Экспресс-диагностика соционического типа Печать

Прокофьев В.Г., Прокофьева Т.Н.


Cтатья посвящена соционической экспресс-диагностике, использующей только МАРКЕРЫ ВНЕШНЕГО ВИДА, НИИ Соционики. Экспресс диагностика типаНЕВЕРБАЛЬНЫЕ МАРКЕРЫ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. В результате ее использования мы можем получить дополнительные преимущества в любом «переговорном процессе».

Введение
Освоение соционической теории и практики дает нам в руки мощный арсенал инструментов для личностного роста, становления, расширения нашего круга общения и техник воздействия на окружающих.
Его можно направить на решение нескольких разновидностей задач:

  • Ускорение личностного развития.
  • Повышение квалификации в профессиональной деятельности.
  • Улучшение взаимодействия, снижения уровня конфликтности в ближайшем окружении.

и

  • Совершенствование коммуникаций в наших ежедневных разнообразных социальных контактах.

И если в первых трех случаях реального успеха можно добиться только при условии надежного выхода на тип, то в последнем мы можем обходиться менее надежной, но зато более оперативной соционической ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКОЙ.
nii socionics express001

Мы каждый день неоднократно вступаем в различные контакты с самыми разными людьми. От степени нашего владения ситуацией результаты этих контактов могут оказаться более или менее успешными.
Применение соционических инструментов существенно расширяет наши возможности. Причем даже при неудачном типировании их эффективность в самом худшем случае скорее оказывается нейтральной. Это выглядит, как обычный очередной заход, как еще одна попытка найти «правильный» подход к человеку, к решению той или иной переговорной ситуации.
Но если мы успешно вышли на ТИМ - это дает серьезные дополнительные преимущества в «переговорном процессе».


Методика экспресс-диагностики – это ограниченная (за счет использования только МАРКЕРОВ ВНЕШНЕГО ВИДА, НЕВЕРБАЛЬНЫХ МАРКЕРОВ, ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ) версия Puzzle-технологии [1].
Лицо, фигура, одежда, пропорции частей тела человека, особенности его поведения, невербальные реакции, первые фразы разговора дают нам информацию не только о его личностных характеристиках, но и о его типологических особенностях.

 

Приобретя соответствующий опыт концентрации внимания на маркерах этих типологических проявлений, мы можем уже в первые секунды встречи с человеком, выдвигать обоснованную гипотезу его ТИМа и использовать это знание в процессе переговоров.

 

Мы можем успешно фиксировать и подвергать экспресс-анализу:

маркеры признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР):nii socionics express002

  • Интуиция-сенсорика [2]
  • Логика-этика [3]
  • Экстраверсия-интроверсия [4]
  • Рациональность-иррациональность [5]
  • Конструктивизм-эмотивизм [6]
  • Позитивизм-негативизм [7]
  • Статика-динамика [8]
  • Аристократия-демократия [9]

маркеры принадлежности к соционическим малым группам (МГ) [10]:

  • «Стимульные группы» [11]
  • «Группы восприятия» [12]
  • «Стили лидерства» («Масти», «Стили жизни», «Группы аргументации») [13]

маркеры интертипных реакций, а также работы ролевой функции модели А.  [14]

 

Синица в руках [15]

nii socionics express003
Цель экспресс-диагностики - повышение качества коммуникаций. Практика показала, что это может быть достигнуто даже без определения ТИМа собеседника в полной мере. Очень часто чтобы получить заметный результат достаточно опереться только на одну малую группу или один-два признака.
Например, сделать, акцент на конкретику в обсуждаемой теме (если партнер - сенсорик) или на перспективах задуманного (если партнер - интуит).
Также можно озвучить в первую очередь, например, широту и грандиозность проекта для сенсорика-экстраверта или связать обсуждаемую тему с личной заинтересованностью интуита-интроверта («стимульные» МГ).

 

Рассмотрим маркеры ПАР для экспресс-диагностики

Маркеры признака «интуиция-сенсорика»:

nii socionics express01

nii socionics express02

nii socionics express03

Одежда, прическа, макияж

nii socionics express04

nii socionics express05

nii socionics express06

nii socionics express07

 

Маркеры признака «логика-этика»:

nii socionics express08

nii socionics express10

nii socionics express09

 

Маркеры признака «экстраверсия-интроверсия»:

nii socionics express11

nii socionics express12

 

Маркеры признака «рациональность-иррациональность»:

nii socionics express13

 

Маркеры признака «аристократия-демократия»:

nii socionics express14

nii socionics express15

nii socionics express16

 

Маркеры признака «конструктивизм-эмотивизм»:
nii socionics express17

 

Маркеры внешнего вида принадлежности к малым соционическим группам (МГ) «Стимулы к деятельности»:

nii socionics express18


Особо можно отметить «обувные» маркеры принадлежности к «Стимульным группам»:

nii socionics express19

  • У «Рыцарей» - бросающиеся в глаза застежки, цепочки, имитация шпор, необычность исполнения
  • У «Королей» - дорогая, подчеркнуто брендовая обувь
  • У «Дам» - удобная комфортная, у женщин – подчеркнуто женственная
  • У «Пажей» - самая неброская

Маркеры внешнего вида принадлежности к МГ «Восприятия» проявляются в движении:

  • «Гибкие» двигаются плавно как кошечки, «перетекая» из одной точки пространства в другую
  • «Восприимчивые» - оставляют впечатление, что, почти не касаясь земли
  • «Обстоятельные» - как «Буратинки» (немного угловато, так, что в глаза бросаются локти, колени)
  • «Основательные» – наступая всей ступней.

