Эти группы впоследствии получили название «Установки на вид деятельности».

  • Сильные функции «Логика» (T) и «Интуиция» (N) в сумме дают мыслительную теоретическую направленность. Люди этих типов склонны к научно-исследовательской сфере деятельности.
  • Сильные функции «Логика» (T) и «Сенсорика» (S) в сумме дают мыслительную практическую направленность. Люди этих типов склонны к производственно-управленческой сфере деятельности.
  • Сильные функции «Этика» (F) и «Сенсорика» (S) в сумме дают гуманитарную практическую направленность. Сфера их деятельности названа социальной.
  • Сильные функции «Этика» (F) и «Интуиция» (N) в сумме дают гуманитарную теоретическую направленность. Эта сфера деятельности называется гуманитарной.

 

Научно-исследовательская сфера деятельности. «Исследователи». Интуитивность делает их хорошими генераторами идей, нестандартными мыслителями, а логика придает их суждениям убедительность и строгость. Научные исследования и эксперименты, разработка концепций и прогнозов, познание законов природы и общества, фундаментальные дисциплины. Хорошо себя проявляют в мобильных подходах и в трудноподъёмных проблемах. Превыше всего ставят объективную истину, добытую разумом. Стремление заниматься тем, что не познано, необычно, пусть оно и не обещает прямой и непосредственной отдачи в будущем. Любопытство, желание раскрыть тайны мироздания и изложить их научным языком. Желание экспериментировать и нежелание пользоваться проверенными, отработанными методами. Привлекают общие принципы, а не их конкретное использование и доводка. Житейская неприспособленность, игнорирование бытовой, социальной стороны жизни. В научных дискуссиях демократичны, открыты. Уровень интеллекта – вот критерий, которым они пользуются, когда дают свои оценки человеку.

Гуманитарная сфера деятельности. «Коммуникаторы». Интуитивность делает гуманитариев возвышенными, мечтательными людьми, а этичность – тонко эмоционально переживающими личностями. Культура и искусство, психология, педагогика, гуманитарные дисциплины, журналистика, философия и религия. Сильны там, где нужно докапываться до глубинных проблем отдельного человека. Хорошо отражают проблемы психологии масс. Их мысли направлены на поиски идеалов и духовной гармонии. Гуманитарии предпочитают либо обособленное общение с кругом избранных, либо выступления перед большими группами людей. Несмотря на их житейскую непрактичность, люди обращаются к ним в трудных нравственных ситуациях. Представителей этой группы отличает особый психологизм и способность сопереживать человеческому горю. Нравственно-мировоззренческие искания, сомнения и колебания.

Производственно-управленческая сфера деятельности. «Управленцы». Сенсорность придает управленцу заземленность и конкретность мысли, а логика – хладнокровие и расчетливость. Организация материального производства, менеджмент, управление машинами и механизмами. Хорошо себя чувствуют в командно-иерархических системах. Твердость и организованность. Реалистичность взглядов и поступков. Фантазии и смелые проекты не принимают без практического обоснования. Реализм дополняется прагматизмом. Не возьмется за дело, если оно не гарантирует весомой отдачи. «Увлеченность, эмоциональный порыв, благодарность потомков» – этим языком с управленцами говорить нельзя: сочтут вас неделовым человеком. Увлекаются управленцы обычно тем, что предметно, физически ощутимо. Как правило, это техника, активный отдых, спорт. Делают ставку на прагматический расчет, наличие ресурсов, а также личный опыт и имеющиеся технологии.

Социальная сфера деятельности. «Социалы». Сенсорика настраивает социалов на комфорт и прагматизм, а этика наделяет их эмоциями и вовлеченностью в отношения. Включает торговлю, общественное питание, здравоохранение, социальное обеспечение, сервис и досуг. Подходят для организации жизнедеятельности и отладки коммуникации в социуме. Настрой на общение, неформальные связи, радость жизни. Прекрасно чувствуют повседневные нужды людей. Настроены на групповое взаимодействие, удовлетворение текущих физических потребностей человека – в еде, отдыхе, общении, семье и т. п. Социальная заботливость и опека. В силу коллективистского духа быстро сходятся на почве бытовых проблем, создают теплые компании. В социальных группах идет обмен житейской информацией, светскими новостями.

