Психологические аспекты соционического интервью. Введение Печать

Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г.

Психологические техники работы с клиентом при определении соционического типа

В статье рассмотрены внедренные в НИИ Соционики психологические техники. Они направлены на работу как с состоянием клиента, так и с состоянием диагноста. Это тот арсенал, который позволяет эксперту создать во время консультации максимально комфортную атмосферу, раскрыть клиента и увидеть его проявления наиболее полно. Очень важно, что и в обычной жизни такие навыки помогают значительно улучшить коммуникацию.

Ключевые слова: соционика, определение соционического типа, психология, консультирование, соционическое интервью, сильные функции, слабые функции, фокус внимания, активное слушанье, установление контакта, работа с возражениями.

Введение

Для диагностики типа информационного метаболизма (ТИМ) сегодня применяются различные методы и подходы. В их освоении основной упор делался (и в большинстве школ продолжает делаться) на изучение и упорядочение непосредственно соционических знаний.

socionica phsihologiya3Ноsocionica phsihologiya4, к сожалению, как показывает практика, этого багажа недостаточно для получения надежного результата. Модель А в психике человека – это тоже, что и скелет в его теле. Как и скелет она скрыта от прямого наблюдения. Поэтому во время диагностики мы имеем возможность наблюдать только реакции человека в рамках естественных или искусственно созданных ситуаций. А также получить блок вербальной информации в его (клиента) интерпретации.

Очевидно, что этот поток поступающих к нам данных в подавляющем объеме, не имеет прямых указаний на ТИМ клиента. И только четкое понимание и разграничение информации на соционическое/несоционическое позволит получить достоверные данные для анализа. Если же при этом мы не будем игнорировать наблюдение за невербаликой и будем фиксировать текущее, сиюминутное состояние клиента, то тем самым мы серьезно уменьшим вероятность появления серьезных ошибок в диагностике.

Еще один фактор, который ведет к ошибкам, заключается в том, что мало кто вообще может без серьезной подготовки и наличия опыта адекватно воспринять, прочувствовать и понять своего собеседника, правильно истолковать его речь, ответы на вопросы. Для основной массы людей в момент общения, привычно, даже слушая собеседника, слышать в основном, самого себя. Так, в начале обучения на первых диагностиках мы при разборах часто слышим от студентов примерно такой аргумент: «Ну, я же его спросил об этом». И на вопрос тренера «А что он ответил?», после паузы, начинается интерпретация ответа клиента. Студент сначала рассказывает своими словами, как он понял ответ, затем свой текст анализирует, и тем самым диагностирует уже не клиента, а себя.

Чтобы избежать такого рода ошибок, система обучения профессиональных диагностов-социоников на наш взгляд должна включать отработку тех же психологических техник, которым обучают психологов – консультантов. В этой статье мы расскажем о своей практике психологической подготовки наших студентов для ведения очного соционического интервью.


Этот наиболее надежный метод работы с клиентом, впервые описан В.В. Гуленко [3]. Главное его достоинство – возможность получения информации от socionica phsihologiya1клиента в присущей ему, минимально регламентируемой извне семантике. Это достигается тем, что эксперт только в интервью может задавать клиенту открытые вопросы. Также интервью позволяет не только невербально оценивать качество получаемых ответов и непосредственно наблюдать за реакциями клиента на различные ситуации, но и формировать атмосферу доверия и эффективного взаимодействия с клиентом.
Поэтому мы в НИИ Соционики утверждаем, что, работая с человеком, нелепо пренебрегать психологией, которая, позволяет создать клиенту комфорт, снять напряжение, дать ему почувствовать себя естественно, «разрешить» свободно говорить о себе, «не прятаться». И тогда мы получаем ситуацию, в которой человек чувствует себя свободным в выборе направления беседы, которая аккуратно корректируется вопросами консультантов. И чем доверительнее атмосфера, тем охотнее он предоставляет типировщикам именно ту информацию, которая нужна, иногда даже предваряя наши вопросы. Среди других достоинств очного интервью мы видим также следующие возможности:


• проводить разговор в свободной форме, адаптивно (интерактивно) подбирать интересные темы для стимуляции включенности клиента в разговор, гибко в ходе беседы менять список вопросов,
• варьировать углубление в ту или иную тему, по ходу меняя подробность ее раскрытия, в зависимости от объема накопленных данных по тем или иным типологическим особенностям,
• получать обратную связь, разъяснять вопросы, уточнять ответы, наблюдать за поведенческими реакциями, невербальными знаками,
• при запросе на психологическую консультацию уже на этапе соционической диагностики, применяя инновационные методы, выявлять психологические проблемы клиента.


Рассмотрим подробнее влияние факторов, усложняющих процесс восприятия и обработки экспертом диагностической информации.


Первое
Наблюдая за клиентом, мы видим его реакции, как связанные с проявлением его типа информационного метаболизма, так и обусловленные его уникальным жизненным опытом:


• успехами, неудачами, которые не всегда детерминированы работой его сильных или слабых функций;
• накопленными знаниями, эрудицией, словарным запасом;
• осознанным учетом прошлого опыта (например, профессионального);
• выработанными навыками (как результатом воспитания в семье, прохождения учебы, тренингов, работой по личностному росту);
• накопившимися привычными реакциями на знакомые ситуации;
• проявлениями воли клиента (его текущими желаниями, целями, планами, намерениями);
• пережитыми психологическими травмами;
• возрастом, полом, местом жительства и т.д.;
• наконец, частоколом штампов социально желательного «правильного» или, наоборот, «маргинального» поведения;


Кроме этого на состояние клиента может повлиять даже фактор наличия у него знаний по соционике (не всегда качественных) или опыта предыдущих неудачных типирований, а также влияние особенностей, связанных с другими типологиями.
И сиюминутные моменты, связанные с его:


• физическим самочувствием;
• и эмоциональным состоянием.


Второе
В соционике, как и в психологии, «измеряющим инструментом» пока остается не специализированный прибор с необходимым для диагностики набором регистраторов, а тоже личность, человек-эксперт со своим душевным устройством. Все выше перечисленное ему также свойственно и должно учитываться к моменту контакта с клиентом.
И первое и второе создает «шумовой фон» для проводимых нами «диагностических измерений», поэтому очень важно свести его до минимума.


Третье
Исследуя какое-либо явление в природе или в технике, мы обычно пользуемся инструментами с ценой деления существенно меньшей, чем измеряемые нами параметры изучаемого явления (например, измеряем в миллиметрах метровые экземпляры, в граммах килограммовые образцы).
При соционической диагностике мы, можно сказать, измеряем человека человеком, психику клиента, психикой конкретного эксперта, Т.е. это означает, что реальная цена деления нашего измерительного прибора одного порядка с исследуемым явлением. В такой ситуации мы получаем еще один дополнительный источник «шума» - субъективизм эксперта.
.
Учитывая все это, для повышения качества диагностики мы применяем не только надежную методику - Puzzle-технологию [1,2], построенную на принципе многократного выхода на соционический тип, но и психологические техники, позволяющие нам и учитывать, и непосредственно работать как с состоянием клиента, так и с состоянием диагноста.

 

Список литературы
1. Прокофьева Т.Н. Методика диагностики типов информационного метаболизма. // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология, №9, 2006.
2. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики. // http://socionics.ru/diagnostic/puzzle
3. Гуленко В.В. Соционическая диагностика: метод интервью. //- Киев, 01.02.1999 // Соционика, ментология и психология личности, 2002, № 2

4. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. СОЦИОНИЧЕСКОЕ и ИНДИВИДУАЛЬНОЕ. КРИТЕРИИ. 2017

5. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Психологические аспекты соционического интервью. часть II. Методы работы с клиентом. // http://socionics.ru/component/content/article/49-diagnostickat/782-socionicaphsihologiya2

 


Social commentary Cackle
Обновлено 24.10.2021 13:31 Прочитано : 10467 раз(а)