Маркеры внешнего вида принадлежности к МГ «Стили лидерства» («Масти») проявляются в виде характерных жестов

nii socionics express20

 

Маркеры ролевой функции в модели А проявляются
в словах и действиях направленных на установление контакта при встрече, с КРАТКОВРЕМЕННОЙ фокусировкой на одном из 8-ми аспектах информации[15]:

  • на комфорте своем или чужом (БС)
  • на правилах или формате встречи (БЛ)
  • на регламенте или перспективности начатого процесса (БИ)
  • на комплиментах (БЭ)
  • на эмоциональном зажигании (ЧЭ)
  • на демонстрации крутизны себя или офиса (ЧС)
  • на перечислении открывшихся возможностей (ЧИ)
  • на демонстрации своей деловитости (ЧЛ)

Маркеры интертипных отношений проявляются
В том, что в первую очередь мы обращаем внимание на тех новых людей, с которыми у нас наиболее более плотные ИО [16], и дополняющих наш ТИМ по интуиции-сенсорике или логике-этике: дуальные, конфликтные.

Как реально на практике применять эту технологию?
«Переговоры – это не диагностическое интервью. Как одновременно и деловые вопросы решать и диагностировать?»
Всегда на переговорах есть промежуток между встречей собеседников и непосредственно деловой частью. Это и есть время экспресс-диагностики. А также есть паузы, перекуры, кофе-брейки ...

 

Выводы
По приведенным описаниям можно констатировать, что в арсенале специалиста-профессионала может быть накоплено достаточно знаний и опыта, для серьезного подхода к определению соционического ТИМа даже в режиме экспресс-диагностики. Многочисленные маркеры 8-ми ПАР, 3-х комплектов МГ, ролевой функции и ИО позволяют с успехом применять соционические инструменты в любых «переговорах», касающихся нашей личной жизни и профессиональной деятельности.
Важно только понимать, что в статье описаны ТОЛЬКО МАРКЕРЫ!
Каждый из них не отвечает 100% за фиксируемый полюс признака (психика человека – предмет достаточно гибкий, а его индивидуальный жизненный опыт очень специфичен). Кроме того, большинство из перечисленных маркеров могут вообще не проявиться в конкретной ситуации. Поэтому экспресс-диагностика не освобождает нас от необходимости приходить к определенным выводам только после пусть минимальной, но тем не менее обязательной экспресс-сверки собранных данных. Увидеть, сравнить, проанализировать и только тогда делать соответствующие выводы. И представленная методика позволяет это сделать!
Почему мы можем ее использовать, если заведомо пренебрегаем ее надежностью?
Да, потому что на нас не ложится ответственность за трансляцию нашего диагноза кому бы то ни было, за выдачу рекомендаций: как диагностированному жить, как работать и т.д.


Литература

1. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики // Сайт НИИ Соционики
2. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Интуиция-сенсорика" // Сайт НИИ Соционики
3. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Логика-этика" // Сайт НИИ Соционики
4. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Экстраверсия-интроверсия" // Сайт НИИ Соционики
5. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Рациональность-иррациональность" // Сайт НИИ Соционики
6. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Конструктивизм-эмотивизм" // Сайт НИИ Соционики
7. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Позитивизм-негативизм" // Сайт НИИ Соционики
8. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Статика-динамика" // Сайт НИИ Соционики
9. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Аристократия-демократия" // Сайт НИИ Соционики
10. Прокофьев В.Г. Соционические малые группы (МГ) // Сайт НИИ Соционики
11. Амирова Е.А. О Королях, Пажах, Рыцарях и Дамах
12. Опорные конспекты ТИМ-building. «Группы восприятия»
13. Прокофьева Т. Н., Прокофьев В.Г. Орлянская А.Е. Экспериментальное исследование соционических малых групп «стили лидерства»
14. Прокофьева Т.Н., Кузьмина М.. Описания соционических типов
15. В. Г. Прокофьев. Синица в руках или всегда ли нужна полная диагностика ТИМ?. //Соционика, ментология и психология личности", 4, 2008г.
16. Т.Н. Прокофьева, Е.А. Удалова. Геометрия интертипных отношений(1). Введение


Social commentary Cackle
Обновлено 08.10.2018 23:30 Прочитано : 12629 раз(а)