 

Списки профессий, наиболее подходящих для каждой группы ориентации на вид деятельности даны в приложении №3.

Содержание курса

В соответствии с задачей обучения навыкам практической профориентации подростков, разработан специальный курс, включающий две ступени:

  • Теоретико-тренинговая часть курса (68 академических часов аудиторных занятий). Завершается защитой аттестационной работы.
  • Практико-диагностическая часть курса (36 академических часов диагностик школьников-подростков под руководством преподавателей). Дополняется разборами результатов учебных диагностик (32 академических часа).

Цели курса:

  • Ознакомление участников со сферами деятельности, в которых могут быть успешными представители разных психологических типов.
  • Выработка навыков практической диагностики ориентации на вид деятельности.
  • Осознание участниками своих профессиональных склонностей, ведущих к максимальному успеху и уверенному карьерному росту.

Теоретико-тренинговая часть курса занимает 6 дней по 10 академических часов и один день самостоятельных занятий для выполнения письменных домашних заданий. Тренинг проводят 2 преподавателя-тренера.

В программе курса:

  • Психологические функции: логика и этика. Логические и этические способы принятия решений, постановки целей, выбора средств для их достижения. Внешние отличия логических и этических типов, особенности их речи и поведения. Логические и этические способы убеждать, уговаривать, объяснять, подбирать аргументы, налаживать коммуникацию.
  • Психологические функции: сенсорика и интуиция. Внешние отличия, особенности речи и поведения у сенсорных и интуитивных типов. Особенности восприятия действительности. Способы найти понимание у интуитивного и у сенсорного. Средства организации жизни и работы. Имидж и самопрезентация. Лидерские качества.
  • Группы типов: «Ориентация на вид деятельности». Их отражение в речи, поведении, творчестве. Профориентация с применением соционики: профессии и специализации, наиболее подходящие для различных групп.
  • Упражнения по распознаванию характерных особенностей их представителей в движениях, текстах, музыке, в вербальном и невербальном общении. Обучение диагностике изучаемых признаков проводится по особенностям речи (практическая составляющая – разбор текстов, аудио-тренинги), внешности (анализ фотографий, видео-тренинги) и поведения (ролевые игры, видео-тренинги).
  • Техники активного слушания и ведения диагностического интервью; диагностика учащимися друг друга в малых группах.

Соотношение теоретического материала и практики в процессе теоретико-тренинговой части курса составляет 1:3, что позволяет приступить к практической деятельности непосредственно во время прохождения курса.

В результате курса учащиеся смогут:

  • Определять установки на вид деятельности, наблюдая и анализируя особенности речи, поведения, внешности. Проводить диагностическое интервью для выявления типологических особенностей, владеть техникой активного слушания. Содействовать профориентации других людей, применяя полученные знания.
  • Повысить эффективность своей профессиональной деятельности с учетом сильных сторон личности. Успешнее избегать неудач, заранее подстраховываясь по слабым сторонам. Знать характерологические особенности, которые помогают или мешают в профессиональном становлении.
  • В деловых контактах грамотно использовать знание психологических особенностей собеседников, партнеров для достижения большего успеха в переговорах.
  • Улучшить навыки самопрезентации. Укрепить свои лидерские качества.

 

Практико-диагностическая часть занимает 6 дней по 10 академических часов. Тренинг проводят 2 преподавателя-тренера.

Обучающиеся на тренинговом курсе, делятся на подгруппы по 10-12 человек для прохождения практики. В ходе практических занятий они осваивают роль наблюдателей-экспертов, определяющих психологические характеристики школьников-подростков.

В основе курса практической диагностики психологических типов лежит метод наблюдения. Участникам предлагаются различные игровые ситуации на разные виды деятельности. Сессия включает задания, в которых нужно проявить логическое мышление или эмоциональность, общительность или деловые качества, лидерские способности или гибкость, эстетическое чутье или фантазию. Кроме того, включены задания на легкость переключения с одного вида деятельности на другой, на умение концентрировать и удерживать внимание на одном процессе, на внимание к другим людям, а также на уровень интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей.

Наряду с игровыми заданиями участникам предлагаются психологические тесты и с каждым из них проводится небольшое интервью для уточнения типа личности.

По ходу выполнения заданий группа начинающих экспертов наблюдает и определяет отличительные признаки типов личности. После обработки собранной информации формируется психологический портрет личности, по которому можно сделать заключение о наиболее благоприятных сферах деятельности для данного человека.

План занятия практико-диагностической части курса

Наименование

Длительность

1.

Введение

15 мин.

2.

Тестирование

10 мин.

3.

«Знакомство» – участники называют себя, в каком классе учатся, какие предметы любят (не любят), какую профессию хотят выбрать (если знают). Рассказывают о своих хобби, кружках, занятиях спортом, любимых книгах, музыке и т.п.

20 мин.

4.

Диагностика с помощью ролевых игр (см. примерный список ниже)

3 ак. часа

5.

Обработка результатов, общение с родителями школьников, ответы на вопросы.

1 ак. час

 

Перерыв, обед

 

6.

Разбор трудных и ключевых моментов проведенной диагностики.

5 ак. часов

 

Итого:

10 ак. часов

 

Однодневный сеанс диагностики рассчитан на одновременное участие 5-7 школьников-подростков. Школьники участвуют в тренинге без учителей и родителей, чтобы исключить влияние сложившихся отношений.

Результаты тестирования обрабатываются непосредственно после тренинга и передаются в устной форме школьникам, их родителям и учителям.

Примеры ролевых игр, проводимых в процессе занятия

«Сказка с непредсказуемым концом»

Участники сочиняют сказку, по очереди добавляя к ней по 1 –2 предложения.

Эксперты наблюдают: склонность к фантазии или к использованию конкретных образов и представлений, легкость переключения, способность держать тему, эмоциональность, логичность.

«Опиши шкатулку»

Участникам предлагается описать воображаемую шкатулку.

Эксперты наблюдают: логическое мышление, склонность к фантазии, умение описать свои ощущения, образность речи, эстетическое чутье.

«Слова – жесты»

Участники разыгрывают известное четверостишье, каждый раз заменяя слова жестами.

Эксперты наблюдают: уровень интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей, эмоциональность, общительность, фантазию, умение работать в команде.

«Недостающий стул»

Проводится известная игра, когда стульев каждый раз на один меньше, чем участников.

Эксперты наблюдают: легкость переключения внимания, эмоциональность, деловые качества, лидерские способности, гибкость, внимание к другим людям, уступчивость, заботливость, склонность к решительным действиям.

«Рекламная акция»

Участникам предлагается прорекламировать какой-либо товар или продукт.

Эксперты наблюдают: умение концентрировать и удерживать внимание на одном процессе, внимание к другим людям, уровень интереса к собственному внутреннему миру и к внутреннему миру других людей, склонность к фантазии или к использованию конкретных образов и представлений, легкость переключения, способность держать тему, эмоциональность, логичность.

«Пилот вертолета»

Участники разыгрывают сценку, в которой пилот вертолета попадает в разные нештатые ситуации. При этом они должны проявить смекалку, заботливость, умение играть в одной команде, взаимопомощь, лидерские способности.

Все эти качества, а также выше перечисленные, наблюдают эксперты.

«Съедобное – несъедобное»

Известная игра, в ходе которой участники по очереди получают мячик от ведущего, называющего при этом съедобные или несъедобные предметы.

Эксперты наблюдают: легкость переключения, эмоциональность, логичность, внимание к другим людям.

«Сафари»

Участники представляют себя на сафари, изображая по команде ведущего различных животных.

Эксперты наблюдают: эмоциональность, общительность, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, умение концентрировать и удерживать внимание на одном процессе, внимание к другим людям, уровень интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей.

Примеры профессий для исследовательской сферы деятельности

Архивариус

Бизнес-консалтинг

Биржевой маклер

Вопросы, связанные с инвестициями

Детектив

Долгосрочное планирование

Изобретатель

Инструктор по вопросам управления

Инженер

Инженер-химик

Консультант по менеджменту

Компьютерные системы

Конструктор

Криминалист – эксперт

Маркетолог

Математик

Менеджер по закупкам

Научный работник

Оценщик

Предприниматель

Программист

Психоаналитик

Разведчик

Разработка компьютерных систем

Специалист по исследованию и развитию

Специалист по разработке индивидуальных программ

Специалист по стратегическому планированию

Ученый

Физик-атомщик (специалист по диагностике атомных реакторов)

Финансист-плановик

Экономический анализ

Юрист, адвокат, прокурор

Примеры профессий для социальной сферы деятельности

Агент по продаже недвижимости

Актер

Бармен, официант

Ведущий радио и телевидения

Ветеринар

Врач, хирург, терапевт, дантист

Диетолог

Дизайнер интерьера

Дошкольный педагог

Дрессировщик

Защита прав потребителя

Косметолог

Ландшафтный дизайнер, лесник, ботаник

Манекенщица

Массажист

Медсестра

Модельер одежды

Менеджер по гостиничному делу

Менеджер по кадрам

Менеджер по продажам

Менеджер по туризму

Менеджер ресторана

Музыкант, певец

Пекарь, повар-кондитер

Писатель

Плотник, столяр

Портье

Продавец

Психолог-тренер

 

Психотерапевт

Распорядитель в ресторане, гостинице

Рентгенолог

Садовник

Секретарь – референт

Семейный врач

Социальный работник

Социолог

Стюардесса / стюард

Телохранитель

Технолог по приготовлению пищи

Учитель

Фермер

Фитотерапевт

Фотомодель

Шеф-повар

 

Примеры профессий для управленческой сферы деятельности

Автослесарь

Администратор

Архитектор

Аудитор

Банкир

Банковский служащий

Бизнесмен

Бухгалтер

Владелец магазина

Военнослужащий, армия

Госслужащий, чиновник

Директор

Завскладом

Корректор, техническая обработка

Лаборант

Менеджер

Механик

Милиционер, инспектор ГАИ

Налоговый инспектор

Охранник

Пилот

Плотник, столяр

Пожарный

Правовед

Предприниматель

Производитель работ (прораб)

Ревизор

Редактор

Системный администратор

Служащий в исправительных заведениях

Следователь

Специалист по аппаратному обеспечению

Специалист по вооружению

Специалист по торговле материальными ценностями

Спортсмен, тренер

Старшая медсестра

Строитель

Судья

Технолог по приготовлению пищи

Топ-менеджер

Управляющий делами

Учитель физики, математики, информатики, труда, экономики

Фармаколог

Фермер

Финансовый инспектор

Шеф-повар

Экономист

Эксперт-оценщик авто- и мото-транспорта

Электротехник

Примеры профессий для гуманитарной сферы деятельности

Адвокат

Актер

Библиотекарь

Ведущий радио и телевидения

Духовный наставник, священник

Искусствовед

Консультант по выбору профессии

Координатор программ помощи сотрудникам

Музыкант

Певец

Переводчик

Писатель, журналист

Посредник в разрешении конфликтов

Психолог-диагност

Рекрутер

Секретарь – референт

Социолог

Специалист по подбору персонала

 

Специалист по связям с общественностью (PR)

Стюардесса / стюард

Учитель гуманитарной сферы

Фотомодель

Художник-оформитель

 

Прокофьева Татьяна Николаевна,
Девяткин Александр Сергеевич


Обновлено 15.12.2010 15:34 Прочитано : 18932 раз(а)